Влияние организационной культуры на деятельность компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – доказать влияние организационной культуры хозяйствующего субъекта на эффективность его работы, обосновать необходимость формирования организационной культуры.

Работа содержит 1 файл

курсовая мен-т готова.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

     Можно выделить несколько основных признаков  организационных культур, по которым  они различаются между собой. Особая комбинация таких признаков придает каждой культуре индивидуальность, позволяет ее идентифицировать тем или иным способом.

     К основным признакам организационной  культуры относятся:

     -отражение в миссии организации ее основных целей;

     -степень риска;

     -мера соотношения конформизма и индивидуализма;

     -степень подчиненности планам и регламентам;

     -преобладание сотрудничества или соперничества среди участников;

     -преданность или безразличие людей по отношению к организации;

     -ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность;

     -характер отношения руководства к персоналу;

     -ориентация на стабильность или изменения;

     -источник и роль власти;

     -средства интеграции;

     -стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников [9].

     Культура  организации содержит как субъективные, так и объективные элементы.

     К субъективным элементам культуры относятся  верования, ценности, образы, ритуалы, табу, легенды и мифы, связанные  с историей организации и жизнью ее основателей, обычаи, принятые нормы  общения, лозунги.

     Под ценностями понимаются свойства тех или иных предметов, процессов и явлений, эмоционально привлекательные для большинства членов организации, что делает их образцами, ориентирами, мерилом поведения.

     Считается, что сегодня необходимо не только опираться па существующие ценности, но и активно формировать новые. Поэтому важно тщательно отслеживать все новое, полезное, что есть в этой сфере у других, справедливо и беспристрастно его оценивать. При этом нельзя уничтожать полностью или подавлять старые ценности. Наоборот, к ним необходимо относиться бережно, использовать их как основу для формирования новых ценностей, включив соответствующие механизмы, в том числе совместного творчества.

     Обряд — это стандартное, повторяющееся  мероприятие, проводимое в определенное время и по специальному поводу. Наиболее широко распространены такие обряды, как чествование ветеранов, проводы па пенсию, посвящение молодые рабочие и др. [13].

     Ритуал  представляет собой совокупность специальных мероприятий (обрядов), оказывающих психологическое влияние на членов организации с целью укрепления преданности ей, затушевывания истинного смысла тех или иных сторон ее деятельности, обучения организационным ценностям и формирования необходимых учреждений. Работники многих японских компаний, например, начинают трудовой день с пения гимнов.

     Наконец, элементом организационной культуры являются лозунги, т.е. призывы, в краткой  форме отражающие ее руководящие  задачи, идеи или миссию организации [14].

     Объективные элементы культуры отражают материальную сторону жизни организаций. Это, например, символика цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и др.

     Образ мышления членов организации, определяемый традициями, ценностями, уровнем культуры, сознанием членов организации называется менталитетом [10].

     Функции организационной  культуры:

     - охранная – создание барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, «табу», ограничивающие нормы, формирование специфической логики мышления;

     - интегрирующая – объединяет людей и формирует у них чувство принадлежности к организации, отождествления себя с ней, гордости. Это вызывает стремление посторонних лиц включиться в нее, что чрезвычайно важно для решения кадровых проблем;

     - регулирующая – создает общий социально-психологический климат в организации, поддерживает необходимые правила и нормы поведения и взаимоотношений участников, контактов с внешним миром, уменьшает неопределенность в сложных ситуациях;

     - коммуникационная – играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими наблюдений, событий и установлении связей между ними, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат;

     - адаптивная – облегчает взаимное приспособление людей и организации друг к другу и внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды;

     - ориентирующая – направляет деятельность участников организации в требуемое русло, придает общий смысл их поведению;

     - мотивационная – создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к которым в принципе должны стремиться все нормальные люди;

     - воспитательная;

     - функция формирования имиджа организации [2].

     Что касается формирования организационной культуры – это длительный и сложный процесс. Отметим его основные этапы на рисунке 3:  
 
 

     

     

       

     

       
 

     

       

     

       
 

     Рисунок 3 – Этапы формирования организационной  культуры 

     Все эти этапы и их результаты описывается в организационном руководстве. Этот документ особенно полезен в ситуациях приема на работу и адаптации новых сотрудников и позволяет сразу понять, насколько потенциальный сотрудник разделяет ценности организации. При построении программы культурного строительства фирмы можно выделить три сферы деятельности фирмы:

     - управление персоналом (на уровне руководитель-подчиненный).

     - управление коммуникациями (на уровне взаимодействия между сотрудниками).

     - управление обслуживанием (на уровне взаимодействия между сотрудниками фирмы, клиентами и поставщиками).

     Описание  данных сфер представлено в таблице 1.  
 

Таблица 1- Три сферы деятельности фирмы

Сферы деятельности      Стереотипы      Знания      Умения
Управление 1.Неэффективные  стереотипы управленческого видения  и прогнозирования.

2.Неэффективные стереотипы властного воздействия.

3.Неэффективные  стереотипы управления коллективным  принятием решений.

Знание практических технологий:

- планирования  и оценки приоритетов,

- делегирования,  
- мотивации,  
- контроля,  
- управления климатом,  
- подбора кадров.

