Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Цель нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.

Содержание

Введение 3

1. Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента 4

2. Социальный аспект 6

3. Организация и менеджмент 14

Заключение 18

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 48.39 Кб (Скачать)

     Представляется, что русские всегда ставили интересы общественные выше личностных. Это ощущается, в первую очередь, при анализе отношений личность - общество. Интересы общества, а точнее говоря, государства, которое всегда признавалось его выразителем, всегда были приоритетными. Этим обстоятельством многие специалисты объясняют русский патриотизм. Люди отдавали государству все, что оно требовало и, естественно требовали такого же с его стороны в случае кризиса. Если некоторые характерные качества русских как, например, трудолюбие, претерпели некоторую трансформацию в советское время, то патриотизм и приоритет интересов государства еще более усилились в указанный период. Этому способствовала и политика государства, обеспечивающего каким-то минимальным прожиточным уровнем всех своих лояльных граждан. Ту же роль играла и основная структурная единица русского общества на протяжении многих веков - сельская община - требовавшая подчинения личных интересов общим. И это признавалось людьми потому, что община в свою очередь, являлась средством защиты интересов каждого ее члена в критических ситуациях, была инструментом обеспечения безопасности каждого лояльного своего члена. Поэтому личная инициатива никогда не была столь развита в России, как в странах Запада. И сегодня мы ощущаем недостаток этой инициативы, как и естественную для россиян апелляцию к государству.

     3. Природа людей. Рассматривает ли культура людей как нечто доброе, злое или как смесь того и другого? Во многих странах Африки люди видят себя изначально честными и порядочными, но придерживаются иного мнения о чужаках. Вообще, можно отметить, что различный подход к своим и чужим демонстрирует большинство культур, чего нельзя сказать о русской. Так, американцы в свое время объявили СССР империей зла, а сегодня называют сосредоточием зла Саддама Хусейна и Милошевича. Себя же американцы видят людей изначально добрыми, но считают, что не следует терять бдительности.

     Китайская традиция видела человека если и не исключительно злым, то со значительной долей этого качества. Результатом  такого подхода стали появление философского направления легизм и детальная разработка имущественного и гражданского права. Так, чтобы исключить обогащение чиновников за счет взяток, государство еще в дохристианскую эпоху легализовало их, начав продавать различные управленческие ранги. Определенную близость к этому подходу демонстрирует и европейская культура с ее римским правом и микиавеллизмом. Николо Макиавелли так характеризовал природу: Все, кто пожелает построить государство и создать в нем законы, должны знать, что все люди плохие и всегда готовы проявить свою злую натуру, как только им представится возможность. Для того, чтобы справиться с такими злыми людьми государь свободен в выборе стиля управления и достижения своих целей. Он должен заботиться о своей репутации, для чего совсем не обязательно быть добродетельным в выборе между любовью и страхом. Он должен избирать страх, силу и хитрость. Важна цель, а не средства ее достижения, Если правитель добивается успеха, то он будет оправдан, а его подлости забыты. Следует заметить, что уроки Макиавелли не прошли бесследно для европейской цивилизации и многих лидеров государств.

     4. Оценка степени активности. Многие  культуры предпочитают работать, то есть действие. Они вносят  в жизнь всевозможные усовершенствования. Это относится, в первую очередь  к американской, европейской культурам.  Люди много работают и надеются  быть вознагражденными продвижениями,  поощрениями и другими формами  признательности за их деятельность. Другие культуры (например, индийская) сосредотачиваются на контроле, когда люди сдерживают свои желания, постепенно достигая цели. Соединение этих подходов демонстрирует китайская культура.

     Некоторые культуры предпочитают существование, то есть жизнь одним моментом. Эти  культуры предпочитают идти по протоптанной дорожке и ищут мгновенного удовлетворения желаний. Традиционная африканская, культура согласуется с низкой скоростью  и способностью наслаждаться моментом, что полностью подтверждается и отношением ко времени.

     5. Оценка времени. Прежде всего отметим, что культуры различаются по концентрации своего внимания на прошлом, настоящем или будущем. К примеру, итальянцы следуют традициями и ценят результаты исторической практики. Так же широко принята ориентация на прошлое в Индии и ряде других стран. Чаще всего это происходит у стран, которые имеют богатую историю и сохранившиеся памятники культуры давних времен.

     Американцы  сосредотачиваются на настоящем  и ближайшем будущем. В типичных североамериканских организациях люди проходят повторную оценку каждые 6-12 месяцев.

