Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 13:28, курсовая работа
цель работы – рассмотреть власти с точки зрения менеджмента.
Поставленная цель обуславливает необходимость последовательного решения взаимосвязанных исследовательских задач:
1. Дать понятие власти;
2. Выяснить какие существуют признаки власти;
3. Рассмотреть основные теории власти;
4. Проанализировать формы реализации власти.
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В рамках менеджмента власть - это система социальных отношений, выражающих способность, право и возможность кого-либо решающим образом влиять на действия и поведение др. людей и их групп, опираясь на свои волю и авторитет, правовые и моральные нормы, угрозу принуждения и наказания, обычаи и традиции и т.п. Сущность власти находит свое выражение в отношениях господства и подчинения, руководителя и руководимого. Власть может носить не только политический, но и экономический или духовно-идеологический характер, не говоря уже о семейной или общественной власти неполитического характера. Наиболее важными и общими свойствами власти являются ее всеобщность и универсальность. Эти свойства показывают: насколько актуальны власть и ее составляющие в современном мире. Власть действует и распространяется на всех, поэтому необходимо учитывать когда, где и в какой форме нужно использовать власть.
Исходя из актуальности проблемы, ставится следующая цель работы – рассмотреть власти с точки зрения менеджмента.
Поставленная
цель обуславливает необходимость
последовательного решения
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, а также список использованной литературы.
В основу данной курсовой легли труды таких выдающихся ученых как Мескон, Виханский, Райзберг и другие.
Власть в системе управления организацией
Большинство людей связывают власть с силой и агрессией, но такой взгляд можно оправдать только с позиции обыденного понимания. В действительности сила не является обязательным компонентом. Рассмотрим определения власти.
Итак, по Мескону Власть – это возможность влиять на поведение других.1 Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:
• власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;
• между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
• тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.
Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет необходимости применять к нему имеющуюся у него власть.
Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Обладание властью — это возможность влияния на удовлетворение потребностей.
Власть — это социальный по своей сути термин. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа — в отношении другой и т.п. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменяющейся. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Известно, как меняются рейтинги руководителей, проведенные в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.2
Власть часто используют как синоним термина «авторитет». Это не совсем верно. Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. Считается, что авторитет руководителя – это главный рычаг управления -, который предполагает большой аванс доверия к нему со стороны членов коллектива. Власть должности проистекает не из самой Должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.3
Райзберг трактует власть как форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия. 4
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие власть многогранно и может принимать разные оттенки, но важно различать понятия власть и влияние.
Мескон определяет влияние как любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной шепотом на ухо, до угрозы увольнения.
Один человек может также влиять на другого и с помощью одних идей. Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию фактическому труду, необходимому для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть.5
Формулируя критерии власти и раскрывая ее многозначность, В.Ф.Халипов выделяет четыре специфических признака власти:
1)
способность, право и
2) оказание решающего воздействия на судьбы, поведение и деятельность, нравы и традиции людей с помощью различного рода средств – закона, права, авторитета, воли, суда, принуждения;
3) политическое господство над людьми, их общностями, организациями; над странами и группировками; создание системы государственных органов;
4)
лица, органы, облеченные соответствующими
государственными и
Кроме того, важно отметить, что с помощью власти распределяются перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляется на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с ее осуществлением.
По направленности власть может быть позитивной, созидающей, и негативной, означающей способность манипулировать людьми, что-то разрушать, чему-либо препятствовать. В конечном итоге это ведет к дестабилизации ситуации. Чем выше концентрация власти в руках одного субъекта, тем выше цена злоупотреблений ею.
Власть имеет единоличную (осуществляется одним лицом), коллективную (осуществляется группой совместно) и коллегиальную (осуществляется одним лицом с учетом общего мнения организацию).
Власть можно рассматривать как индивидуальную, реализуемую одним субъектом, или системную, базирующуюся на совокупности обязательных для всех безличных норм, правил, требований.
Власть бывает формальной и реальной. Формальная власть – это власть должности. Она обусловлена официальной ролью последней в структуре управления организацией, совокупностью принадлежащих ей прав (полномочий) и не связана с личными качествами занимающего ее субекта. В большинстве случаев должность не дает неограниченной власти, а лишь позволяет контролировать выполнение определенных функций.
Реальная
же власть зависит также от степени
признания ее обладателя окружающими,
т.е. от его места не только официальной,
но и неофициальной системе
Таким образом, можно сделать вывод, что человеческому обществу для нормальной организации совместной цивилизованной жизни людей власть необходима. С ней надо уметь обращаться, ее надо знать, понимать и совершенствовать. Необходимо знать не только практическую часть, но и владеть теоретической базой, что в дальнейшем может помочь избежать явных ошибок.
В современной западной политической философии анализ категорий власти ведется по четырем направлениям. Власть изучается как: 1) характеристика индивида; 2) межперсональная конструкция; 3) ресурс; 4) философская категория. Каждый из этих аспектов иллюстрирует те или иные стороны понятия «власть», а взятые вместе (в совокупности) они дают целостное представление о категории власти в той мере, в какой она используется в различных исследованиях. Остановимся подробнее на каждом из направлений.
-
немалое сходство между
– возможность избежать тавтологии в определениях, свойственной ресурсному подходу;
– использование широкого диапазона эмпирических методов и статистических процедур;
– акцентирование потенциальности власти. Например, «он может причинить» – потенциальная власть, «он причинит» – предсказуемая власть, «он причинил» – актуализированная (реальная) власть.
5.
Рассмотрение власти с
Власть как характеристика индивидуума ставит человека в центр проявлений власти и тем самым обусловливает субъективность проявлений власти. Ориентация на взаимодействие с окружением во главу угла ставит проявление власти, рассматривает ее как асимметричное явление, потенциал, возможности, заряженность на достижение результата. Межперсональная конструкция власти рассматривает систему отношений между субъектом и объектом власти именно как систему отношений, определяемую традициями, нравами, сложившимися в социуме в конкретный период времени. Ресурсный подход к проблеме власти определяется наличием (или отсутствием) ресурсов, их ценностью. И в этом, по нашему мнению, заключен глубокий смысл. Ресурс есть статистика, факт наличия чего-то. Можно задать традиционный вопрос: сколько стоит стакан воды? Может ли он стоить дороже, например, компьютера? Вопрос не в статистике, не в полученной цифре, а в тех условиях, когда все это нам предлагают. В нормальных условиях ответ естествен. А если человек находится в пустыне, то он за стакан воды не только компьютер отдаст, но и все, что имеет. Вспомним классическое выражение короля Ричарда III: «Коня! Полцарства за коня!». Ресурс имеет стоимость только тогда, когда становится информацией. И наиболее удачное определение этого подхода к рассмотрению власти звучит следующим образом: «Власть как информация о ресурсах».
Философское рассмотрение власти является наиболее общим, оно не затрагивает частных проявлений и благодаря мощному семантическому полю позволяет рассматривать ее на высоком уровне абстракции, избегая частных определений и понятий.