Виды потребительского бюджета и методы его расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за годы формирования и становления рыночных отношений крайне ограниченные меры, предпринимаемые государством в целях обеспечения минимально приемлемого уровня жизни незащищенным слоям населения, практически не были реализованы.

Работа содержит 1 файл

виды потребительского бюджета и методы его расчета.docx

— 93.32 Кб (Скачать)

   В соответствии  с Указом Президента Российской  Федерации от 2 марта 1992 г. №  210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации черта бедности в РФ»6  измеряется величиной прожиточного минимума, которая характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг. Этим Указом, по существу, было положено начало поискам способов предупреждения бедности. 
   Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются по единой методологии для всех регионов по возрастным и социальным группам населения. Натурально-вещественная структура этих бюджетов формируется по научно обоснованным минимальным нормам и нормативам, установленным с учетом национальных и других особенностей потребления в регионе. Стоимостная величина минимального потребительского бюджета рассчитывается согласно средним ценам покупок соответствующих товаров и услуг по всем видам торговли. 
    Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. 
    Минимальный потребительский бюджет (бюджет прожиточного минимума) - семейный бюджет, составленный исходя из необходимости нормального воспроизводства рабочей силы. Разрабатывается в денежной оценке в расчете на одного члена семьи в год (или в месяц) и включает набор товаров и услуг в количестве и качестве, обеспечивающем такое воспроизводство. В отличие от рационального потребительского бюджета бюджет прожиточного минимума рассчитан не на полное удовлетворение разумных потребностей человека, а на удовлетворение его потребностей в размерах, необходимых для обеспечения нормального воспроизводства способности к труду и деятельности. 
   Минимальный потребительский бюджет в новых условия: должен гарантировать не только удовлетворение первоочередных потребностей в пище и одежде с учетом либерализации розничных цен, но и возможность иметь жлище, пользоваться услугами медицины и образования, содержать нетрудоспособного. Это качественно новая форма определения стоимости рабочей силы, обеспечивающая работнику не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, свободу потребительского выбора. 
   Минимальный потребительский бюджет в отличие от прожиточного минимума учитывает расходы на ряд культурных потребностей и другие товары. По некоторым оценкам, минимальный потребительский бюджет превышает бюджет прожиточного минимума в 3 - 4 раза. 
      Использование минимального потребительского бюджета и качестве основы минимальных уровней доходов предполагает, что его изменение гарантирует и соответствующие сдвиги в системе распределения. Средства, необходимые для обеспечения населения на уровне минимального бюджета, должны рассматриваться как минимальная граница необходимых для реализации социальной политики средств как в стоимостной, так и в натуральной форме, что на деле означает отход от остаточного принципа и реальную социализацию экономики. 
   Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методами. 
   Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице.7 Нужно помнить, что МПБ касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд и должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода, теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества. 
   Примерно половину минимального потребительского бюджета занимают продукты питания (хлеб и хлебопродукты, мясо и мясопродукты, молоко и молоко-продукты, яйца, рыба и рыбопродукты, картофель и овощи, масло растительное и маргарин, сахар, кондитерские изделия и пр.). 
   Такой подход ориентирует минимальный потребительский бюджет на удовлетворение физиологических потребностей на крайне низком уровне, не оставляя возможностей для развития личности. Это четко прослеживается на примере расчета минимального потребительского бюджета мужчины в трудоспособном возрасте, представленном Госкомтрудом СССР в 1989 году. 
Формирование минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума. Статистический метод построения минимального  бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.

  Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют об интенсивном росте актуальности и значимости социальных преобразований. Становится очевидным, что дальнейшее продвижение по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся социальных проблем и противоречий, без маркетизации социальной сферы, разработки государственных социальных нормативов.  
   После распада СССР в России произошли коренные изменения в сфере собственности, в формах хозяйствования, во взаимоотношениях хозяйствующих и социальных субъектов, федерального центра и регионов. Произошло ослабление активной регулирующей роли государства при неразвитости рыночных механизмов и неэффективности системы регулирования социальных процессов. В результате уровень жизни большинства граждан снизился, в том числе из-за несправедливой политики в области размера заработной платы, что привело к снижению производительности труда и дальнейшему падению размера заработной платы. Встал вопрос об определении минимально возможной и мотивационной заработной платы для работников предприятий.  
   Р.Оуэн и А.Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке люди – рациональные экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и т.д. В условиях, когда большинство людей боролись за выживание, этот вывод был вполне обоснован. Но уже к началу XX в. Ф.У. Тейлор и его сторонники осознали неэффективность заработков на грани выживания. Была определена «достаточная дневная выработка», а труд сверх этой нормы оплачивался пропорционально его величине. В результате резко возросла производительность 8.  
Практика управления свидетельствует, что многие предприниматели, менеджеры по-прежнему нередко ориентируются на исполнительного и безотказного работника, который до сих пор рассматривается всего лишь как придаток предпринимательской системы, как экономический ресурс. Из мотивационных теорий следует, что работник в силу многообразия собственных мотивов и стимулов постоянно находится в состоянии мотивационного выбора между ценностью предстоящих действий и затратами на их реализацию. Для успешного управления людьми руководитель должен стремиться быть справедливым и быть осведомленным о том, считают ли работники, что обещанное вознаграждение базируется на справедливой основе.  
   Сложность современного производства, а также любой хозяйственной деятельности затрудняет установление размера оплаты в полном соответствии с количеством и качеством требуемых усилий. Отсутствует возможность точно измерить сами затрачиваемые усилия, а также и результативность труда, создается неравенство между различными видами деятельности. Неполнота информации, поступающей управляющему, приводит к тому, что он за что-то недоплачивает, что вызывает возмущение, или, наоборот, переплачивает, что вызывает чувство вины. Вызывают психологическое напряжение и незаслуженные награды других работников. Не все могут быть отправлены на повышение квалификации, не всем может быть обеспечен равный доступ к информации и т. п.  
   В процессе функционирования экономической системы меняются накладываемые на нее ограничения, меняется разнообразие потребностей, которым система призвана удовлетворять, меняются установки и мотивы распорядителей, меняются типы выпускаемой продукции, совершенствуется технология; поток проблем, идущих на систему, может содержать такие, которые вообще нельзя было учесть в момент создания предприятия. Изменчивость среды приводит к необходимости постоянных изменений в составе и распределении задач, за которым не успевает перераспределение ресурсов, в результате кто-то оказывается перегруженным при недогрузке других или получает работу, не соответствующую его квалификации и другим интересам. Все эти объективные изменения позволяют сделать вывод, что состояние абсолютной справедливости скорее исключение, чем правило.  
   В СССР существовало планово-административное регулирование доходов населения и заработной платы, бесплатное предоставление важнейших социальных услуг (медицины, образования). Эта система защищала граждан от крайней бедности и обеспечивала определенный уровень социальных гарантий. Реформы 90-х привели к кардинальным изменениям как в сфере социально-трудовых отношений, так и в системе формирования доходов населения.  
   Повышение уровня жизни населения в конечном счете является основной целью социальной политики и главным критерием ее эффективности в любой цивилизованной стране. Преобразования, проводимые в современной России, привели к радикальным переменам во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, социальной структуре общества.  
   Социальная политика государства не может иметь иных ориентиров, кроме стремления постепенно приблизить минимальный размер заработной платы к прожиточному минимуму. 
   Минимальный размер оплат труда - периодически устанавливаемый правительством Российской Федерации, гарантированный минимум зарплаты, пересматривается в зависимости от изменения минимального потребительского бюджета и социально-экономического положения страны. Не включает доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты. 
   Главной причиной непоследовательного регулирования минимального размера оплаты труда является отсутствие соотносящихся с ним реальных социальных якорей, таких как потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет, которые способны определить истинную значимость утверждаемого минимального размера оплаты труда. 
   Одной из наиболее значительных функций государства остается разработка рекомендаций, имеющих статус подзаконных актов, об условиях регулирования доходов, принципах формирования системы минимальных потребительских бюджетов, создания форм социальной поддержки и адаптации населения. 
   При существующем уровне производства правительство не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить бедным разницу между дном и минимальным потребительским бюджетом - этой чертой бедности. 
   Доходы, равные прожиточному минимуму, принято считать чертой бедности. Тех, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума, считают бедными, живущими за чертой бедности. 
  Черта бедности - доходы, которые обеспечивают минимальные потребности человека, необходимые для выживания в данных социально-экономических условиях.

