Внешняя политика Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Сегодня, в начале 21 века, когда мировой порядок формируется в сторону мультиполярной системы, РМ не может оставаться вне сообществ, сформированных государствами . В этом смысле, влияние интеграционных процессов на западе, а также интеграционно-дезинтеграционных в рамках СНГ на внешнюю политику Республики Молдова, является не случайным. В качестве государства лишенного собственных ресурсов, но зависимой от Российских, Республики Молдова все больше становится зависимой от процессов, которые развиваются на Западе.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

    Хотя это не должно пока что оказывать значительного влияния на отношения между Молдовой и Украиной, молдавское руководство должно быть готово к тому, что позиция Украины по некоторым спорным вопросам, как, например, по приднестровскому вопросу, может стать более сдержанной. В то же время эти изменения не приведут к устранению продолжающегося ухудшения отношений между Румынией и Украиной. Все это приведет к тому, что региональная политика приобретет все более «балканский» характер.

Румыния: превращение в защитника Молдовы в глазах ЕС

    Основные элементы: Политика Румынии по отношению к Молдове определяется двумя основными факторами: (а) ее положением в качестве ключевого элемента атлантического политического влияния в Юго-Восточной Европе; (б) историческими связями с находящейся на правом берегу Прута Республикой Молдова, в которой некоторые политические круги Румынии открыто или осторожно подпитывают мечту о «воссоединении». В этом смысле основной целью внешней политики Румынии является поддержка европейских устремлений Молдовы, сохранение прозападного курса Молдовы и максимального вытеснения российского влияния в Молдове. В то же время Румыния все время прилагает усилия для укрепления позиции «один народ-два государства», «особенности» молдавско-румынских отношений и для сохранения возможности перспективы «воссоединения». Отказ Румынии подписать базовый договор и договор о границе с Молдовой лишь заставляет определенные круги политической элиты Молдовы подозревать, что мечта о «воссоединении» является ключевым фактором, лежащим в основе геополитических задач Румынии в отношении Молдовы.

    Текущая ситуация: «Изменение режима» в Молдове, за которым последовала победа Траяна Бэсеску на президентских выборах в Румынии, является в целом благоприятным фактором для укрепления молдавско-румынских отношений, а также для европейских устремлений Республики Молдова. В обеих странах немедленно наметилось потепление двусторонних отношений. Визовый режим, введенный коммунистическими властями Молдовы после апрельских волнений 2009 года в связи с обвинениями Румынии в участии и организации уличных протестов, был быстро снят. Был подписан и вступил в силу Договор о малом трансграничном передвижении, а также достигнута договоренность об открытии в Республике Молдова двух новых консульств Румынии. Кроме того, президент Румынии является серьезным проатлантическим лидером, который, наверняка, будет проводить активную промолдавскую внешнюю политику, направленную на прочное становление Молдовы на европейские рельсы развития, идеально, в рамках «западно-балканского» пакета мер политики. Однако способности румынского руководства на практике реализовать свои энергичные заявления все еще остаются под вопросом.

    Кроме этих тенденций, глобальный финансовый кризис в совокупности с медленным, но уверенным восхождением геополитической звезды Азии в некотором смысле несколько изменил направление деятельности основных геополитических игроков, а также направление финансирования из ограниченных источников, имеющихся для проведения внешней политики в регионе. Однако по этой же причине многие небольшие страны стали намного уязвимее по отношению к влиянию и давлению извне. Это особенно характерно для стран СНГ, а также и для балканских стран. Поэтому более сильные игроки, способные мобилизовать ограниченные ресурсы, могут использовать их для достижения своих геополитических задач в регионе. Как Запад, так и Россия немедленно предложили такие источники, однако, кризис все еще продолжает оказывать влияние, и эта история далека от своего завершения.

4. Курсируя по водам геополитики .

    Хотя с середины 2000-х годов Молдова официально заявила о том, что европейская интеграция является конечной целью ее внешней политики, дорога в этом направлении оказалась довольно ухабистой.. Социальные волнения, вызванные утверждениями о фальсификации результатов всеобщих выборов 5 апреля 2009 года, политический кризис и создавшаяся тупиковая ситуация в условиях квази-гражданского конфликта, разделившего население Молдовы практически на две половины, послужили громким сигналом к пробуждению для иностранных наблюдателей и демонстрации того, что не все не так уж хорошо в Молдове, проходящей период демократизации и устремленной в сторону Европы. Они также явились шокирующим напоминанием для определенных кругов политической элиты и населения Молдовы о том, насколько шаткими являются основы, на которых построено это государство.

