Вклад А. Маслоу в развитие менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:55, реферат

Описание работы

В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.Иерархия потребностей у Маслоу выстроена по принципу насущности их удовлетворения для человека. Начиная от физиологических потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (самореализации).
Теория иерархии потребностей до сих пор является опорой выбора манеры управления для многих руководителей. Конечно, она вызывает много споров и противоречий, но даже сам Маслоу говорил, что теория применима к пониманию потребностей человечества в целом, как философское обобщение, но никоим образом не может использоваться в отношении конкретного индивидуума.
Разработанная им концепция иерархии потребностей стала основой для множества управленческих тактик, и развитию других теорий мотивации.

Содержание

Введение. 3
1.Суть теории Маслоу. 4
1.1 Потребности в порядке их иерархии. 4
1.2 Пирамида потребностей. 8
2.Критика теории. 9
2.1 Идея иерархичности 9
2.2 Идея развития потребностей высших по мере удовлетворения низших. 9
2.3 Другие базовые теории выделения потребностей. 10
2.4 Трансформация "пирамиды Маслоу". 11
3. Использование теории Маслоу в управлении. 13
4.Иерархия потребностей при работе в многонациональной внешней среде. 17
Заключение. 21
Cписок литературы. 22

Работа содержит 1 файл

Реферат Маслоу Вклад в управление.Черновой вариант. Черниковой Екатерины Ппоследний вариант №2.docx

— 352.02 Кб (Скачать)
Автор Название  теории Суть  теории
К.Альдерфер “Теория СВР” Альдерфер разделил потребности на потребности в существовании “С”, потребности взаимосвязей “В” и потребности роста “Р”. Движение между потребностями может происходить как “вверх”, так и “вниз”. Таким образом может быть описан “голодный художник”, но для построения единой системы, применимой к реальной группе людей следует описать ценности каждого из них, что очень трудоемко. Кроме того, система ценностей человека в течение жизни меняется, и такие описания следует повторять;
МакКелланд «Теория приобретенных потребностей» МакКелланд, выделил три группы потребностей, приобретенных человеком с опытом — потребность в причастности, потребность в успехе и потребность во власти. Это — потребности высшего уровня, существующие параллельно и независимо друг от друга. За счет их параллельности и независимости достигается «отстройка» от иерархии, т.е. последовательности, но недостатком этой теории является ее применимость исключительно к высшему управленческому звену организации;
Герцберг «Мотивационно — гигиеническая  теория» Герцберг, выделил две группы факторов — «гигиенических» и «мотивирующих», что, практически, повторяет иерархичность потребностей. Кроме того, результаты воздействия гигиенических и мотивирующих факторов различны для разных индивидуумов, границы между ними размываются. Несмотря на существенный вклад в понимание мотивации, «гигиеническая теория» так и осталась чисто теоретическим вкладом в понимание специалистами основ менеджмента. Справедливости ради надо отметить, что теория Герцберга стала основой для большого количества других мотивационных теорий, которые можно обобщить термином «гигиенические».
 

     Список теорий может быть продолжен, но, так или иначе, подавляющее большинство авторов (Адамс, Портер, Лоуренс, Врум, Лок, Гриффин, Хакмен, Олдхэм и др.) приходит к выводу, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания существуют параллельно, не противореча друг другу, а являясь взаимным дополнением, причем для каждого индивидуума сочетание факторов мотивации и потребностей уникально. Исследователям, заинтересованным в более тщательном изучении этих теорий, следует в первую очередь обратить внимание на школу Л.С. Выготского — впервые выдвинувшего предположение о параллельности и независимости мотивирующих факторов. 

Трансформация  «пирамиды Маслоу».

     Для  взаимосогласования идей, развивавших  и дополнявших иерархическую  теорию потребностей, можно попробовать  решить с помощью некого моделирования,  взяв за основу идею теорию  Выготского о параллельности  и независимости мотивирующих факторов.

     В целях  такого моделирования, позволяющего  определить место и роль моральных  и материальных стимуляторов, удобно  применять «пирамиду Маслоу»,  повернутую на 90° .