  В международной  практике принято считать чертой  бедности доход, равный 1 доллару  в день. Ниже этого дохода возникает  угроза выживания человека. Для  европейских стран этот порог  выше -10 долларов в день. 
   В некоторых странах с высоким уровнем экономического развития (например, США, Канада) чертой бедности принято считать доход, равный 1/2 среднего дохода в стране. Поскольку средние доходы здесь достаточно высокие, то черта бедности находится относительно высоко, и живущие за этой чертой, по меркам бедных стран, могут быть богатыми. 
   Прожиточный минимум не является постоянным. Он меняется в зависимости от развития экономики и представлений о минимально необходимом для жизни наборе товаров. Например, 80-90 лет назад потребление такого продукта, как сахар, было относительной редкостью, а сейчас этот продукт включается в прожиточный минимум большинства стран. 
Таким образом, прожиточный минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских бюджетов), а с другой стороны, эффективным инструментом оценки уровня жизни населения. Хотелось бы отметить, что представление о приемлемом уровне удовлетворения материальных, культурных и других потребностей людей складывается под влиянием многих факторов. Поэтому состав прожиточного минимума не может не зависеть от различных социально-экономических условий конкретной страны и не отражать реалий современности. По мере увеличения темпов экономического роста прожиточный минимум как минимальный социальный стандарт будет включать более широкий спектр товаров и услуг, позволяющий удовлетворять потребности человека на более высоком уровне.

  Представляемое исследование минимального потребительского бюджета базируется на данных мониторинга доходов и уровня жизни населения, который ведется во ВЦУЖ с 1993 года. Вместе с тем, сведения о стоимостной величине минимального потребительского бюджета в рамках мониторинга официально публикуются с 1998 года. Это обусловлено тем, что до указанного периода основное внимание было сосредоточено на расчетах величины прожиточного минимума, который после принятия в октябре 1997 года соответствующего Федерального закона стал выполнять критериальную функцию черты бедности. В то же время возникла практическая необходимость углубленной характеристики социальной стратификации общества, что и предопределило возобновление в рамках мониторинга расчетов не только минимального потребительского бюджета, но и бюджета высокого достатка.

   Однако, в проектной  работе анализ минимального потребительского бюджета осуществляется, начиная с 1999 года. Это обусловлено следующим. Как известно, в августе 1998 года произошел финансовый дефолт, который существенно повлиял на стоимостные показатели, в том числе и на стоимостную величину минимального потребительского бюджета. За короткий промежуток времени произошло резкое удорожание потребительской корзины минимального потребительского бюджета, а, следовательно, и общей его величины. На увеличение указанной стоимостной величины также отразилась прошедшая в 1998 году деноминация денежной единицы – российского рубля, в результате которой миллионы рублей «превратились» в тысячи. Между тем, данная пропорция не соблюдалась в реальности. Это несоблюдение пропорции отмечалось, прежде всего, в изменении потребительских цен на товары первой необходимости, которые и образуют потребительскую корзину минимального потребительского бюджета.

   Таким образом, 1998 год не может использоваться в качестве базы для последующего сравнения минимального потребительского бюджета, так как колебания его стоимостной величины в этот год, в силу воздействия рассмотренных выше факторов, оказались слишком значительными. Поэтому в работе за точку отсчета принят 1999 год как первый послекризисный год социально - экономического развития страны. Такой подход позволяет без дополнительных манипулирований с неденоминированными значениями рассматрваемого показателя выявлять складывающиеся в последефолтный период тенденции изменения минимального потребительского бюджета.

   Анализ минимального потребительского бюджета начинаем с характеристики его уровня в период 1999 - 2002 гг.

   Исследования  показывают, что в 2002 году уровень стоимостной величины минимального потребительского бюджета составил 3796,5 руб., что существенно выше, чем ее значение в 1999 году - 2093,3 руб.

   За изменением среднегодовых значений величины минимального потребительского бюджета скрываются существенные различия в ее формировании в конкретный период времени. В частности в 2001 году происходило более равномерное повышение уровня минимального потребительского бюджета по сравнению с его изменением в 2002 г. Так, если в 2001 году во II - IV кварталах значение величины минимального потребительского бюджета превышали среднегодовое, то в 2002 лишь в III - IV кварталах имело место такое превышение. Если абсолютный прирост минимального потребительского бюджета в IV квартале по сравнению с I кварталом в 2001 году, как показывают данные, составил 350,3 руб., то за аналогичный период 2002 года он составил уже 507,3 рубля, то есть увеличился почти в полтора раза.