     Для японцев и особенно китайцев характерен упор на сегодня и дальнюю перспективу. Японским рабочим часто дается 10 лет или больше, чтобы доказать свою ценность. Китай, имеющий давнюю историю и исключительно богатую  катаклизмами общественную практику, демонстрирует (в понимании американцев  и многих европейцев)отсутствие динамизма, стремления быстро реагировать на изменения среды и, следовательно, консерватизм. Китайцы же полагают, что избегают не динамизма, а суеты. Для них время течет медленнее, чем для европейцев.

     Что касается россиян, особенно русских, то у них прослеживается ориентация на будущее, что, возможно, явилось следствием принятия христианства в его ортодоксальной доктрине, ориентированной на терпение и страдание в этой жизни и справедливое вознаграждение в будущей. Эта ориентация на будущее отражается и в сравнительно раннем приходе к идее перспективного планирования (первые пятилетки), и в некотором пренебрежении сегодняшними условиями ради будущих. Старшие поколения хорошо знакомы с послевоенной философией ориентации людей на создание хороших жизненных условий не себе, а своим детям. Отметим также, что русские, в отличие от многих народов, сохраняют продолжительную помощь своим детям.

     6. Отношение к пространству. Некоторые  культуры очень открытые и  ведут дела открыто. С другой  стороны, имеются культуры, которые  придают большое значение конфиденциальности. Многие культуры смешивают в  себе оба варианта и выбирают  середину. Поведение русских отличается  большой открытостью, что объясняется  обширностью территорий. Но она,  в свою очередь, позволяла нам  не слишком беспокоиться об  эффективном ее использовании.

     Японские  организации отражают общественный характер своей культуры. В литературе описывается случай, когда американский менеджер высшего уровня не достиг должного понимания в Японии, так  как оскорбил высокопоставленного  японского представителя тем, что  не оказал уважения, достойного его  должности. Американца представили  японскому представителю в офисе  последнего. Американец решил, что этот человек чиновник не занимает высокого положения, поскольку находился  в небольшом и скромно обставленном кабинете. Американец не знал, что офисы  высокопоставленных японских руководителей  не выставляют напоказ символы статуса  владельца, в отличие от своих  американских партнеров. [5, c.105]

     Разные  культуры отличаются и по использованию  личного пространства. В принципе, каждый человек имеет то минимальное  пространство, вторжение в которое  другого создает некоторый дискомфорт. Вместе с тем, слишком большая дистанция затрудняет коммуникации между людьми. Размеры личного пространства различаются в разных культурах. Так. Например, латиноамериканцы и арабы предпочитают общаться на более близком расстоянии, чем европейцы. В литературе встречаются примеры, отражающие неэффективность коммуникаций между неподготовленными к нем представителями сильно различающихся в этой аспекте культур. Так, американский руководитель, прибывший в Перу, был встречен перуанскими коллегами холодно и недружелюбно потому, что во время переговоров tete a tete американец держался на расстоянии. Он не знал, что в Перу, по традиции, нужно стоять достаточно близко к человеку, с которым разговариваешь.

3. Организация и менеджмент.

 

     Теперь, от введения в культурную среду менеджмента  перейдем к более конкретным базисным элементам изучаемого вопроса. Даже тогда, когда человек еще не описывал свою деятельность, он уже сталкивался  с необходимостью управления своими действиями и действиями других людей  в совместной деятельности. Менеджмент как деятельность, необходимая совместным действиям, делает возможным функционирование организаций с целью удовлетворения потребностей человека.

     Человек является основным объектом анализа  при изучении человечества, организаций  и менеджмента. Человек всегда сталкивается с относительно враждебной окружающей средой, характеризующейся дефицитом  продовольствия, недостаточно хорошим  жильем и нехваткой всех остальных  ресурсов, с помощью которых удовлетворяются  его многочисленные потребности. Человек  биологически не более силен, чем  многие из живых существ, живших и  живущих на Земле. Для того, чтобы  объяснить причины его выживания, следует, кроме физической силы, рассмотреть  также и другие характеристики, позволившие  человеку занять то положение, которое  ему принадлежит на сегодняшний  день, когда он в состоянии контролировать и манипулировать окружающей его  средой, при том, что сохраняются  определенные физические преграды, тем  не менее постепенно преодолеваемые с выходом человека в космос и развитием технологий. [1, c.57]

     Большая часть потребностей человека носит  экономический характер и является необходимой для физического  выживания в жестоком мире, где  должны быть добыты пища, питье, кров и  другие жизненно-необходимые вещи. С культурным прогрессом эти экономические потребности стали более сложными, но они продолжают оставаться основой человеческого существования.