Рис.2 Трансформация "пирамиды Маслоу" 

     Рис.2  дает нам принципиально иное  понимание задач систем мотивации персонала организации. Справедливость и непротиворечивость теорий Выготского, Врума, Портера, Герцберга, Адамса и других, говорит нам о том, что организация должна предусматривать параллельную мотивацию по всему спектру мотивирующих факторов — от высших до низших (по Маслоу).

    Параллельное  мотивирование предусматривает  придание системе управления  таких характеристик, которые  позволили бы любому работнику  получать удовлетворение по всем категориям потребностей, указанным в теории Маслоу. Таким образом, противоречия между иерархическими теориями и теориями параллельности потребностей снимаются.

    Таким  образом, основной задачей системы  мотивации должно стать превращение  «треугольника» перевернутой пирамиды Маслоу в прямоугольник, — т.е. придание равных стимулирующих весов всем факторам, влияющим на мотивацию человека в организации 
 
 
 

3. Использование теории  Маслоу в управлении.

   

     Теория  Маслоу внесла исключительно  важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

    В итоге  можно сделать вывод, что если  вы руководитель, то вам нужно  тщательно наблюдать за своими  подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. Некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности  у своих подчиненных в ходе трудового процесса:

  1. Потребность в самовыражении. Одна из наиболее критичных потребностей. Известно, что творчество является «метамотиватором» наравне с «поиском истины», «служением другим» и «опекой». Такие «метамотиваторы» необходимо держать под контролем, а еще лучше — управлять ими. Для решения этой задачи следует использовать: 

•Организационные рычаги, такие как вменение в обязанности топ менеджеров и творческих специалистов работы (участия) в составе комиссий, советов, комитетов или рабочих групп, ведение проектной работы; 

•Нематериальные  методы стимулирования персонала в части формирования клубов, кружков, команд, любительских театров и т.д. К сожалению, многие менеджеры не считают это эффективным вложением денег. Тем не менее, формирование общих целей (спортивных, соревновательных, созидательных, творческих и т.д.) существенно влияет на общий командный дух коллектива, сплачивает и мотивирует его. 

•Материальные методы  — стимулирование рационализации и изобретательства (блаженной памяти БРИЗ), кружков качества, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. При справедливой оценке творческого вклада работника его лояльность и стремление работать для компании существенно повышается. 

2.Потребность  в уважении и  признании. В основном такая потребность существует у менеджмента компании, для которого движущей силой является статус. Характерно то, что основное мотивирующее (или демотивирующее) воздействие оказывает, в основном, сравнение с работниками соседнего предприятия, входящих в социальную группу респондента. В рамках управления этой потребностью следует применять: 

•Организационные рычаги показывающие менеджеру возможность профессионального роста и достижения более высокого общественного положения (статуса), что является основным при стимуляции менеджеров; 

•Нематериальные рычаги, такие как название должности (статус), почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.; 

•Материальные методы  — стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки и т.д. 

•Имиджевые рычаги  — общий имидж компании, бюрократические аксессуары с наименованием либо знаком компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж. 

3.Потребность  в принадлежности  к определенной  социальной группе, причастности, поддержке. Этот фактор важен для всех работников организации, при этом в сознании различных работников могут быть различные целевые социальные группы, к которым они хотели бы принадлежать. В рамках управления этим фактором применимы: 

•Нематериальные рычаги , такие как участие в управлении (пусть только видимое), система обратной связи с управленцами, встречи с руководством, участие в любительских или общественных движениях, творческих коллективах или коллективах по интересам, почетное членство в различных ассоциациях, публикации статей, использование на выставках как представителя компании, звания лучшего по профессии, грамоты и благодарности, путевки, социальная сфера и т.д.; 

•Материальные методы — стимулирование активности работника, конкурентный уровень оплаты труда, поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д. 

•Имиджевые рычаги — общий имидж компании, статус работника успешного современного предприятия, престиж работы, корпоративные мероприятия и праздники. 

•Организационные рычаги  — информирование общественности о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста. 

