Внешняя политика Республики Молдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:24, реферат

Описание работы

Сегодня, в начале 21 века, когда мировой порядок формируется в сторону мультиполярной системы, РМ не может оставаться вне сообществ, сформированных государствами . В этом смысле, влияние интеграционных процессов на западе, а также интеграционно-дезинтеграционных в рамках СНГ на внешнюю политику Республики Молдова, является не случайным. В качестве государства лишенного собственных ресурсов, но зависимой от Российских, Республики Молдова все больше становится зависимой от процессов, которые развиваются на Западе.

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

Введение.

Внешняя политика: в поисках равновесия...

     Сегодня, в начале 21 века, когда мировой порядок формируется в сторону мультиполярной системы, РМ не может оставаться вне сообществ, сформированных государствами . В этом смысле, влияние интеграционных процессов на западе, а также интеграционно-дезинтеграционных в рамках СНГ на внешнюю политику Республики Молдова, является не случайным. В качестве государства лишенного собственных ресурсов, но зависимой от Российских, Республики Молдова все больше становится зависимой от процессов, которые развиваются на Западе.

        Будучи молодым государством, которое  добилось своей независимости  всего лишь 15 лет назад, находясь  среди 3х регионов - Центральная  Европа, Балканы, СНГ, наша страна  пытается найти свое место в рамках происходящих процессов.

     Исходя из этого, актуальность настоящей работы обусловлена некотороми факторами.

      Во-первых, процессами происходящими  в Европе, которые по своей  природе и характеру являются  комплексными и динамическими,  противоречивыми и незаконченными, и прямым образом действуют на национальный интерес и внешнюю политику государств, включая Республику Молдова, на общесвто в целом и, в частности, на индивидов.

     Во-вторых, сегодня существует необходимость нового взгляда на внешнюю политику, в которой множество подходов и ииследований проведенных на данный момент как нашими учеными, так и заграничными, пока не могут очертить общий целостный вид внешней политики Республики Молдова. Это дает возможность расширить область исследования внешней политики.

    В-третьих, ориентация исследования на синтез, который менее всего встречается в специальной литературе на пост-советском пространстве, поддвигает исследование внешней политики к взаимовлиянию, и взаимозависимости интеграционных процессов и внешней политики. Под этим углом наше исследование вырисовывается в следующую форму «интеграц процесс - внешняя политика», что даст возможность более четко определить влияние внешних и внутренних факторолв на политику РМ на международной арене.

      Как любая маленькая страна, Молдова подвержена влиянию более крупных геополитических игроков, она также является тем местом, где встречаются или сталкиваются интересы этих игроков. К этой картине следует добавить еще один штрих – устремления Молдовы тесно связаны с тем или иным центром силы: вступление в ЕС или возвращение в «российский» мир. Поэтому, понимание целей, которых желает достичь страна, является необходимым, но недостаточным для нее. Чрезвычайно важную роль играет способность двигаться к этой цели по наиболее благоприятному курсу. В данном  реферате делается попытка проанализировать внешнюю политику Молдовы с точки зрения основных сдерживающих факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Более того, в данном анализе рассматривается контекст, в котором необходимо принимать решения в области внешней политики, а также определять, какие подходы следует избирать при выработке решений в области внешней политики.

1. Международные отношения .

     Являясь небольшой страной, расположенной на окраинах двух геополитических центров, Молдова подвергается действию различных влияний, которые красной нитью проходили сквозь всю историю страны, будь то периоды, когда она являлась частью более крупных держав или когда она стала независимым государством. Эти влияния очень обширны, начиная с экономических и торговых связей вплоть до лингвистических и культурных уз. После обретения Молдовой независимости ее внешняя политика оказалась под сильным влиянием этого внутреннего комплекса связей с восточными и западными соседями, а также с историческим и геополитическим контекстом. На протяжении всех этих лет молдавскому правительству не удалось выработать сбалансированную внешнюю политику, направленную на эффективное продвижение национальных интересов страны (которые на протяжении большей части периода не были даже четко сформулированы), в результате чего внешняя политика Молдовы была крайне изменчивой или настолько «многовекторной», что, в лучшем случае, вызывала некоторое головокружение.