   Следовательно, формирование среднегодового значения минимального потребительского бюджета в 2002 году происходило при большей «поляризации» значений рассматриваемой величины в начальных и конечных кварталах года. То есть, в 2002 году в большей степени обозначился скачкообразный, волновой характер изменения стоимостной величины минимального потребительского бюджета.

   Указанная тенденция четко прослеживается, в частности, при переходе от календарного к, так называемому, «скользящему году», когда двенадцатимесячный период рассматривается не только как первый -четвертый кварталы текущего календарного года, но и, например, как период второй квартал базисного - второй квартал текущего года и т. п

      Как показывают данные исследования, в период 2001 - 2002 г.г. скользящие абсолютные приросты величины минимального потребительского бюджета имели наибольшее значение именно в промежутках III базисный - III текущий и IV базисный - IV текущий. В частности, по данным исследования наибольшее увеличение скользящего абсолютного прироста величины минимального потребительского бюджета отмечается именно в IV квартале 2002 года. Это увеличение составило 123,3 руб., что существенно - в 1,2 раза выше, чем в I квартал базисный - I квартал текущий (83,1 руб.). 
 
 
 
 

    2.Потребительский бюджет трудоспособного населения как основа отраслевых социальных стандартов оплаты труда в горно-металлургической  отрасли.

