Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:24, реферат
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Увеличивается влияние образования и на формирование человеческого капитала.
Идеи М Вебера и П. Сорокина активно использовались и развивались различными западными и отечественными социологами. В российской социологии в рамках исследований 1960-1980-х гг. сформировались основные концептуальные идеи изучения связи профессии и образования, когда исследование этой связи сводилось главным образом к тому, насколько она выступает фактором взаиморазвития данных феноменов. Но этого недостаточно для социологического анализа связи указанных явлений, необходимо обратить особое внимание на институциональный подход, теоретический и методологический потенциал которого в настоящее время реализуется явно недостаточно.
В современном российском обществе нет единого устойчивого представления о роли образования в процессе развития как отдельной личности, так и страны в целом. Для большинства обучение в высшем учебном заведении – это, в первую очередь, возможность развить собственный интеллект, а также обрести интересную профессию. Но немало и тех, кто увязывает получение высшего образования с возможностью в будущем иметь высокий доход. Часть молодежи оказывается в вузе только с целью избежать службы в армии, часть – получить диплом или просто отсрочить время, когда все-таки надо будет поступать на работу.
Серьезным фактором, влияющим на формирование молодого человека как личности, является проблема профориентации и трудоустройства. Увеличение негосударственного сектора в системе профессионального образования особенно обостряет эту проблему. Также можно выделить и такой фактор, как деформация системы ценностей, в частности, ее неравновесное смещение в сторону материальных признаков жизненного успеха.
От уровня и качества образования, полученного человеком, зависит его положение на рынке труда и в сфере занятости. Работодатель, подбирая персонал на хорошую и высокооплачиваемую работу, ориентируется на уровень образования как на критерий отбора претендентов, как на показатель, удостоверяющий возможность человека справиться с работой. Поскольку образование, по сути, есть критерий отбора претендентов на рабочие места, то этот факт сам по себе становится специальным стимулом для потенциальных работников в повышении уровня образования, а вернее, получения дипломов, формально подтверждающих успешное прохождение курсов обучения. Таким образом, диплом о получении образования становится самостоятельной ценностью, а стремление получить диплом о более высоком уровне образования соответствует стремлению работника привлечь внимание работодателей именно к себе и этим увеличить размеры своей зарплаты. Однако высшее образование (даже престижное) не выступает гарантом социальной карьеры и материального благополучия выпускников.
Велик
разрыв между фактически сложившимся
качеством массовой общеобразовательной
и общекультурной подготовки и тем
его уровнем, что необходим для
освоения профессиональных знаний, адекватных
требованиям современной
Уровень
образования оказывает
Таблица 1
Социально-деятельная
структура молодежи (от 15-30
лет)
(100% в строке) (*)
Годы | Рабо-тают | Учатся
всего |
Из них | Не рабо-
тают и не учатся |
Незанятые | ||||
школа | техникум, ПТУ | вуз | по уходу за ребенком | домохозяйки | прочие | ||||
1992 | 55,6 | 37,5 | 12,0 | 18,9 | 6,6 | 1,3 | 0,3 | 5,3 | - |
1993 | 51,6 | 32,3 | 7,7 | 10,9 | 13,7 | 7,0 | 4,9 | 2,8 | 1,4 |
1996 | 45,7 | 28,9 | 6,8 | 8,9 | 13,2 | 16,1 | 5,7 | 1,1 | 3,6 |
1999 | 42,5 | 37,0 | 16,4 | 6,1 | 14,5 | 15,0 | 3,4 | 1,1 | 4,7 |
2001 | 45,6 | 34,4 | 13,5 | 8,9 | 12,0 | 13,3 | 4,4 | 1,3 | 1,0 |
2005 | 34,9 | 55,4 | 12,9 | 15,3 | 27,2 | 3,1 | 3,1 | 1,6 | 1,9 |
2007 | 33,4 | 56,3 | 15,2 | 8,6 | 32,5 | 1,7 | 2,6 | 1,3 | 4,8 |
*) Здесь и
в таблице 2 рассчитано по материалам
выборочных обследований
Данные наших обследований отмечают увеличение интереса молодежи к образованию, особенно к высшему, число обучающихся в вузе по сравнению с 1992 г. в 2007 г. увеличилось на 25,9% и составило 32,5% от общего числа опрошенной молодежи. За последние два года значительно снизился процент неучащейся и неработающей молодежи – на 14,4% по сравнению с уровнем 1996 г. Здесь 1996 г. можно взять как индикатор, так как в эти годы в стране наблюдался значительный рост безработицы, и не только среди молодежи, но всего населения.
_________________
1 Социологическое обследование «Городская семья в условиях общественной трансформации». Руководитель М.Б. Попова. Работа выполнялась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
2 Социологическое обследование «Социально-экономическая адаптация населения к рынку». Руководитель Т.В. Морозова. Работа выполнялась при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (код проекта 96-02-02172).