4.Потребность  в безопасности  и защите. Важный фактор, существенно влияющий на лояльность работника, его приверженность организации и стойкость в критические периоды. Для управления этой потребностью требуется применять: 

•Материальные методы — конкурентный уровень оплаты труда, позволяющий делать страховые материальные сбережения, «белая» зарплата (позволяющая привлекать долгосрочные кредиты — но это отдельная тема), поддержка при значимых событиях в жизни работника, подарки, материальная помощь в критические моменты жизни, страхование на существенные суммы, оплата лекарств и т.д. 

•Имиджевые рычаги — общий узнаваемый общественностью имидж сильной и динамичной компании, прижизненный почетный общественный статус работника успешного современного предприятия и его поддержка, корпоративные мероприятия и праздники. 

•Организационные рычаги — информирование общественности и коллектива о долгосрочных перспективах деятельности компании, обучение персонала, придание стабильности рабочим местам и перспектив профессионального роста. 

5.Физиологические потребности. Основа для заключения трудовых соглашений. При этом необходимо понимать, что под термином «физиологические потребности» должно пониматься нечто большее, чем условия концлагеря или ИТУ. Цивилизация существенно увеличила те потребности, которые у Маслоу получили наименование «физиологических». Более того, существует разделение таких потребностей по странам и регионам. Для современного определения таких потребностей следует использовать понятие «социального статуса» работника определенной квалификации с учетом исторически сложившихся условий на конкретном рынке труда. Но это уже другая история, не входящая в круг рассматриваемых вопросов. Для управления этой потребностью следует: 

     Формировать  материальное стимулирование таким образом, чтобы средняя материальная оценка труда работника не была ниже существующей на рынке для специалиста его квалификации. Есть и иной подход, связанный с рыночным определением материальной составляющей мотивации. Если взять объем работ, требуемый компанией за 100%, то исполнение 75% должно оплачиваться в пределах среднерыночной стоимости специалиста. Иначе говоря, среднее исполнение (по объему и качеству) работ, должно соответствовать среднему уровню зарплаты такого специалиста. Резерв по объему работ, и, соответственно, оплаты труда позволит, создать здоровую конкуренцию и привлекать тех, кто готов выполнять 100 и более %%, зарабатывая, при этом, больше, чем аналогичный специалист в другой компании.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Иерархия потребностей  при работе в многонациональной  внешней среде.

     Менеджеры,  действующие на международной  арене, также как и их коллеги,  действующие внутри какой-либо  страны, должны обеспечивать возможности  для удовлетворения потребностей сотрудников. Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать эти различия и принимать их в расчет.

Зависимость способов управления от черт менталитета. На примере трёх стран: США, России и Японии.

Страна Черты менталитета Обусловленные ими особенности управления
США 1) Стремление к богатству (алчность.) Дисциплина и  рост в карьере определяется уровнем  заработной платы; управленческие решения основаны на выгоде; основная направленность управленческих решений – делать деньги.
2) Индивидуализм Индивидуальный  характер принятия управленческих решений; ориентация на личность и личные способности; оплата и продвижение по службе определяется личным вкладом; индивидуальная ответственность; четко формализированный процесс контроля
Япония 1)Группизм Управленческие  решения принимаются коллективно  на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.
2)Патернализм Личные неформальные отношения с подчиненными; продвижение  по службе по старшинству и стажу  работы; замедленная оценка работы и служебный рост; определяющие качества руководителя быть отцом коллектива, координировать и контролировать деятельность подчиненных.
3) Синтоизм Обостренное чувство  экологической безопасности; использование  энергосберегающих и материалосберегающих технологий.
4) Буддизм Производство и  деньги – вторично, религия, вера –  цель жизни; религиозные ценности определяют поведение на производстве.
Россия 1) Леность В управлении необходим  пресс – давление; низкая производительность труда, в т.ч. и управленческого; стремление к изменению в производстве тогда, когда это обеспечивает минимум затрат. 
2) Стремление  к новому Предоставление  свободы действия творческим личностям, поощрение неординарных поступков
3) Христианство  – православие Осуждение богатств; пуританство; презрение грязных денег; учет общественного мнения.

Информация о работе Вклад А. Маслоу в развитие менеджмента