Власть, влияние, лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономической жизни в Российской Федерации сделало актуальной проблему общего управления. Рыночное хозяйствование характеризуется множеством форм, которые изменяются под воздействием внешних и внутренних факторов. В настоящее время первоочередной стала задача повышения конкурентоспособности организации (предприятия) на рынке, для решения которой необходимо использовать различные методы управления всеми производственными, в том числе и человеческими, ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ. 4
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА. 4
2. ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ. 5
2.1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. 5
2.2 ОСНОВЫ, ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ. 7
2.3. ВЛИЯНИЕ И ВЛАСТЬ ОШИБКА! ЗАКЛАДКА НЕ ОПРЕДЕЛЕНА.
2.4. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ 14
3. ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА 15
3.1 ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА. 15
3.2 ТЕОРИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ. 18
3.3 СТИЛИ ЛИДЕРСТВА. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Работа содержит 1 файл

Реферат_ВЛАСТЬ,ВЛИЯНИЕ,ЛИДЕРСТВО.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

   ИНСТИТУТ  КОРПОРАТИВНОГО ПРАВА 
 
 
 
 
 
 
 

   К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

          Дисциплина: Основы менеджмента
   На  тему: “Власть, влияние, лидерство”

   Работу  выполнил      студентка 3-го курса

                                                         Группы ИКП КММ  …… 

              Никитина О.И. 

    

   Работу проверил       К.э.н. 

                                                         Часовский В.П.

   г. Москва

   2008 г.

 
 
 
 

   СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Реформирование  экономической жизни в Российской Федерации сделало актуальной проблему общего управления. Рыночное хозяйствование характеризуется множеством форм, которые  изменяются под воздействием внешних  и внутренних факторов. В настоящее время первоочередной стала задача повышения конкурентоспособности организации (предприятия) на рынке, для решения которой необходимо использовать различные методы управления всеми производственными, в том числе и человеческими, ресурсами.

   Первое, что приходит в голову при упоминании термина «менеджмент», - это управление. Несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы, нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности.

   Кратко  остановимся на самой сути понятия «управление». В «Толковом словаре» В. Даля по этому поводу можно прочитать: «Управлять, управить…править, давая ход, направленье; распоряжать, - ся, заведовать, быть хозяином, распорядителем чего, порядничать…Управлять лошадьми, судном, рулем, давать направленье, заставлять идти правым, нужным путем…».

   Современный «Энциклопедический словарь» дает следующее  определение: «Управление – элемент, функция организованных систем различной  природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ».

   Сегодня ряд авторов, занимающихся проблемами управления, считают, что примеры  из прошлого свидетельствуют о том, что организации существуют уже на протяжении многих тысячелетий и столько же времени существует менеджмент.

   Хотя  организации существуют почти столько  же, сколько существует мир, до ХХ в. вряд ли кто-нибудь задумывался над тем, как управлять ими системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую практическую власть, но не то, как управлять ими. 
 

   
  1. Организации и управление
    1. Организация и ее структура

   Общество  состоит из огромного количества различных организаций. Большинство  людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или  с которыми вступают в контакт.

   Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей.

   Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать  следующим обязательным требованиям:

  • Наличие, по крайней мере, двух трех человек, которые считают себя частью    этой группы;
  • Наличие, по крайней мере, одной цели,  которую принимают как общую  все члены группы;
  • Наличие членов группы, которые работают вместе до достижения целей.

   Если  существуют устоявшиеся границы  организации и определено ее место  в обществе, она принимает форму  общественной ячейки и выступает  в виде социального института (частные и государственные предприятия, учреждения, общественные формирования  и т.д.)

   Любая организация осуществляет три процесса:

  • получение ресурсов из внешнего окружения;
  • изготовление продукции
  • передача ее во внешнюю среду.

   Данные  процессы являются жизненно важными для организации. Для ее успешной деятельности необходимо поддерживать необходимый баланс между ними, мобилизовать ресурсы. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

   Управление  организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своей цели. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и прежде всего ее структуру, и осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации. 

   
  1. Власть и влияние

   2.1 Общее понятие

   Об  успехах менеджера судят не потому, что они делают, а потому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать, людей можно, только воздействую на них.