    Повторные выборы, проведенные в июле 2009 года, привели к власти антикоммунистические оппозиционные партии, которые сформировали, хотя и с некоторой задержкой, Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ). Поскольку выбрать президента опять не удалось, время неизбежно покажет, насколько прочным является АЕИ, а также насколько решительно настроены его лидеры, включая вопросы внешней политики. Вполне естественно, что АЕИ является неоднородным образованием, и эта неоднородность распространяется также на вопросы внешней политики

    После завершения выборов, которые привели к отстранению от власти правящей Партии коммунистов, были широко распространены ожидания достижения быстрого прогресса в отношениях с ЕС и Румынией, а также роста напряжения в отношениях с Российской Федерацией. Пока что эти ожидания лишь частично подтвердились реальностью. На самом деле картина оказывается несколько сложнее, чем это некоторым представлялось.

    Безусловно, Альянс быстро перешел к укреплению отношений с ЕС и Румынией, в частности. Еще раз были подтверждены европейские устремления, было еще громче заявлено о намерениях интегрироваться в ЕС. Однако проНАТОвская риторика ослабла, а обещания выйти из СНГ, которые высказывались некоторыми членами Альянса, были поставлены под вопрос. Более того, молдавские власти были чрезвычайно аккуратны в установлении прагматических отношений с Россией (прогресс в области экспорта винодельческой продукции является ярким примером такого прагматизма) и сохранении стратегического диалога с российскими властями, и это происходит, несмотря на практически полную поддержку Россией в ходе обеих избирательных кампаний 2009 года Партии коммунистов, находящейся тогда у власти.

    Такой практичный подход может являться показателем, как усиления уязвимости Молдовы, так и понимания основных сдерживающих геополитических факторов внешней политики Молдовы. Молдове сейчас меньше всего нужны внешние шоки, вызванные дипломатическими промахами. Это не означает, что молдавские власти должны проводить покорную внешнюю политику и пренебрегать национальными интересами. Скорее эта политика должна быть прагматичной и направлена на достижение текущей общей национальной цели европейской интеграции/сближения с Европейским Союзом с учетом существующих сдерживающих факторов, она также должна воздерживаться от драматизма неожиданных геополитических разворотов. Такой благоразумный подход должен находить свое отражение и во внутренней политике, он может привести к созданию более сплоченного молдавского общества.

Другим возможным вариантом, который, на самом деле поддерживают некоторые группы в руководящем Альянсе, является энергичное движение в сторону евро-атлантической интеграции, направленное как на вступление в ЕС, так и в НАТО вкупе с ярко выраженными антироссийскими действиями и заявлениями, а также мерами, которые могут восприниматься как ущемляющие права русскоязычного меньшинства. Однако такой подход связан с риском дестабилизации, как Альянса, так и политической ситуации в стране в целом; а отрицательная реакция избирателей на предстоящих выборах может вообще уничтожить Альянс. В целом, Альянс является динамичным и «взрослеющим» организмом, поэтому мы можем видеть черты обоих подходов по мере того, как Альянс будет пытаться найти выработать общий знаменатель. Не менее важным является и то, что некоторые иностранные игроки могут также находиться в процессе выработки и формулирования политики и подходов к диалогу с новым молдавским руководством. Иногда это может приводить к ставящим в тупик колебаниям и изменениям в молдавской внешней политике, однако в более долгосрочной перспективе понимание и адаптация к тем сдерживающим факторам и условиям, которые были представлены в данном анализе, поможет встать на более прочный путь. 
 
 
 
 
 
 

5. Выводы и рекомендации для выработки мер политики.

         Основным посылом на внешнем  фронте является наполнение проевропейского политического курса практическим значением: слова не должны расходится с делами. То есть, все внешнеполитические и особенно «проевропейские» обязательства не должны оставться лишь на бумаге, они должны находить свое отражение свое отражение в глубоких и всеобъемлющих внутренних реформах. В то же время необходимо развивать открытые отношения сотрудничества с другими региональными игроками и избегать ненужных или провокационных заявлений или действий(направленных для внешнего или внутреннего политического использования). Процессы европейской интеграции не должны быть чрезмерно бурными, скорее, это должен быть спокойный и уравновешенный процесс. 

