Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:53, курсовая работа
Реформирование экономической жизни в Российской Федерации сделало актуальной проблему общего управления. Рыночное хозяйствование характеризуется множеством форм, которые изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. В настоящее время первоочередной стала задача повышения конкурентоспособности организации (предприятия) на рынке, для решения которой необходимо использовать различные методы управления всеми производственными, в том числе и человеческими, ресурсами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ. 4
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА. 4
2. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ. 5
2.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 5
2.2 ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ. 7
2.3. ВЛИЯНИЕ И ВЛАСТЬ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
2.4. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ 14
3. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 15
3.1 ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 15
3.2 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ. 18
3.3 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Этот подход можно использовать только в тех случаях, когда такие потребности, как власть, успех или самовыражение, являются активными стимулирующими факторами, и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.
Исследования показали, что если рабочие участвовали в обсуждении предлагаемых изменений, то они меньше сопротивляются этим переменам. Это также положительно сказывается на удовлетворенности работой и производительности труда. Однако нужно иметь в виду, что некоторые подчиненные предпочитают жестко контролируемые авторитарные ситуации.
Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным.
Основное
различие между лидерством и властью
относится к совместимости
Как было отмечено, лидерство предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации.
Кроме того, власть – это двусторонние отношения: между лидером и последователями и между лидером и его начальником. Поскольку эффективность лидерства зависит от объема и типа власти, которые лидер использует в отношении как последователей, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности?
Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем. Рабочие в отношении бригадира признали, что право на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом физического труда, на первом месте была экспертная власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть, вознаграждение, власть примера и на последнем месте – принуждение. Однако, несмотря на то, что право на власть было признано наиболее сильно влияющим источником оно, тем не менее, не связано с результатами работы бригады. Большее влияние на них оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом исследования показывают, что лидеры используют разные источники власти в зависимости от ситуации.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Слово «лидер» в переводе с английского языка на русский имеет несколько значений: 1) ведущий, руководитель; 2) корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании и др. В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя и подчиненных, ситуацией.
Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общей цели.
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений, с той или другой стороны раскрывающих сущность данного понятия.
Рис.
1.2 Сущность лидерства
При изучении природы лидерства важно уяснить, что лидерство:
Лидер – руководитель, который идет впереди, воодушевляет работников, передавая им свое видение проблемы и путей ее решения.
Лидеры сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения последователей к делу. Наоборот, менеджеры работают над достижением кем – то установленных целей.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться. Природа лидерства может быть лучше понятна, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации – это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процесс социального воздействия, а точнее, взаимодействия с организацией. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников.
Процесс влияния на людей с позиции занимаемой в организации должности называется формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Быть
менеджером еще не означает автоматически
считаться лидером в
Процесс влияния через способности и умения и другие ресурсы, необходимы людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
3.2 Теория лидерских качеств
Руководство,
лидерство стало объектом исследования,
когда в начале ХХ столетия начали
впервые изучать управлении. Однако
только в период 30-50-х гг. было впервые
предпринято изучение лидерства в крупных
масштабах и на систематической основе.
Эти ранние исследования ставили своей
целью выявить свойства или личностные
характеристики эффективных руководителей.
Согласно личностной
теории лидерства,
также известной под названием теории
великих людей,
лучшие из руководителей обладают определенным
набором общих для всех личных качеств.
Если бы эти качества можно было выявить,
люди могли бы научиться воспитывать их
в себе и тем самым становиться эффективными
руководителями. К ним относятся: уровень
интеллекта и знания, впечатляющая внешность,
образование и высокая степень уверенности
в себе (рис. 1.3)
Интеллектуальные способности | Черты характера личности | Приобретенные умения |
|
|
|
Рис. 1.3 Лидерские качества, наиболее
часто встречающиеся у
В 40-х гг. ХХ в. ученые начали изучать факты о соотношении личных качеств и лидерства. Но несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли у единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. В одном из исследований утверждалось, что было проанализировано только около 5% личных качеств руководителей всего в четырех или пяти исследованиях. В 1948 г. Р. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, активностью, социальным участием и социально – экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые: человек не становится руководителем благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.
Выделяют три группы качеств, присущих руководителю – лидеру: профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным качествам относятся:
Личные качества - это:
К деловым качествам относятся:
Недостатки теории лидерских качеств:
3.3 Стили лидерства.
Сильный управляющий должен быть сильным лидером. Управляющий, не обладающий навыками лидерства, подобен спасателю, который боится воды, не имеет значения запас знаний, если он не может быть использован. Наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей лидерства получила система, разработанная американским производственным психологом Ренсисиом Майкертом. Он выделил четыре стиля лидерства:
Эксплуататорско-
Благожелательно-