   В то же время в силу различных влияний Молдову можно рассматривать как арену для геополитической борьбы между крупными геополитическими игроками. Если говорить в общих чертах, то до сих пор здесь имелось два основных региональных центра силы и полюса притяжения - Европейский Союз и Российская Федерация. С одной стороны, «идентичность» европейского полюса в восприятии некоторых политиков и социальных групп усиливается тем, что его членом является Румыния, и, следовательно, имеется перспектива воссоединения с европейской семьей народов. США, наиболее влиятельный мировой игрок, имеющий значительные интересы на перифериях постсоветского пространства, также поддерживает европейскую ориентацию Молдовы, которая тяжелым грузом ложится на весы, уравновешивающие баланс сил в регионе. Тем не менее, влияние США можно рассматривать как осложнение принятия решения в пользу европейской ориентации, так как в этом случае к нему добавляется еще и атлантический оттенок. С другой стороны, «идентичность» России усиливается опять же для отдельных политиков и социальных групп как следствие сохранившихся воспоминаний об относительно процветающем советском прошлом. Однако, как будет показано далее, разделение общественного восприятия не такое уж четкое, а общая картина представляется довольно расплывчатой.

2. Тесные связи - сдерживающие факторы внешней политики

       Как уже отмечалось, Молдова является маленькой страной, открытой и подверженной ряду влияний и сдерживающих факторов совершенно различного, но в то же время вполне ощутимого характера. В этом пункте делаются попытки описать эти факторы.

      Экономическое развитие Молдовы очень сильно зависит от связей, как с европейскими, так и российским рынками. Эти два игрока являются основными партнерами Молдовы: на их общую долю приходится до 3/4 молдавского экспорта и более половины импорта. Хотя за последнее десятилетие доля России, как в экспорте, так и в импорте, значительно сократилась, эта страна все еще занимает важное место для экспортеров Молдовы (в течение 2009 года Россия даже поднялась на верхнюю позицию в списке стран-потребителей молдавского экспорта). Эмбарго на молдавскую винную продукцию, введенное в марте 2006 года, отрицательное повлияло на экономику Молдовы и пошатнуло винодельческий сектор страны. В целом российский рынок является жизненно важным для сельского хозяйства Молдовы в силу исторических традиций, медленной модернизации этого сектора экономики, а также высокого уровня конкуренции на рынках ЕС.

    Объемы прямых российских инвестиций в экономику Молдовы довольно низкие, и в докризисном 2007 году они составляли примерно 10 % от общего объема ПИИ (прямые иностранные инвестиции). Однако значительная часть ПИИ из ЕС (66,5% в 2007 году) поступает из стран с гораздо более свободным налоговым законодательством, поэтому наверняка определить источник этих капиталов трудно. В то же время совершенно очевидно, что значительные объемы ПИИ из ЕС сопровождаются гораздо более тесной промышленной интеграцией, благодаря чему молдавские субподрядчики становятся частью многонациональной производственно-сбытовой цепи. Этот процесс стал гораздо более заметным после расширения ЕС на восток.

      Роль России усиливается также в связи с уязвимостью энергетической безопасности Молдовы. Природный газ является стратегическим источником энергии для Молдовы (на его долю приходилось 44% всего объема потребления энергоресурсов в 2007 году), особенно это характерно для сектора домашних хозяйств. Ведущая роль природного газа как источника энергии сама по себе не является фактором уязвимости, однако таким фактором является отсутствие иного, кроме России, потенциального поставщика природного газа. Случайно или нет, однако, новая ценовая политика, проводимая Газпромом в отношении так называемого «ближнего зарубежья», совпала с новым этапом наступательной политики России в странах бывшего Советского Союза после событий оранжевой революции в Украине, чему предшествовал провал подписания меморандума Козака в Молдове. С тех пор цены на газ, импортируемый из России (с технической точки зрения - это казахский газ) в Молдову, повысились более чем в четыре раза с 80 долл. США за 1000 м3 в 2005 году до 320 долл. США в январе.2010 в январе 2010 года. Посредством своих компаний Россия занимает серьезные позиции в газотранспортной инфраструктуре и в производстве электроэнергии (например, Кучурганская ГЭС в сепаратистском приднестровском регионе, которая поставляет электроэнергию на правый берег Молдова). Более того Российская Федерация нередко использует энергетические рычаги в качестве мощных инструментов достижения своих геополитических целей и не чурается отключения газа, как показал зимний российско-украинский газовый конфликт.

В этом смысле энергетическая зависимость Молдовы является одним из основных ограничительных факторов внешней политики. Неудивительно, что был предпринят ряд шагов по снижению уровня этой зависимости, как, например, присоединение к Европейскому Энергетическому Договору. (Это присоединение обусловлено выполнением Молдовой ряда обязательств). Однако существенные положительные результаты носят скорее средне- и долгосрочный характер, тогда как в краткосрочной перспективе эта уязвимость в значительной степени сохранится.