   Во Всероссийском центре уровня жизни на протяжении ряда лет проводятся исследования научных основ, определяющих достойный уровень оплаты труда. В основу этих исследований положены, с одной стороны, восстановительные потребительские бюджеты трудоспособного населения, а с другой - затраты работодателя на рабочую силу. Первые являются научно обоснованными нормативами, определяющими восстановительный уровень текущего потребления работников. Вторые ограничивают его общие размеры и формируют структуру в зависимости от затрат работодателя и государства. Расчеты системы потребительских бюджетов используются при исследовании уровня жизни населения России и ее регионов. 
   Потребительский бюджет восстанавливающего характера трудоспособного населения с учетом семейной нагрузки является основой определения минимального уровня семейного потребления. Его необходимо использовать уже в среднесрочной перспективе в государственной политике формирования затрат на рабочую силу. Это позволит всеми их составляющими (заработной платой и другими расходами) обеспечить достижение социально приемлемой цены рабочей силы. 
   Модифицированные восстановительные потребительские бюджеты трудоспособного населения служат основой для дифференциации минимальной оплаты труда и ориентиром для дифференциации средней оплаты труда разных групп трудоспособного населения. 
   Восстановительные потребительские бюджеты определяют верхнюю границу низкого уровня потребления и материальной обеспеченности человека. Достижение этого социального норматива должно лежать в основе общероссийской социальной политики преодоления относительной бедности в части невозможности восстановительного потребления материальных благ и услуг. 
Базовые профессии являются ядром профессиональных квалификационных групп в отраслях, определяют специфику их деятельности и в наибольшей степени соответствуют профилю отрасли. 
   Научные разработки, проводимые Всероссийским центром уровня жизни, дают основные методологические подходы для формирования состава и определение величины восстановительных потребительских бюджетов трудоспособного населения с учетом класса труда и сложности выполняемых работ. 
   При разработке и формировании состава восстановительных потребительских бюджетов работника базовой профессии горно-металлургической отрасли использовались следующие методологические подходы: 
1.   Определена базовая профессия отрасли, применительно к которой должен быть разработан восстановительный потребительский бюджет работника. 
2.   С учетом тарифно-квалификационных характеристик данной профессии, особенностей труда, данных о физических и нервно-эмоциональных нагрузках во время трудовой деятельности и прочих условиях, выявленных на основе аттестации рабочих мест, определен класс условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса, которые должны быть учтены при разработке восстановительного потребительского бюджета работника. 
3.  Определен регион, на примере которого разрабатывается восстановительный потребительский бюджет работника предприятия горно-металлургического комплекса. 
   Для расчета восстановительного потребительского бюджета работника базовой профессии осуществлена «привязка» к местности. В качестве такой «привязки» был выбран ОАО «Саратовский металлургический завод» (ОАО «САГМЕТ»), который находится в Саратовской области. 
   Основным критерием отбора базовой профессии является специфика деятельности предприятия - выпуск труб, используемых в различный областях народного хозяйства и особенностями технологического процесса. 
   В данном исследовании исходя из принадлежности профессии к максимальному индексу типичности - 920 профессия «вальцовщик стана горячего проката труб» выбрана в качестве базовой профессии. 
   В качестве представителя базовой профессии предложен вальцовщик стана горячего проката 5 разряда (представляет металлургический трубный тип предприятий, к которому относится ОАО «САГМЕТ»). Разряд предложен исходя из необходимости применения для анализа труда работника средней квалификации. С учетом тарифно-квалификационных характеристик данной профессии, особенностей технологического процесса, данных о физических и нервно-эмоциональных нагрузках во время трудовой деятельности и прочих факторов установлено «место» базовой профессии среди прочих профессий в соответствии с принятой квалификацией по пяти категориям труда. 
   Данная группа условий труда вальцовщика стана горячего проката труб соответствует 3 - 4 группе по физической активности, выделяемой Институтом питания РАМН для формирования продуктовых наборов. 
   Для выявления относительных тяжести и сложности труда представителей вышеназванной базовой профессии металлургического предприятия трубного типа ГМК дополнительно формировались продуктовые наборы представителей профессии наиболее простого труда металлургического предприятия трубного типа ГМК, занятого в основном производстве. В качестве такой профессии была определена профессия «оператор поста управления». 
В целях выявления уровня удовлетворения потребностей работников предприятия горно-металлургического комплекса и их семей в питании, непродовольственных товарах и услугах, расходах на кредитование и приобретение жилья проводилось выборочное анкетированное обследование работников предприятия. 
   В ходе обследования предполагалось выявить следующее: самоидентификацию работниками уровня своих доходов, структуру потребительских расходов, характерные тенденции и особенности потребления различных товаров, состав и структуру потребления продовольственных товаров, состав и структуру потребления работниками услуг платного характера, состояние парка товаров длительного пользования, потребительские намерения семей в отношении приобретения вещей и предметов быта, размер денежных сбережений, степень нуждаемости в улучшении жилищных условий и способы их улучшения. 
   Состав потребительской корзины нормативного восстановительного потребительского бюджета трудоспособного населения включает следующие статьи расходов: 
- набор продуктов питания, в том числе покупку продовольственных товаров и питание в системе общепита; 
- набор непродовольственных товаров индивидуального и общесемейного пользования, включающий предметы первой необходимости, предметы хозяйственного обихода, предметы оборудования и ремонта жилья, предметы мебели, товары для проведения досуга и отдыха; 
- набор платных услуг, включающий обязательные услуги по оплате жилья, пользованию водопроводом, канализацией, электроэнергией, газом и телефоном, общественным транспортом, оплату необходимых бытовых, медицинских (вне перечня услуг по ОМС), образовательных (сверх минимальных государственных гарантий), услуг дополнительного добровольного страхования и культурных услуг и др. 
   Наборы продуктов питания составлены вместе со специалистами ГУ НИИ питания РАМН, являющейся ведущей исследовательской организацией в этой области, на основании характеристик труда у выбранных представителей базовых профессий и официально действующих в настоящее время следующих научных разработок: 
- наборы продуктов питания разрабатывались в соответствии с принципами здорового питания, сформулированными специалистами Всемирной организации здравоохранения; 
- затраты работником физической и нервной энергии связаны с особенностями профессии через такие характеристики условий труда, как тяжесть и напряженность. Категория тяжести труда связана, главным образом, с необходимостью различных уровней и качества питания. Дифференциация здесь определяется различной затратой физической энергии. Институт питания РАМН РФ в результате многолетних исследований определил различия в калорийности и натуральном составе питания для категорий тяжести труда, но в эти диеты должны вносится коррективы. 
   Категория напряженности труда, определяемая затратами нервной энергии, влияет на состав товаров и услуг восстановительного потребительского бюджета работника, главным образом, в части условий и продолжительности рабочего и нерабочего времени (отдыха). Различная тяжесть и напряженность труда требуют различий в условиях отдыха и развлечений, в разных культурных услугах. Для более тяжелых и напряженных категорий труда следует предусматривать и дополнительные затраты на домашнюю технику, сокращающую и облегчающую домашний труд. 
   Таким образом, при составлении потребительской корзины восстановительного бюджета трудоспособного населения руководствовались не профессиональной принадлежностью работников, а физической тяжестью и напряженностью труда. Их различия приводят к различиям в затратах на воспроизводство рабочей силы представителей тех или иных профессий. 
   При формировании наборов продуктов питания также учитывался и регион проживания представителей рассматриваемых профессий. Следует отметить, что у представителей профессий, относящихся к одной и той же группе тяжести труда, примерно одинаковая калорийность питания. Но прямое сравнение продуктовых корзин для рабочих, пусть и одной профессии, но проживающих в разных и весьма отличающихся друг от друга регионах России, некорректно. Состав продуктового набора в немалой степени зависит от сложившихся традиций в питании в том или ином регионе нашей страны. 
   Учитывая восстановительный характер потребительского бюджета работника базовой профессии, набор дополнили расходами на питание вне дома (на предприятиях общественного питания). Расходы на питание вне дома определялись как расходы работника на питание в столовой предприятия каждый рабочий день. Стоимость питания в день бралась из расчета средней стоимости обеда в столовых на рассматриваемом предприятии, стоимость обеда в столовой определялась экспертным путем. Доля расходов на питание в системе общепита, определенная расчетным путем, в восстановительном потребительском бюджете работников базовых профессий горно-металлургического комплекса примерно равна 50% от стоимости расходов на покупку продовольственных товаров. 
   Набор непродовольственных товаров восстановительного бюджета работника базовой профессии металлургического предприятия трубного типа ГМК включает как товары для личного потребления: одежда, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, галантерейные изделия, обувь, письменные товары, часы, так и для общесемейного пользования: предметы хозяйственного обихода, предметы оборудования и ремонта жилья, предметы мебели, товары для проведения досуга и отдыха, предметы первой необходимости для поддержания санитарии и гигиены в домохозяйствах. 
Также в набор товаров индивидуального пользования включена позиция «предметы личной гигиены», размер которой определен согласно разработанным ВЦУЖ методологическим основам формирования бюджетов различного уровня и составляет 14% от стоимости непродовольственных товаров индивидуального потребления.9 
   В расчете набора товаров общесемейного пользования используется как метод прямого счета, так и метод косвенного счета как доля от общей суммы расходов на непродовольственные товары исходя из сложившегося уровня фактических расходов на эти предметы в бюджетах семей. Такой подход законодательно закреплен Федеральным законом от 20.11.1999 N 201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" и используется для расчета прожиточного минимума. Использование его и для расчета восстановительного потребительского бюджета позволяет сохранить методологическое единство формирования и расчета системы потребительских бюджетов. 
Расходы на непродовольственные товары определяются по формуле: 
 