   В управленческой литературе способность  оказывать влияние на поведение  людей называется властью. Власть может  относится к индивиду, группе и  организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • Власть – это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только, когда применяется;
  • Между тем, кто использует власть, и тем,  к кому она применяется, существует взаимозависимость;
  • Тот к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий;

   Власть  может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости  применять имеющуюся у него власть.

   Власть есть предпосылка всякой сколько – нибудь успешной управленческой деятельности. Без власти руководитель не в состоянии выполнять свои функции и осуществлять свои замыслы. Власть проявляется  в способности и возможности оказывать целенаправленное воздействие на повеление людей. Реализуется она посредством влияния на деятельность других.

   Власть  – это функция зависимости, а  точнее взаимозависимость. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и  у другого.

   Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение потребностей.

   Власть  – это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид  в отношение другого, одна группа – в отношении другой и т.п. концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации.

   Власть  используют и начальники, и подчиненные, для того чтобы достичь своих целей и укрепить свои полномочия. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакции на нее в основном определяются понимание власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия её использования. Власть не когда не бывает абсолютной и не изменяющейся.

   Власть  может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти.

   Власть – это возможность влиять на поведение других. Это не постоянное свойство личности и даже не просто некая неформальная прерогатива.  Во многом она зависит от окружения руководителя, и прежде всего – от его подчиненных. Можно сказать, что руководитель обладает властью в той мере, в какой она признается его подчиненными.

   В противодействии власти руководителя люди могут заходить довольно далеко. Возможности реализации руководителем своих властных полномочий ограничены позицией подчиненных, т.е. обладает властью не только он, но фактически и подчиненные. Так возникает проблема баланса власти, разумное решение которой обусловлено адекватным пониманием руководителем источников власти.

   Во  всякой организации, основывающейся на частной собственности, источник власти заключен именно в институте собственности. Тот, кто владеет капитализируемой собственностью, обретает право власти, которая от него может быть передана управляющим (менеджерам). У наемного персонала, в сущности, нет иного выхода, кроме как принять эту власть. Собственник всегда найдет возможность освободиться от неугодного работника. Тот, конечно, и сам может отказаться от работы в фирме. Практика изобилует примерами того, как собственники увольняют, если считают нужным, даже именитых управляющих. Иное дело – власть управляющего над подчиненными, но и она является производной от права собственности.

   Власть  бывает формальной и реальной.

   Формальная  власть – это власть по должности. Власть измеряется либо числом подчиненных, либо объемом материальных ресурсов, которыми лицо, занимающее данную должность, может распоряжаться.

   Реальная  власть – это власть, как по должности, так и за счет авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется числом людей, которые готовы данному лицу подчиняться.

   Как бы не была сильна власть менеджера, ему  приходится определенным образом корректировать ее с учетом своей зависимости  от подчиненных. Для эффективного осуществления  формальной власти требуется находить решения, которые, с одной стороны, гарантируют обеспечение интересов организации, а с другой – исключают опасность социальных конфликтов. Такие решения, требующие не просто знаний и опыта, но и мудрости, доступны, к сожалению, далеко не всем руководителям.

   Личная  власть – это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации происходит снизу – от подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть нужно регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью.  Однако в большинстве ситуаций достичь этого трудно.

   2.2 Основы, формы и источники власти в организации.

   Конкретные  формы власти в организации многообразны. М. Вербер предложил классифицировать власть по признаку отношения к ней людей на следующие виды:

  • Традиционная – базируется на вере в ценность и незыблемость традиций и установлений, на инерции мышления;
  • Легитимная – основана на убеждении в разумности существующего порядка вещей, на вере в правовой порядок и функциональную компетентность руководителей;
  • Харизматическая – поддерживается убежденностью в чуть ли не сверхъестественные качества руководителя, а в его способность удовлетворять интересы коллектива.

   Носителями  властных полномочий в организации  являются руководители уровней иерархии управления, выполняющие различные  функции. Все они взаимосвязаны  и работают на единую конечную цель. Среди организационных структур встречаются  линейные, функциональные, штабные структуры (службы). 

   Линейные  структуры – обеспечивают прямое непосредственное руководство подчиненными. Каждый линейный работник представляет собой звено в цепи команд – получает предписание от вышестоящего и отдает распоряжения нижестоящим.

   Функциональные  структуры – базируются на разделении между ними функций, включая общие и специальные.

   Штабные структуры – штабными принято называть обслуживающие или обеспечивающие службы.

Информация о работе Власть, влияние, лидерство