3 Социологическое обследование «Трансформация социального потребления, как фактор социально-экономического расслоения общества (региональные особенности)». Руководитель Т.В. Морозова. Работа выполнялась при финансовой поддержке ФЦП «Интеграция», рег. № М0268.
4 Обследование осуществлялось по инициативе Центра социального анализа и реконструкции «Социо-Логос» при финансовой поддержке ФЦП «Интеграция» в рамках проекта «Трансформация социального потребления, как фактор социально-экономического расслоения общества (региональные особенности)». рег. № М0268.
5 Социологическое обследование «Проблемы и предпосылки формирования институтов рынка в условиях переходной экономики». Руководитель Г.Б. Козырева. Работа выполнялась при финансовой поддержке РФФИ (код проекта №02-06-80482).
Также можно отметить процент находящихся в отпуске по уходу за ребенком, что является особенностью рассматриваемой демографической группы, связанной с высоким удельным весом первых рождений, приходящихся на представленную возрастную когорту.
Велика
роль системы образования в
Средняя продолжительность молодежной безработицы – от 1-3 месяцев. Одной из основных причин незанятости молодежи является необходимость покинуть последнее место работы в связи сокращением, реорганизацией или ликвидацией предприятия – 12,5% в 2007 г., однако можно отметить, что этот показатель значительно уменьшился по сравнению с 1996 г. (20,5%), что можно объяснить пиком закрытия предприятий, в том числе государственной формы собственности, пришедшимся на середину 1990-х годов. Снижение этого процента можно объяснить некоторой стабилизацией ситуации в экономике. Увеличился процент уволившихся по собственному желанию: с 20% в 1992 г. до 37,5% в 2007 г., что можно объяснить существованием определенного разрыва между завышенными требованиями молодых людей к рабочему месту и оплатой труда. Уменьшается число тех, кто никогда не имели работы: с 30,0% в 1992 г. до 12,5% в 2007 г.
Большинство
проблем, возникающих у молодежи
при трудоустройстве, являются следствием
неприспособленности системы
Развивающиеся
рыночные отношения существенно
повлияли на сознание определенной части
молодежи. Это привело к тому,
что профессиональная деятельность
в сфере материального
Таблица 2
Трудовая самоидентификация молодежи (от 15-30 лет) (100% в строке)
Годы | Государственное, бюджетное предприятие | АО с участием государства | АО без участия государства | ТОО, ООО | Частное,
семейное хозяйство |
Совместное, иностранное предприятие | Индивидуально-трудовая деятельность | Другое |
2002 | 53,5 | 10,7 | 7,1 | 13,8 | - | 0,6 | 4,1 | 10,2 |
2003 | 58,4 | 9,4 | 8,1 | 17,5 | - | 0,6 | 5,4 | 0,6 |
2004 | 21,8 | 3,6 | 14,5 | - | 7,3 | - | 45,4 | 7,4 |
2005 | 58,8 | 13,2 | 3,3 | 13,1 | - | 0,6 | 9,3 | 1,7 |
2006 | 26,5 | 5,3 | 14,0 | 1,7 | 17,5 | 17,5 | 17,5 | |
2007 | 18,7 | 6,3 | 8,3 | 10,4 | 12,5 | 2,1 | 29,2 | 12,5 |
*) Рассчитано
по материалам выборочных
Существенно снизился процент работающих на государственном и бюджетном предприятии (с 2002 по 2007 г. – на 34,8%) и составил 18,7. Молодежь, не находя адекватного применения своим способностям и соответствующей оплаты труда, стала переходить в другие профессиональные сферы. Значительно повысился процент работающих на частном, семейном предприятии (12,5% в 2007 г.) и занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (с 4,1% в 2002 г. до 29,2% в 2007 г.). Определяющей стала ориентация на труд, дающий возможность много заработать при минимальных умственных и физических затратах. На периферии общественного сознания оказались мотивы общественного долга, добросовестного труда. Происходит размывание представлений о социально одобряемых и не одобряемых видах деятельности, вызывает озабоченность и падение социальной ценности труда.
Традиционно молодежный контингент работников отличается высокими показателями трудовой мобильности. Данные наших обследований подтверждают этот факт. По данным обследования 2007 г., 26,0% уже сменили место работы. Среди основных причин смены места работы можно назвать переход на более высокооплачиваемую работу – 45%; 20% отметили, что сменили место работы из-за реорганизации предприятия или сокращения, 15% – потребность в карьерном росте и получение новой специальности.
Высокие
показатели трудовой мобильности молодежи
проявляются и в
В
заключение можно отметить, что молодежь
особенно нуждается в социальном
признании и самоутверждении. В
настоящее время возникла острая
необходимость изучения проблем
профобразования, занятости и безработицы
молодежи. Значительные резервы оптимизации
процесса социального и
Информация о работе Влияние уровня образования на выбор профессии