Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Цель нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.

Содержание

Введение 3

1. Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента 4

2. Социальный аспект 6

3. Организация и менеджмент 14

Заключение 18

Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 48.39 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение                                                                                                                3

1. Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента                                                                                                         4

2. Социальный аспект                                                                                        6

3.    Организация и менеджмент                                                                        14

Заключение                                                                                                         18

Список  литературы                                                                                            22

Введение

 

     Менеджмент  является неотъемлемой составной частью организационных структур, поэтому  для определения менеджмента  будем рассматривать его как  сферу деятельности, наделенными  определенными функциями, цель которых  есть достижение эффективности приобретения, размещения и использование человеческих и материальных ресурсов.

     Таким образом менеджмент как учение есть структура знаний об использовании менеджмента, его функций, целей и сферы деятельности.

     Цель  нашего изучения заключается в рассмотрении наиболее значительных периодов в эволюции менеджмента от ранних не научных  периодов до наших дней. Изучение менеджмента, также как и изучение цивилизаций  и культуры, представляет собой исследование истории непрерывного изменения  взглядов на природу работы, человека и функционирования организаций.

     Мы  стремимся рассмотреть менеджмент в контексте его культурной среды  и, таким образом, понять не только каким  был менеджмент, но и объяснить, почему его развитие происходило именно таким образом.

     Изучение  истории менеджмента может привнести  первоисточники идей и подходов, проследить их развитие, выявить перспективу  развития в условиях культурной среды. Изучение прошлого делает картину настоящего более логичной и конкретной. Без изучения истории индивидуум имеет только свой ограниченный опыт как основу для идей и действий.

     Изучение  истории менеджмента не только обеспечивает понимание его национальной специфики, но также создает представление  о том, как опыт и знание теории менеджмента могут применяться  в других организациях и культурах. В истории существует немало уроков для изучающих менеджмент.

  1. Влияние культурной среды  на развитие теории и практики менеджмента. 
 

     Культурная  среда. Для понимания развития теории и практики менеджмента, необходимо определиться с культурными рамками  их анализа. Менеджмент не является замкнутой деятельностью, поскольку менеджер управляет своей организацией и принимает решения под воздействием определенного набора культурных ценностей и институтов.

     Таким образом, менеджмент имеет характеристики открытой системы, в которой менеджер воздействует на окружающую его среду  и, в свою очередь, оказывается под  ее воздействием. Управленческая мысль не развивается в культурном вакууме, на работу менеджера всегда оказывает воздействие существующая культура.

     Культура  является для всего нашего сообщества наследием небиологических, человечески  переданных характерных черт и включает в себя экономические, социальные и  политические поведенческие формы, связанные с человеком. Существует достаточно много подходов в определению культуры или цивилизации.

     В обобщенном виде определение может  выглядеть тоже по-разному, но приведем только одно из имеющихся в науке: Культура есть совокупность и результаты преобразовательной деятельности человека и общества, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.

     При изучении менеджмента содержание культуры будет ограничено экономическими, социальными  и политическими идеями, которые  оказывают влияние на управление организацией. Человеческое поведение является продуктом прошлых и настоящих культурных сил, и такая область науки как менеджмент также является продуктом экономических, социальных и политических сил прошлого и настоящего. [4, c.105]

     На  практике все эти элементы находятся  в тесной взаимосвязи и взаимодействии, и таким образом формируют  культуру; Далее наше внимание будет сконцентрировано только на тех областях культуры, которые непосредственно применима к менеджменту: экономической, политической и социальной сферах.

     Экономическим аспектом культуры является отношение  человека к ресурсам. Ресурсы могут  быть как природными, так и произведенными самим человеком; этот термин обозначает как осязаемые объекты, так и  неосязаемые усилия, которые способны, будучи используемыми, достигать определенных целей. Физические ресурсы включают в себя землю, здания, сырье, промежуточные  продукты, инструменты и оборудование, а также другие осязаемые объекты, используемые человеком и организациями. Человеческие мысли и усилия также  являются ресурсами, потому что они  планируют, собирают, придают форму  и представляют другие виды деятельности. результатом которых является производство продуктов или услуг.

     В каждом обществе существует проблема ограниченности ресурсов и множественности  экономических целей. История знает  немало форм мобилизации этих дефицитных ресурсов для производства и распределения  продуктов, услуг. Хейльбронер охарактеризовал эти методы: использования ресурсов как традиционный, командный и рыночный.

     В настоящее время современные  общества демонстрируют смешение элементов  традиционной, командной и рыночной систем. Наше культурное наследие во многом подверглось влиянию традиционной и командной экономической философией как господствующих.  
 

  1. Социальный  аспект
 

     Социальный  аспект заключается в отношениях людей в рамках данной культурной среды. Человек не живет в одиночестве, а находит преимущества в объединении в группы с тем, чтобы выжить или достигнуть своих целей. В формировании групп первоначальной целью является образование объединения множества людей с различными потребностями, возможностями и ценностями. Вне этой разнородности, любая однородность должна развиваться, или группа не выживет. Таким образом, участники создают своеобразный контракт, который определяет некоторые общий правила и позволяет прийти к соглашению по поводу того, как следует вести себя для сохранения группы. Ненаписанный, но тем не менее, обязывающий контракт определял бы возможное поведение других людей и позволял бы оценить возможную реакцию каждого индивида. Он мог бы включать некоторые соглашения о том как лучше производить и координировать действия по выполнении поставленной задачи, будь то создание экономического продукта или достижение удовлетворения социальным сообществом.

     Политический  аспект культуры можно рассматривать  с точки зрения отношений человека и государства; он включает в себя политические мероприятия для установления социального порядка и для  защиты жизни и собственности. Отсутствие государства и порядка именуется  анархией; несмотря на то, что в этом случае существует некоторая возможность  для защиты разумного человека от неразумного, результатом все же будет полный экономический, социальный и политический хаос. Где начинается порядок, там заканчивается анархия. Для того, чтобы обеспечить порядок и стабильность, политические институты могут принимать самые различные формы, начиная от типичного государства до монархии или диктатуры. Политические представления о природе человека меняются от видения человека как самоуправляющейся системы к другой крайней позиции, когда один человек или управляющий орган навязывает свою волю остальным, считая, что человек не в состоянии или не желает управлять самим собой. Такие понятия, как собственность, контракты и правосудие, являются ключевыми при рассмотрении политического аспекта культуры. [1, c.10]

     Экономический, социальный и политические аспекты  являются полезными средствами анализа  при исследовании развития управленческой мысли.

     Наиболее  часто в литературе культуры подразделяют на восточные и западные. Сопоставление западной и восточной культур показывает значительные различия по многим базовым характеристикам.

     По  своей сути восточная культура является синтетической, созданной на основе не столько взаимодействия, сколько  сосуществования различных религиозных  и философских систем, которые  с точки зрения их носителей отражают взгляды на мир с разных точек  зрения.

     Западная  же культура возникла на основе одной, причем монотеистической - христианской идеологии. Европейцы и американцы стремятся в своем сознании и  управленческой практике найти единственно  верный универсальный образ действий, который определяется путем аналитического подхода. Для западной культуры характерно только одно решение проблемы - однозначная  победа над соперником или средой.

     Таблица 1. Сравнение характеристик японской и западной культур. [1, c.12]

Восточная культура Западная культура  
Синтетическая Аналитическая  
Коллективистская Индивидуалистическая  
Кооперативная Конкурентная  
Непротиворечивая Противоречивая  
Неопределенная Точная  
Личная Безличная  
Фракционно мыслящая Общественно мыслящая  
Предпочитающая нечеткое соглашение Предпочитающая контраст  
Вторгающаяся в частичный мир человека Уважающая частичный мир человека  
Релятивная Абсолютная  
Эмоциональная Интеллектуальная  
Гармоническая Аргументационная  
Конформистская Эгоцентричная  
Нелогическая Логическая  
     
 

     Отметим также и вторую характеристику: коллективизм и индивидуализм. Для Востока  характерна традиционная установка  общественного сознания на коллективизм (принадлежность к какой-либо социальной группе). Западная культура по своей  сущности индивидуалистична, ориентирована на личность, лучшим современным свидетельством чего является исключительное внимание к правам человека.

     Наибольший  интерес для менеджмента и  других управленческих дисциплин представляет теория Клюкхольна и Стродтбека, которая основана на выделении характеристик, отражающих взаимоотношения между людьми и их отношение к ресурсам. Согласно этой теории культура имеет шесть основных характеристик (или уровней): отношение человека к окружающему миру, взаимоотношения людей, степень активности, природу людей, культурную оценку времени и концепцию пространства. Обратимся в рассмотрению содержания этих характеристик и некоторым вариантам их проявления. [2, c.57]

     1. Отношение человека к окружающей  среде. Эта характеристика культуры  показывает насколько люди покорны окружающей среде, и способны ли покорить ее.

     Американцы  полагают, что могут контролировать окружающую среду. Они готовы ежегодно тратить миллиарды долларов на проведение различных исследований; считают, например, что причина рака может быть установлена, лекарство может быть найдено, и  он может быть побежден. Этот взгляд на соотношение сил человека или  его организации находит четкое отражение в философии менеджмента  и организационного поведения.

     В меньшей степени это отношение  к природе характерно и русским. Вспомним недавние проекты по переброске сибирских рек на юг и многое другое.

     Между этими кардинально противоположными позициями есть и другие точки  зрения. Одна из них предполагает гармонию с природой. Во многих дальневосточных  странах (включая Японию) работа с  природой предполагает ее использование  с минимальными изменениями. Такая  позиция получила отражение в  психологии японцев, четко проявляется  в их подходе к архитектуре  и организационному поведению.

     2. Взаимоотношения людей. Культуры  могут быть классифицированы  по степени ответственности за  благосостояние других. Американцы, к примеру, до крайности индивидуалисты. Они используют личные качества  и достижения для удовлетворения  собственных желаний. Они считают,  что ответственность человека  заключается в заботе о самом  себе. Англичане и французы придерживаются  другой точки зрения: она основана  на иерархических взаимоотношениях. Группы в этих странах построены  по принципу ступеней и иерархии  и позиции группы чаще всего  остаются неизмененными во времени.  Иерархические общества, как правило,  аристократические и снобистские. [2, c.59]

Информация о работе Влияние культурной среды на развитие теории и практики менеджмента