Умения:  
- выдавать задания,  
- контролировать, оценивать, вознаграждать и наказывать,  
- отслеживать ход выполнения отдельных заданий и проектов.
Коммуникация Неэффективные стереотипы человеческой коммуникации. 1. Законы эффективной  коммуникации.  
2. Барьеры коммуникации.  
3. Знания о технологии поведения:  
- в обычных ситуациях,  
- в проблемных ситуациях.
1. Доносить свою  позицию до коллег и начальства.  
2. Вести споры.  
3. Разрешать конфликты.  
4. Управлять собой.
Обслуживание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неэффективные стереотипы мышления и поведения, проявляющиеся в обслуживании. 1. Знания о  потребительском поведении.  
2. Законы, правила и табу обслуживания.  
3. Законы рекламирования.  
4. Конфликтология.  
5. Психологические механизмы доверия.  
6. Механизмы человеческого восприятия.
1. Создавать  комфорт в отношениях с клиентом.  
2. Выявлять запросы клиентов.  
3. Рекламировать и заинтересовывать клиента.  
4. Вести переговоры.  
5. Разрешать конфликты.  
6. Управлять собой.  
7. Управлять трудными клиентами.
 

     Именно в этих сферах больше всего проявляется культура фирмы. 
Поскольку деятельность и общение проявляются через действия людей, а действия определяются стереотипами, знаниями и умениями этих людей, то выделяем как объекты управления именно стереотипы, знания и умения сотрудников и менеджеров фирмы. Культура или бескультурье проявляются именно в них. Изменить культуру - значит изменить стереотипы, знания и умения сотрудников и менеджеров фирмы.

     На  пересечении трех выделенных сфер деятельности и трех объектов изменения с целью культурного преобразования фирмы формируются задачи этого самого культурного строительства [19].

          Если бы все менеджеры и сотрудники фирмы освободились от неэффективных и мешающих стереотипов мышления и поведения, которые сильно омрачают культурный пейзаж фирмы, если бы они владели всеми указанными знаниями и умениями, то о культуре фирмы можно было бы слагать легенды [4]. 
 

1.2 Организационная культура и эффективность деятельности предприятия

     Главным инструментом управления в фирмах служит ее культура, основным элементом которой является определенный набор убеждений, совместных ценностей.

     Исследования  зарубежных специалистов в области  культуры организации (Т. Питерс, Р. Уотерман, У. Оуги, И. Ансофф, Д.С. Синк и др.) позволяют  выделить восемь признаков, которые наиболее полно характеризуют особенности образцовых, склонных к нововведениям компаний, а именно:

     - ориентация на действия, на достижение целей;

     - постоянный контакт с потребителем (т.е. лицом к потребителю);

     - самостоятельность и предприимчивость (т.е. склонность компании к нововведениям, способствующая количественному росту в организации лидеров и новаторов);

     - производительность от человека (т.е. когда образцовые компании рассматривают рядовой персонал как главный источник достижений в области качества продуктивности);

     - связь с жизнью, ценностное руководство (это означает, что основная философия организации играет гораздо большую роль в ее достижении, чем технические и экономические ресурсы, оргструктуры, нововведения и т.д.;

     - верность своему делу (компании чувствуют себя лучше тогда, когда они придерживаются в основном того дела, которое знают);

     - простота форм управления, немногочисленность управленческого штата;

     - одновременное сочетание свободы и жесткости в управлении [5].

     В каждой организации (фирме) имеются  свои, отличающиеся от других, ценности и принципы, на которых они базируются. Они и определяют эффективность  деятельности предприятия.

     Первый  основополагающий принцип - уважение к  человеку, его правам и достоинству. Руководствуясь этим принципом, корпорация осуществляет следующие мероприятия:

     - помогает сотрудникам развить свои творческие способности и использовать их наиболее эффективным способом;

     - оплачивает труд сотрудников и обеспечивает их служебное продвижение в зависимости от вклада каждого в общее дело;

     - обеспечивает установление двусторонних контактов между руководителем и подчиненным, предусматривающих беспристрастное рассмотрение спорных вопросов и их справедливое разрешение.

     Второй  принцип. Предоставление товаров и услуг потребителю, отвечающих самым высоким требованиям. Для этой цели фирма осуществляет:

     - исследование потребностей потребителей продукции фирмы и прогнозирование их на перспективу;

     - содействие потребителям в наиболее эффектной эксплуатации своей продукции и использовании предоставляемых услуг.

     Третий  принцип. Высокое качество является основным условием деятельности. Для  этого фирма постоянно стремится  и делает все, чтобы:

     - занимать ведущие позиции в новых разработках;

     - знать достижения других, улучшать их насколько это возможно и использовать, если они отвечают требованиям фирмы;

     - производить качественную продукцию на базе самых совершенных проектов при наиболее низких затратах.

     Четвертый принцип. Руководитель должен быть эффективным  организатором. Это означает, что каждый руководитель должен вовлечь каждого сотрудника в общий трудовой процесс. Для этого руководитель должен:

     - обеспечить руководство, стимулирующее сотрудников на выполнение стоящих перед ними задач на самом высоком уровне;

     - часто встречаться со своими сотрудниками;

Информация о работе Влияние организационной культуры на деятельность компании