Нт = Нинд + Нобщ + Нпд, 
 
где Нт - набор непродовольственных товаров восстановительного потребительского бюджета; 
Нинд - набор непродовольственных товаров индивидуального пользования; 
Нобщ - набор непродовольственных товаров общесемейного пользования; 
Нпн - комплекс предметов первой необходимости для поддержания санитарии и гигиены в домохозяйстве. 
Величина расходов на услуги рассчитывается по формуле: 
 
Ус = Ужкх + Ур + Ум + Ус + Утр + Ук + Уп + Уддс + Уб + Удр, 
 
где Ус - общие расходы на платные виды услуг; 
Ужкх - расходы на жилищно-коммунальные услуги; 
Ур - расходы на услуги рекреации; 
Ум - расходы на медицинские услуги, принятые в размере 4% от величины общих расходов на услуги; 
Ус - расходы на услуги связи; 
Утр - расходы на услуги транспорта; 
Ук - расходы на услуги культуры; 
Уп - расходы на услуги правового характера; 
Уддс - расходы на услуги дополнительного добровольного страхования, определенные в размере 1,5% от величины общих расходов на услуги. В данной категории - набор услуг платного характера - в связи с развитием системы добровольного страхования необходимо отразить услуги дополнительного добровольного страхования. 
   В настоящее время появились различные формы добровольного страхования: автогражданской ответственности, имущества, пенсионного страхования,  и т.д. К дополнительному добровольному страхованию относятся такие виды, как дополнительное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование жизни, страхование имущества, страхование автогражданской ответственности (ОСАГО и каско), а также иные виды дополнительного страхования, которыми пренебречь нельзя. Дополнительное добровольное страхование, согласно данным анкетного обследования работников предприятия, в настоящее время составляет незначительную долю в структуре набора услуг платного характера, однако приобретает с каждым годом все большее распространение и более массовый характер. Расходы на дополнительное добровольное страхование следует определять в процентном отношении от размера общих расходов на платные услуги. Косвенная величина расходов на дополнительное добровольное страхование была определена согласно данным анкетированного обследования работников ОАО "САГМЕТ". Этот показатель составил 1,5% от величины общих расходов на услуги; 
Уб - расходы на услуги бытового характера; 
Удр - расходы на другие виды услуг (образовательные, спортивные и проч.), определенные в размере 10% от величины общих расходов на услуги. 
 
