Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:24, реферат
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в целом. Увеличивается влияние образования и на формирование человеческого капитала.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Самарский
государственный технический университет»
Факультет
Кафедра «Экономика и управление организацией»
Реферат
по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами»
по специальности 080505 «Управление персоналом»
на тему: «Влияние уровня образования на выбор профессии»
Выполнил:
студент 4 курса 8 группы
очной формы обучения
Фадеева С.З.
Проверил:
Букреева А.С.
Самара 2010
Влияние уровня образования на выбор профессии
В
современном мире увеличивается
значение образования как важнейшего
фактора формирования нового качества
экономики и общества в целом.
Увеличивается влияние
Несмотря на то, что понятие «человеческий капитал» вошло в научный лексикон сравнительно недавно, среди исследователей-экономистов сложилось достаточно ясное понимание того, что подразумевается под этим термином. В рамках экономических исследований и, в частности, в современных исследованиях по экономике труда под человеческим капиталом обычно понимают меру воплощенной в человеке способности приносить доход. При этом человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию. Под воздействием теории человеческого капитала сформировался и иной взгляд на образование. В процессе образования человек не получает ничего, кроме своеобразного удостоверения о своих способностях, и более высокий уровень образования только свидетельствует о более высоких способностях их обладателя.
Молодежь, как носителя человеческого потенциала, можно выделить в особый социальный страт. Именно молодежь обладает наименьшей социальной и психологической защищенностью и, следовательно, испытывает особое давление общественных проблем. Ценностные ориентации молодого поколения часто обусловлены степенью адаптации к новым социально-экономическим условиям. Основными субъектами социума, оказывающими влияние на молодежь, являются семья, учебное заведение, группы сверстников, средства массовой информации.
Рассмотрим изменение социальных ценностей современной молодежи под влиянием трансформационных процессов в системе образования. Условно в рамках молодежной группы можно выделить четыре возрастные когорты по времени окончания средней школы и завершения периода социализации: 1-14 лет, 15-19 лет – те, кто учится или окончил школу года два назад, 20-24 года – окончили школу в 2005-2009 гг., 25-30 лет – те, кто окончил школу в 1997- 2002 гг. Эти группы существенно отличаются не только по социально-историческому опыту в период социализации, но и по ситуации вхождения во взрослое общество.
Как известно, эта ситуация характеризуется тремя составляющими:
1) социальные возможности (наличие "свободных мест" и ситуация на рынке труда в обществе);
2) ресурсный потенциал самого поколения, включая социальный и образовательный;
3) субъективные запросы и ожидания молодежи.
Те, кто входит на рынок труда сейчас, в 16-20 лет, попадают в совершенно иную ситуацию: новые места уже сформированы и заняты – это касается, прежде всего, сферы частного предпринимательства; потенциал этой возрастной когорты существенно выше предыдущих, так как образовательная система уже претерпела некоторые изменения и более приспособлена к реформам; запросы и ожидания самой когорты достаточно высоки и более прагматичны по сравнению с предыдущими когортами.
Значительные
резервы оптимизации процесса социального
и профессионального
Социологический подход к образованию не сводится лишь к его общественным характеристикам и не означает рассмотрения его только как социального феномена. Он означает также изучение образования в качестве одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного (регулярного) способа деятельности. Социологию интересует влияние на образование труда, быта, свободного времени, условий жизни, ценностных ориентаций, различных форм и видов деятельности. Вместе с тем она изучает и обратное воздействие образования на разные стороны образа жизни человека (социальных групп).
Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им различных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Речь идет о выявлении социального самочувствия различных групп в сфере образования, факторах социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общества, совершающего переход к рыночным отношениям), готовности людей продолжать образовательную деятельность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени. Несомненно, социологию волнуют вопросы непрерывного образования, причем как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы [1].
Рассмотрим влияние системы образования на формирование ценностных ориентаций молодежи. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980 – начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование.
В
период радикальных экономических
реформ изменение численности
За
короткий срок произошла адаптация
системы образования к
Дальнейшее развитие государственной высшей школы зависит от возможности и способности вписаться в рыночные отношения. Это обстоятельство требует увеличения открытости вузов, которую можно рассматривать в трех направлениях: вниз (связи с предприятиями), вверх (связи с государством) и по горизонтали (связи с другими вузами).
Связи с предприятиями. В современных условиях производство чахнет, ему не до заказа специалистов: не потерять бы тех, которые есть. Государственные вузы заняты собственными проблемами выживания. Маркетинговыми связями с предприятиями они практически не занимаются. Нет также служб, занимающихся оказанием помощи выпускникам в распределении, отсутствует связь с выпускниками, работающими на предприятиях, что стимулировало бы повышение качества подготовки.
Связи с государством. Происходит непрерывное снижение даже того мизерного финансирования государственной высшей школы, которое запланировано. Подобная политика означает подрыв основ образования.
Связи с другими вузами. Горизонтальные связи между вузами, в том числе и вузами зарубежных стран, налаживаются лучше. Однако эти связи носят односторонний характер: импульсы идут с Запада – Интернет, гранты, фонды и пр. Для налаживания контактов внутри страны у вузов и преподавателей нет средств. Тем не менее можно говорить о том, что механизм самоорганизации образования уже запущен.
Самоорганизацию системы образования пока можно считать в основном "стихийной", поскольку каждый из ее элементов действует самостоятельно, на свой страх и риск, преследуя только свои цели. В области образования симптомами деструктивных перемен можно считать отток квалифицированных педагогов, снижение престижа преподавателя в обществе, сворачивание объема научных исследований, ухудшение качества образования, утрату во многом старых социальных норм и принципов. Вместе с тем отечественная система образования приобретает гибкость, становится более чувствительной к переменам, восприимчивой к демократическим тенденциям. В ней возрождается дух творчества и предпринимательства. Созидательный процесс может пойти дальше, создавая условия для саморазвития и качественного изменения системы образования на базе инновационных процессов и научно-исследовательской деятельности при сохранении всего того, что делало ее в прошлом одной из лучших в мире. Однако реформа образования не может состояться, если по-прежнему будет затягиваться решение финансовых, экономических, правовых, социальных и многих других взаимосвязанных проблем, что может привести к общественным коллизиям.
Образование делает интересы человека более разносторонними, он становится более мобилен и лучше понимает возможности трудоустройства. Кроме того, более образованный человек способен быстрее и успешнее пройти переподготовку по новой специальности, тем самым обнаруживая тесную взаимосвязь между профессиональной подготовкой и скоростью трудоустройства.
Существенное значение для понимания современных подходов к изучению связи профессии и образования имеет обращение к трудам основателей и классиков социологической науки. Так, М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость рассмотрения профессии и образования в качестве критериев социального статуса. "Термином «социальный статус», – писал он, – мы будем обозначать реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа, если он основывается на одном или большем количестве следующих критериев: а) образ жизни, б) формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни, в) престиж рождения или профессии".
Уже
из этого определения понятно, что
влияние профессии и
Информация о работе Влияние уровня образования на выбор профессии