Влияние уровня образования на выбор профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:24, реферат

Описание работы

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Увеличивается влияние образования и на формирование человеческого капитала.

Работа содержит 1 файл

Влияние уровня образования на выбор профессии.docx

— 46.16 Кб (Скачать)

    Идеи  М Вебера и П. Сорокина активно  использовались и развивались различными западными и отечественными социологами. В российской социологии в рамках исследований 1960-1980-х гг. сформировались основные концептуальные идеи изучения связи профессии и образования, когда исследование этой связи сводилось главным образом к тому, насколько она выступает фактором взаиморазвития данных феноменов. Но этого недостаточно для социологического анализа связи указанных явлений, необходимо обратить особое внимание на институциональный подход, теоретический и методологический потенциал которого в настоящее время реализуется явно недостаточно.

    В современном российском обществе нет единого устойчивого представления о роли образования в процессе развития как отдельной личности, так и страны в целом. Для большинства обучение в высшем учебном заведении – это, в первую очередь, возможность развить собственный интеллект, а также обрести интересную профессию. Но немало и тех, кто увязывает получение высшего образования с возможностью в будущем иметь высокий доход. Часть молодежи оказывается в вузе только с целью избежать службы в армии, часть – получить диплом или просто отсрочить время, когда все-таки надо будет поступать на работу.

    Серьезным фактором, влияющим на формирование молодого человека как личности, является проблема профориентации и трудоустройства. Увеличение негосударственного сектора в системе профессионального образования особенно обостряет эту проблему. Также можно выделить и такой фактор, как деформация системы ценностей, в частности, ее неравновесное смещение в сторону материальных признаков жизненного успеха.

    От  уровня и качества образования, полученного  человеком, зависит его положение  на рынке труда и в сфере  занятости. Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора претендентов, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Поскольку образование, по сути, есть критерий отбора претендентов на рабочие места, то этот факт сам по себе становится специальным стимулом для потенциальных работников в повышении уровня образования, а вернее, получения дипломов, формально подтверждающих успешное прохождение курсов обучения. Таким образом, диплом о получении образования становится самостоятельной ценностью, а стремление получить диплом о более высоком уровне образования соответствует стремлению работника привлечь внимание работодателей именно к себе и этим увеличить размеры своей зарплаты. Однако высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников.

    Велик разрыв между фактически сложившимся  качеством массовой общеобразовательной  и общекультурной подготовки и тем  его уровнем, что необходим для  освоения профессиональных знаний, адекватных требованиям современной экономики. Это обстоятельство делает вложения бизнеса в обучение персонала  заведомо неэффективными. Они попадают на неподготовленную почву: обучаемым не хватает базы для достижения стандартов работы, которые хотел бы утвердить работодатель.

    Уровень образования оказывает неоднозначное  воздействие на ситуацию с безработицей. С одной стороны, по всем секторам экономики с повышением уровня образования  снижается риск потери работы, с  другой – в случае ее утраты образование  может способствовать человеку в  поиске нового места работы или препятствовать его трудоустройству. Последнее  обстоятельство связано с возрастанием требований индивида к условиям труда  и его оплаты, а также с увеличением  издержек, связанных с переподготовкой. По результатам исследований, для  лиц с высшим образованием высока вероятность как получить работу, так и оказаться через год в категории безработных. Но все же статистические данные свидетельствуют о более высокой доле безработных с низким уровнем образования среди тех, кто не может в течение длительного времени найти работу. С каждым годом стремительно растет разрыв между качественными характеристиками предложений на рынке труда и спросом, что усугубляет проблемы реальной трудовой занятости молодежи. Рассмотрим представленные выше тенденции на примере социологических обследований населения г. Петрозаводска, проводимых отделом социальных и политологических исследований Института экономики КарНЦ РАН начиная с 1992 г. (табл. 1).