     Ранний  человек осознал, что знания и  опыт должны переходить из одного поколения  в другое для того, чтобы племена  могли выжить. Таковы были первые шаги человека в области образования  и передачи познаний. Находя удовлетворение как экономических, так и социальных потребностей в формировании групп и жизни с себе подобными, человек сталкивается с новой потребностью в правилах и средствах обеспечения сохранения организации. Он формирует элементарные политические единицы, которые договариваются о кодексе касательно экономического, социального и политического, а также и религиозного поведения. Человек находит преимущества в соучастии и кооперации с другими людьми для достижения своих собственных целей.

     Подобная  первая простейшая организация отражала в основном те же элементы, что и  все последующие. Во-первых, должна была существовать задача, цель, которую  необходимо было достигнуть. Возможно, это было собирательство, охота, посев  урожая или защита группы от набегов  кочевников. Во-вторых, людей следовало  привлечь к участию в общем  деле. Они должны были осознать, что  это в их же интересах работать совместно для достижения целей  группы. И первым привлекательным  моментом организации было то, что  человек мог с ее помощью удовлетворить  свои собственные нужды. В-третьих, члены организации нуждались  в чем-то, что они могли бы использовать для работы или сражений, т.е. оружие, обрабатывающие орудия и т.д. В-четвертых, была необходимость структурирования различных видов деятельности с  тем, чтобы все действия были взаимоувязаны  для выполнения общих задач и  избежания хаоса. В конце концов, группа пришла к выводу, что можно достичь лучших результатов, если кто либо один будет вести группу к заданной цели, принимать решения, разрабатывать стратегию и поддерживать структуру деятельности и отношений. Он должен разрешать споры, определять стратегию и планирование, поддерживать деятельность структуры и общую устремленность к цели. Появление такой управленческой деятельности, отделенной от трудовой стало существенным аспектом всех типов организаций. Менеджмент облегчает усилия человека в организациях и появляется во всех случаях, когда объединяются люди для достижения общей цели.

     Главной причиной объединения людей в  организации является невозможность  отдельно взятого человека самостоятельно удовлетворить свои потребности  в силу ограниченности биологических  и физических характеристик. Человек  пришел к выводу, что, работая вместе с остальными, он может увеличить  свои собственные возможности и, таким образом, лучше удовлетворить  свои потребности. По сути дела, потребность  совместной деятельности людей заложена в самой природе человека и  создаваемые им естественные и искусственные  организации играют туже роль, что  и орудия труда - расширяют возможности  взаимодействия с окружающей физической средой в целях выживания. Таким  образом, различные организации  есть неизбежный атрибут существования  человека как физиологического и  социального существа и, следовательно, они существовали и будут существовать столько, сколько живет человек. А функционирование организации требует определенного управления, что еще раз свидетельствует о непреходящем характере менеджмента как одной из составных частей управления.

     Организация - это нечто большее, чем просто собрание индивидуумов. Это социальная система, где люди имеют друзей и врагов, равно как свои надежды, страхи и стремления. Работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не являются признанными частями формальной организации. [5, c.105]

     В существовании организации достаточно очевидно проявляется закон синергии: целое больше суммы составляющих его частей. На первый взгляд, объединение  людей в организации отодвигает их от цели удовлетворения своих потребностей, так как функционирование организации  требует затрат на управление ею. Однако эта деятельность не является потерей  ресурсов и энергии потому, что  в организации существует разделение труда, которое позволяет каждому  ее члену специализироваться на определенном виде деятельности и выполнять свою часть работы намного эффективнее, чем при необходимости заниматься всем.

     Разделение  труда в организации есть сложение различных способностей ряда людей, то есть дополнение друг друга и, в  идеале, возможность реализации каждой личностью своих специфических  способностей. Эта возможность организации  является весьма притягательной для  современного человека, одной из основных жизненных целей которого (особенно гражданина западной цивилизации) является реализация своего потенциала. Поэтому  человек конца ХХ века может одновременно состоять в различных организациях, которые позволяют ему удовлетворить не только жизненно важные потребности, но и амбиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента