Влияние А. Файоля на развитие системы подготовки менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Успех любой компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.

Содержание

Введение….………………………………………………………………...4
1 Личность А. Файоля.…………………………………………………….5
2 Становление административной теории.……..………………………..7
3 Вклад А. Файоля в теорию развития менеджмента..…………………10
3.1 Учение об управлении…………………………………………….10
3.2 Принципы управления ..…………………………………………..16
4 Значение теории администрации………………………………………28
Заключение………………………………………………………………...29
Библиографический список……………………………………………....30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

      Содержание

    Введение….………………………………………………………………...4

    1 Личность  А. Файоля.…………………………………………………….5

    2 Становление административной теории.……..………………………..7

    3 Вклад А. Файоля в теорию развития менеджмента..…………………10

       3.1 Учение об управлении…………………………………………….10

    3.2 Принципы управления ..…………………………………………..16

    4 Значение  теории администрации………………………………………28

    Заключение………………………………………………………………...29

    Библиографический список……………………………………………....30

 

      Введение

      Разработка  проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией, а также для реорганизации системы подготовки менеджеров.

      Успех любой компании Файоль связывал с  последовательным и систематическим  применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования.

      Файоль  первым отказался от взгляда на управление как “исключительную привилегию”  высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность, и наоборот. Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления. Тогда как принципы воплощают субъективный опыт руководителя, поэтому могут заменяться и дополняться.

      Именно  Анри Файоль соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX века. С его именем  главным образом связано возникновение классической (административной) школы. 
 

      1 Личность А. Файоля

      Подобно американцу Ф. Тейлору, А. Файоль был  по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г. Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными  интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной  роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

      Анри  Файоль (1841-1925) был по образованию  горным инженером. Будучи французом  по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем  – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В  момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

      Находясь  в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

      Файоль  считается родоначальником классической школы. В своих исследованиях  он исходил не из американского, а  из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

      Основным  трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

      В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

      Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, написанными  живым и в то же время академически изящным стилем, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, он посвятил свое время популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге - «Административная теория государства» (1923).

      Файоль  старался обосновать необходимость  и возможность создания особой науки  управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

      Файоля  называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был  первым, кто поднялся над уровнем  заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации  в целом. Кроме того, его считают  самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в основание «классической » школы менеджмента. 

     2 Становление административной теории

     Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала  гораздо более существенное влияние  на теорию и практику управления, чем  все предшествующие революции.

     Именно  на этом этапе и начал развиваться  менеджмент в том виде, в котором  мы привыкли воспринимать это слово.

     Именно  тогда появилась потребность  в талантливых управленцах, которые  могли бы выработать свою стратегию  управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

     К концу XIX – началу XX в. появились  первые работы, в которых была сделана  попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки  менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

     Классическое  направление менеджмента включало в себя три области (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура классического направления  менеджмента 
 
 

     – научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г.Гант, Ф.Гилберт);

     – административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А.Файоль, М.П.Фоллет);

     – концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М.Вебер).

     Бурное  развитие промышленности предопределило эволюцию научных взглядов классической школы.

     Развитие  идей Тейлора было продолжено Анри Файолем, который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.

     Анри  Файоль считается основателем, так называемой, классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

     На  основе собственного опыта Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению на Международном Конгрессе по проблемам горной и металлургической промышленности.  

     Именно  в этом докладе он указал важность административной функции, но не представил «элементы» управления, которые и сделали его известным позже. Его первое упоминание об «элементах» управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

     А. Файоль намеревался написать большую, состоящую из четырех частей, работу по управлению, которая должна была включать 4 части:

     Часть I - необходимость и возможность обучения управлению;

     Часть II - принципы и элементы управления;

     Часть III - свои персональные наблюдения и  опыты;

     Часть IV - уроки войны.

     Однако  части Ш и IV так никогда и  не появились, но и начала было достаточно, чтобы увидеть акцент Файоля на важности управления любыми свершениями, будь они «большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими».

     Эта «универсальность» менеджмента  является главным вкладом, поскольку  она позволяла преодолеть узкие представления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента не как самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему.

     Его учение об управлении послужило как  бы ответом на возникшую необходимость  обобщения накопленных знаний и навыков, на создание некой концепции управления. Это была первая попытка создания подобной концепции. Ее удачность определена временем и практикой - какие-то положения этой концепции были опровергнуты возникшими в последствии школами управления, но основная их часть, и главным образом, принципы управления, актуальны до сих пор и широко используются с различными изменениями, дополнениями и усовершенствованиями во многих организациях. 

      3 Вклад А. Файоля в теорию развития менеджмента

      3.1 Учение об управлении

      Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к  администрации и сформулировал  некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления.

      В своих исследованиях он исходил  не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

      В основе концепции Файоля лежало положение  о том, что во всяком предприятии  имеется два организма: материальный и социальный.

      Первый  включает сам труд, средства труда  и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

      Файоль  доказывал, что административные функции  существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

Информация о работе Влияние А. Файоля на развитие системы подготовки менеджеров