Угрозы/вызовы/риски/возможности  для развития Варианты  политики/стратегии
Из-за своего географического  расположения и плохой транспортной инфраструктуры Молдова представляет собой отдаленный и непривлекательный  транзитный путь. В  то же время как  это показывает пример Джурджулешт, частные  компании, применяющие  принципы современного управления и промышленные ноу-хау, вполне успешно могуть создать сектор международных транспортно-логистических услуг в Молдове.
  • Рационализировать транспортные процедуры и сделать их более транспарентными, включая более широкое использование электронных технологий с целью ускорения прохождения таможенных процедур;
  •      Продолжать привлекать средства ЕС и более эффектвно использовать собственные ресурсы для восстановления/ строительства мостов, соединяющих Молдову с Украиной, Румынией, а также правобережную Молдову с правобережной;
  • Проводить оценку приемлемости более широкого пакета технических решений для ускорения транспортного потока и увеличения объема железнодорожных грузоперевозок между Молдовой и Европой, проходящих через Румынию;
  • Изменить Земельный Кодекс с целью упрощения процедур изменения назначения сельскохозяйственного назначения на строительное) для упрощения создания различных видов промышленных парков, включая те, которые предоставляют между-народные транспотрно-логистические услуги;
  • На основе опыта в Джурджулештах продолжать привлекать иностранные компании для создания транспортно-логистических центров в Кишиневе, Бельцах, Унгенах.
В начале переходного периода Молдова потеряла значительную часть своего трудового и человеческого капитала. В условиях, когда миграция является легко осуществимой, Молдова по-прежнему продолжает терять свои трудовые ресурсы. Привлекательность миграции начнет ослабевать по мере роста уровня заработной платы на внутреннем рынке; но в обозримом будущем миграция останется неотъемлемой частью молдавской модели развития. 
  • При помощи своих дипломатических служб, обеспечивая надлежащее выполнение международных и двусторонних соглашений, молдавскому государству необходимо обеспечить эффективную защиту своих граждан во всех уголках мира;
  • Молдове необходимо эффективно реформировать свой образовательный сектор и избавиться от коррупции для того, чтобы молдавские дипломы признавались на международном уровне, благодаря чему граждане Молдовы получат больше возможностей находить более высокооплачиваемую работу за рубежом;
  • Создать эффективное, независимое и беспристрастное Агентство по аккредитации всех учебных заведений послешкольного образования;
  • Содействовать открытию иностранными высшими и профессионально-техническими учебными заведениями своих отделений в Молдове, а также участвовать в европейских образователь-ных проектах в целях внесения более значительного вклада в развитие человеческого капитала в Молдове;
  • Адаптировать учебные программы в соответствии с потребностями рынка посредством установления партнерских отношений между учебными заведениями и работодателями;
 Молдова достигла значительной географической диверсификации своей внешней торговли и высокого уровня интеграции в мировую экономику. Однако из-за ухудшения условий внешней торговли и роста потребностей растущей экономики показатели внешней торговли Молдовы полностью разбалансированы. 
  • Для накопления валютных средств, необходимых для оплаты незамещаемой импортной продукции Молдове необходимо продавать большие объемы более дорогостоящей экспортной продукции. Достижение этой задачи в краткосрочной перспективе невозможно, поэтому в ближайшем будущем в стране будет сохраняться высокий дефицит торгового баланса. В долгосрочной перспективе по мере того, как фактические объемы производства достигнут своей потенциальной мощности, экспортные возможности будут расти. Представленные выше меры политики будут способствовать этому. Более конкретные меры политики включают в себя:
  • Обеспечение транспарентности и эффективного выполнения существующих довольно простых таможенных процедур;
  • Устранение всех механизмов препятствующих развитию конкуренции в импорте;
  • Упрощение системы выдачи технических разрешений, а также сертификатов качества и безопасности продукции;
  • Принятие норм ЕС в ветеринарной и фитосанитарной областях;