 Правда, экономическая зависимость Молдовы от ЕС и России на этом не заканчивается. В течение ряда лет трудовая миграция и связанные с нею доходы способствовали росту молдавской экономики благодаря повышению внутреннего спроса и пополнению государственной казны. До того, как глобальный экономический кризис достиг своего максимального уровня, что немедленно сказалось на уровне потоков трудовой миграции, Россия и ЕС были абсолютными лидерами среди стран, куда отправлялись рабочие мигранты из Молдовы (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 Распределение трудовой миграции из Молдовы по странам, тыс. чел., 2006-2008 г.г.

 
    2006
    2007
    2008
ЕС
    91,2
    95Л
    88,2
Россия
    192,5
    210,8
    191,1
Другие страны
    26,5
    29,7
    30,5

Источник: Обследование рабочей силы, ИБС

       В то же время доход, получаемый рабочими-мигрантами в более богатых странах ЕС был выше, следовательно, денежные переводы, отправляемые домой, были в среднем выше, чем те, которые отправлялись из России. В 2007 году объемы денежных переводов, отправленных рабочими-мигрантами домой, достигли ошеломляющего уровня, равного 34,1% ВВП Молдовы. В 2008 году, когда начало ощущаться влияние глобального кризиса, этот уровень сократился до 31,4%, но денежные переводы по-прежнему остаются важным экономическим и социальным фактором для Молдовы.

       Кроме того, имеется еще несколько аспектов, где обе стороны обладают определенным уровнем влияния.

Во-первых, это приднестровский конфликт, поскольку единственное реалистичное решение которого предполагает проявление Россией доброй воли и оказание ею давления на самопровозглашенные власти этого региона. В то же время ЕС играет лишь роль наблюдателя в переговорном процессе и пока что продемонстрировал процессу. Более того, затянувшийся политический кризис в Молдове сделал любые попытки продвижения этого процесса в 2009 году практически невозможными. Тем не менее, посредством совместной пограничной миссии, ЕС оказывал помощь в обеспечении безопасности восточной молдавско-украинской границы. В итоге, институциональная неопределенность, в которой пребывает этот регион, негативно влияет на способность молдавских властей принимать внешнеполитические решения во имя гипотетически единой Молдовы.

      Во-вторых, Россия играет значительную, хотя уже сокращающуюся, роль в оказании влияния на население Молдовы посредством своих средств массовой информации. Российские телевизионные каналы и печатные издания широко распространены в Молдове и их рейтинг довольно высок. Например, российский «Первый канал», ретранслируемый в Молдове, является наиболее популярным телевизионным каналом наряду с общественным каналом «Молдова 1»; для 30% жителей Молдовы этот российский канал является наиболее предпочтительным источником информации и вторым по значимости еще для 25,4%'. Иными словами, многие граждане Молдовы смотрят на мир российскими глазами. У ЕС, напротив, нет таких важных источников массовой информации. Ситуация несколько изменилась после обеспечения выполнения лингвистического законодательства, и на молдавский рынок вышли новые важные медийные игроки из Румынии, при этом некоторые члены правящего альянса начинают все более отрицательно относиться к тому влиянию, которое имеют в стране российские средства массовой информации.

      В-третьих, ЕС относительно превосходит Россию в отношении того, что называется «мягкой силой». ЕС, как структура в целом, является уже самым крупным донором на цели развития в Молдове (более 6о млн. евро в соответствии с Национальным планом действий в 2008 году), при этом ряд стран ЕС, играющих активную роль в Молдове, например, Швеция, Великобритания, Польша, также пополнили бюджет международной помощи на цели развития. Многие страны ЕС, как и другие западные доноры, оказывают также помощь недостаточное желание/способность активно подключаться к переговорному направленную на поддержку развития на местном уровне, на защиту прав человека, поддержку средств массовой информации и т.д. Кроме того, США являются чрезвычайно важным игроком в этой области, что также содействует укреплению европейского или евро-атлантического вектора развития в целом. Более того, проевропейское видение, основанное на успехе процесса европейской интеграции, все более доминирует в общественном дискурсе и в интеллектуальных дискуссиях, проводимых в стране. Россия, в свою очередь, не может похвастаться таким успехом; ее «мягкая сила» оказывается беззубой и находится на эмбриональной стадии развития. Кроме того, России не удалось предложить своего собственного видения, которое не было бы простым противопоставлением западной модели или критикующим пороки запада.

Информация о работе Внешняя политика Республики Молдова