    Таблица 1

Социально-деятельная структура молодежи (от 15-30 лет) 
(100% в строке) (*)

Годы Рабо-тают Учатся

всего

Из них Не рабо-

тают  и не

учатся

Незанятые
школа техникум, ПТУ вуз по уходу  за ребенком домохозяйки прочие
1992 55,6 37,5 12,0 18,9 6,6 1,3 0,3 5,3 -
1993 51,6 32,3 7,7 10,9 13,7 7,0 4,9 2,8 1,4
1996 45,7 28,9 6,8 8,9 13,2 16,1 5,7 1,1 3,6
1999 42,5 37,0 16,4 6,1 14,5 15,0 3,4 1,1 4,7
2001 45,6 34,4 13,5 8,9 12,0 13,3 4,4 1,3 1,0
2005 34,9 55,4 12,9 15,3 27,2 3,1 3,1 1,6 1,9
2007 33,4 56,3 15,2 8,6 32,5 1,7 2,6 1,3 4,8

*) Здесь и  в таблице 2 рассчитано по материалам  выборочных обследований городских  жителей 19921, 19931, 19962, 19992, 20013, 20054, 20075 гг.

 

 

Данные наших  обследований отмечают увеличение интереса молодежи к образованию, особенно к  высшему, число обучающихся в  вузе по сравнению с 1992 г. в 2007 г. увеличилось на 25,9% и составило 32,5% от общего числа опрошенной молодежи. За последние два года значительно снизился процент неучащейся и неработающей молодежи – на 14,4% по сравнению с уровнем  1996 г. Здесь 1996 г. можно взять как индикатор, так как в эти годы в стране наблюдался значительный рост безработицы, и не только среди молодежи, но всего населения.

_________________

1  Социологическое обследование «Городская семья в условиях общественной трансформации». Руководитель М.Б. Попова. Работа выполнялась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

2  Социологическое обследование «Социально-экономическая адаптация населения к рынку». Руководитель Т.В. Морозова. Работа выполнялась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (код проекта 96-02-02172).

3  Социологическое обследование «Трансформация социального потребления, как фактор социально-экономического расслоения общества (региональные особенности)». Руководитель Т.В. Морозова. Работа выполнялась при финансовой поддержке ФЦП «Интеграция», рег. № М0268.

4  Обследование осуществлялось по инициативе Центра социального анализа и реконструкции «Социо-Логос» при финансовой поддержке ФЦП «Интеграция» в рамках проекта «Трансформация социального потребления, как фактор социально-экономического расслоения общества (региональные особенности)». рег. № М0268.

5  Социологическое обследование «Проблемы и предпосылки формирования институтов рынка в условиях переходной экономики». Руководитель Г.Б. Козырева. Работа выполнялась при финансовой поддержке РФФИ (код проекта №02-06-80482).

    Также можно отметить процент находящихся  в отпуске по уходу за ребенком, что является особенностью рассматриваемой  демографической группы, связанной  с высоким удельным весом первых рождений, приходящихся на представленную возрастную когорту.

    Велика  роль системы образования в сокращении уровня безработицы среди молодежи. Молодые люди, обучающиеся в учебных  заведениях, позже вступают на рынок  труда, что значительно сокращает нагрузку на него. В г. Петрозаводске в 2005 г. среди безработных доля лиц в возрасте до 15-19 лет составляла 11%. В возрастной группе от 20 до 24 лет – 66,67% и от 25 до 30 лет – 22,22%. Низкий уровень безработицы среди молодежи до 18 лет связан с тем, что большая их часть продолжает учебу. Высокий же уровень в следующей возрастной группе, видимо, можно объяснить недостатком профессионального образования и отсутствием производственного опыта у некоторой части молодежи (около 60% молодежи до 25 лет выходит на рынок труда впервые). Для молодых специалистов невыполнимо требование, которое, как правило, возглавляет перечень условий приема на работу – наличие стажа по специальности. Эти факторы обусловливают более низкую конкурентоспособность данной группы. Низкая социально-профессиональная мобильность молодых специалистов чаще обусловлена невысокой квалификацией по основной специальности и узкой специализацией.

    Средняя продолжительность молодежной безработицы  – от 1-3 месяцев. Одной из основных причин незанятости молодежи является необходимость покинуть последнее место работы в связи сокращением, реорганизацией или ликвидацией предприятия – 12,5% в 2007 г., однако можно отметить, что этот показатель значительно уменьшился по сравнению с 1996 г. (20,5%), что можно объяснить пиком закрытия предприятий, в том числе государственной формы собственности, пришедшимся на середину 1990-х годов. Снижение этого процента можно объяснить некоторой стабилизацией ситуации в экономике. Увеличился процент уволившихся по собственному желанию: с 20% в 1992 г. до 37,5% в 2007 г., что можно объяснить существованием определенного разрыва между завышенными требованиями молодых людей к рабочему месту и оплатой труда. Уменьшается число тех, кто никогда не имели работы: с 30,0% в 1992 г. до 12,5% в 2007 г.