Присутствие России в регионе усиливается притом, что в силу даже своего размера она имеет сильные рычаги воздействия на многие страны, включая Молдову. При установлении более дружелюбного режима в Украине Россия может проявлять больший интерес и проводить более продуманную политику по отношению к Молдове, которая оказывается довольно разобщенной в вопросах политики, которую необходимо проводить по отношению к России. Для Молдовы чрезвычайно важно найти правильный, неущемляющий национальных интересов подход во взаимоотношениях с этим международным партнером.
  • Регулярно встречаться с российскими партнерами для устранения недопонимания и обеспечения должного общения и избегать неустойчивости во взаимоотношениях;
  • Совместно с российским партнерами работать над обеспечением соблюдения и уважения интересов молдавских компаний и граждан Молдовы;
  • Проявлять уважение к Российской Федерации, придерживаясь при этом приоритетных всеобъемлющих задач европейской интеграции; среди прочего заверить Россию в том, что:
  • На ее экономические и инвестиционные интересы не будет распространяться дискриминационное отношение;
  • Права русскоязычного меньшинства будут соблюдаться, что к нему будет такое же отношение, как и к другим группам населения, что русскоязычные средства массовой информации не будут закрываться или притесняться, а к ним будут относиться в соответствии с положениями национального законодательства;
  • Молдова намерена оставаться нейтральной страной;
  • В случае оказания давления, препятствующего прогрессу интеграции Молдовы в ЕС (например, по энергетическим вопросам), будут использоваться дипломатические рычаги для демонстрации того, что это давление мешает реализации европейской приверженности Молдовы, и при необходимости, будет привлекаться ЕС для решения этих вопросов;
  • России необходимо напомнить о своих обязательствах в рамках приднестро-ского конфликта, но при этом быть готовым к тому, что эта ситуация не будет разрешена еще в течение какого-то времени. При поддержке со стороны Европы вести борьбу за умы и 
    сердцажителей Приднестровья, включая реализацию проектов сотрудничества на уровне местных общин и деловых кругов; 
Румыния непременно и значительно повысит свою роль в качестве сторонника Молдовы в процессе европейской интеграции.
  • Хотя эти добрые намерения приветствуются, молдавским властям следует проявлять некоторую осторожность с тем,чтобы эти усилия не оказались контрпродуктивными для 
    внутриполитической ситуации в стране;
  • Планы Румынии по поддержке интересов Молдовы должны координироваться с политическими планами Молдовы;
  • Молдова пытается сохранить свою государственность,поэтому любые унионистские заявления должны 
    контролироваться
После выборов Украина находится на переходном этапе; потребуется еще некоторое время, прежде чем политика этой страны прояснится. Скорее всего, она станет более дружественной по отношению к России, сохранив при этом свой курс на европейскую интеграцию. В руках Украины находится ключ (по крайней мере, один из них) к безопасности Молдовы и ее европейской интеграции. Молдова должна прилагать усилия к тому, чтобы сохранять дружественные отношения с этой страной и более тесно сотрудничать с ней по тем вопросам, которые служат интересам Молдовы.
  • Урегулировать все оставшиеся спорные вопросы, касающиеся, например, собственности, территориальных споров и т.д.;
  • Тесно сотрудничать с Украиной по вопросам европейскойинтеграции (а также в области энергетических вопросов), 
    включая обмен опытом по тем вопросам, где одна из стран больше продвинулась вперед (например, по переговорному процессу с Ассоциацией свободной 
    торговли). Однако, если позволит прогресс, достигнутый на местах, Молдове было бы разумно отмежеваться от 
    Украины и быстрее идти вперед по собственному пути;
  • У некоторых известных лиц политической элиты Украины 
    есть молдавские корни, поэтому было бы разумным 
    использовать «эмоциональные» связи для сотрудничества 
    между двумя странами
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. «Закон о государственном регулировании ВЭД» Мониторул Офичиал Р. Молдова №  160-162/1201 от 23.12.2000.
  2. Дегтярева О.И. Полянова Т.Н, Саркисов С.В., Внешнеэкономическая деятельность, обучающее пособие,2-е издание-К.: Дело 2000 г.
  3. Интернет ресурсы: htpp: //allmoldova.com/, htpp: //www.statistica.md/, htpp: //www.expert-grup.org/.

Информация о работе Внешняя политика Республики Молдова