    Большинство проблем, возникающих у молодежи при трудоустройстве, являются следствием неприспособленности системы профессионального  образования к рыночным условиям. Например, специальности, по которым  проводится подготовка в учебных  заведениях, не пользуются спросом  на рынке труда. По данным обследования 2002 г., 46,6% молодежи отметили необходимость  получения новой специальности. Среди основных причин можно выделить желание получать более высокую  зарплату и стремление реализовать  свой потенциал – 53,7 и 24,0% соответственно.

    Развивающиеся рыночные отношения существенно  повлияли на сознание определенной части  молодежи. Это привело к тому, что профессиональная деятельность в сфере материального производства перестала быть в центре внимания и интересов молодежи, упал престиж  высокопрофессионального труда .

 

     Таблица 2

    Трудовая  самоидентификация  молодежи (от 15-30 лет) (100% в строке)

Годы Государственное, бюджетное предприятие АО с участием государства АО без участия  государства ТОО, ООО Частное,

семейное  хозяйство

Совместное, иностранное  предприятие Индивидуально-трудовая деятельность Другое
2002 53,5 10,7 7,1 13,8 - 0,6 4,1 10,2
2003 58,4 9,4 8,1 17,5 - 0,6 5,4 0,6
2004 21,8 3,6 14,5 - 7,3 - 45,4 7,4
2005 58,8 13,2 3,3 13,1 - 0,6 9,3 1,7
2006 26,5 5,3 14,0 1,7 17,5   17,5 17,5
2007 18,7 6,3 8,3 10,4 12,5 2,1 29,2 12,5

*) Рассчитано  по материалам выборочных обследований  городских жителей 20011, 20021, 20032, 20042, 20053, 20064, 20075 гг.

 

 

    Существенно снизился процент работающих на государственном  и бюджетном предприятии (с 2002 по 2007 г. – на 34,8%) и составил 18,7. Молодежь, не находя адекватного применения своим способностям и соответствующей оплаты труда, стала переходить в другие профессиональные сферы. Значительно повысился процент работающих на частном, семейном предприятии (12,5% в 2007 г.) и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (с 4,1% в 2002 г. до 29,2% в 2007 г.). Определяющей стала ориентация на труд, дающий возможность много заработать при минимальных умственных и физических затратах. На периферии общественного сознания оказались мотивы общественного долга, добросовестного труда. Происходит размывание представлений о социально одобряемых и не одобряемых видах деятельности, вызывает озабоченность и падение социальной ценности труда.

    Традиционно молодежный контингент работников отличается высокими показателями трудовой мобильности. Данные наших обследований подтверждают этот факт. По данным обследования 2007 г., 26,0% уже сменили место работы. Среди основных причин смены места работы можно назвать переход на более высокооплачиваемую работу – 45%; 20% отметили, что сменили место работы из-за реорганизации предприятия или сокращения, 15% – потребность в карьерном росте и получение новой специальности.

    Высокие показатели трудовой мобильности молодежи проявляются и в распространенности дополнительных форм занятости. По данным обследования 2007 г., среди молодежи регулярно подрабатывают 11,4%, нерегулярные заработки имеют примерно 25%, в то время как среди взрослого населения – 9,0 и 16,2% соответственно. Одной из главных причин дополнительной занятости молодежи можно назвать недостаточную зарплату на основном месте работы – 45,8%. По 16% респондентов отметили наличие свободного времени и интерес.

    В заключение можно отметить, что молодежь особенно нуждается в социальном признании и самоутверждении. В  настоящее время возникла острая необходимость изучения проблем  профобразования, занятости и безработицы  молодежи. Значительные резервы оптимизации  процесса социального и профессионального  становления молодого поколения  кроются в совершенствовании  системы профессионального образования, призванной обеспечить научно обоснованный, осознанный и общественно востребованный выбор будущей профессии.

Информация о работе Влияние уровня образования на выбор профессии