   Кроме потребительской корзины, потребительский бюджет включает в себя и нетоварную часть, в которую входят денежные сбережения (текущие и долговременные), а также расходы на платежи и сборы, в том числе на кредитование. Нетоварная часть представляет собой непотребительские расходы. 
Размер денежных сбережений включает в себя текущие и долговременные денежные сбережения. 
   Размер текущих денежных сбережений должен максимально отражать сложившиеся поведенческие закономерности и фактические материальные возможности семей. Размер текущих денежных сбережений определяется в процентах к общей величине восстановительного потребительского бюджета. 
   Долговременные сбережения включают ежемесячное отчисление части доходов на покупку жилья. Долговременные сбережения были определены в абсолютных величинах и составили 11% от величины восстановительного потребительского бюджета трудоспособного населения в данном регионе. 
   Величину данного показателя необходимо периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривать в соответствии с материалами обследования домашних хозяйств и изменениями стоимости жилья. 
   Величина денежных сбережений восстановительного потребительского бюджета состоит из: 
- текущих сбережений, определяемых в размере 5% от общей стоимости бюджета (Сбт); 
- долговременных сбережений, определяемых как ежемесячное накопление на покупку 18 кв. м жилья в регионе проживания за 15 лет (Сбд) и определяемых по формуле: 
 
Сб = Сбт + Сбд. 
 
   Расходы на обязательные платежи и сборы восстановительного потребительского бюджета трудоспособного населения включают в себя расходы на налоговые платежи физических лиц, а также расходы на кредитование. 
   Включение обязательных платежей и сборов в восстановительный потребительский бюджет работников, занятых в основных цехах металлургического предприятия трубного типа горно-металлургического комплекса, связано с тем, что экономически активное население как минимум через оплату труда участвует в формировании финансовой системы страны. 
   С развитием рыночных отношений появляются новые виды кредитно-финансовых отношений. В процессе расчета восстановительного потребительского бюджета нельзя пренебречь развитием и широким распространением среди экономически активного населения различных видов кредитования. Кредитование покупок в современных условиях превратилось в массовое явление и поэтому находит отражение в восстановительных потребительских бюджетах работников. 
   Структура расходов на кредитование состоит из следующих составляющих: 
- платежи ежемесячной процентной ставки за пользование кредитными средствами на потребительские нужды; 
- платежи ежемесячной процентной ставки за пользование кредитными средствами на приобретение жилья (ссуда, ипотека и проч.). 
   Стоимость ежемесячных платежей по кредиту состоит из стоимости покупки и суммы ежемесячного процента за пользование кредитными средствами (процентной ставки за кредит). Стоимость покупки заложена в наборе непродовольственных товаров индивидуального либо общесемейного пользования потребительской корзины восстановительного бюджета. Поэтому размер ежемесячного платежа за пользование кредитными средствами на потребительское кредитование определялся как величина платежа ежемесячной процентной ставки за пользование кредитными средствами на потребительские нужды. 
   Величина платежа ежемесячной процентной ставки за пользование кредитными средствами на потребительские нужды определялась на основании анкетированного обследования работников. 
   Структура восстановительного потребительского бюджета работника базовой профессии металлургического предприятия трубного типа горно-металлургического комплекса ОАО «САГМЕТ» - вальцовщика стана горячего проката труб V разряда, IV квартал 2006 г. N п/п Статья расходов ВПБ % : 
1 .Питание 19,8 % 
2 .Непродовольственные товары 12,3 % 
3. Услуги 25,7 % 
Итого: потребительская корзина 57,8 % 
4. Денежные сбережения 15,9 % 
5. Обязательные платежи и сборы 26,3 % 
Итого: восстановительный потребительский бюджет 100 % 
   Стоимость ежемесячных платежей на жилищное кредитование, так же как и ежемесячных платежей на потребительское кредитование, состоит из двух составляющих: фиксированной стоимости 1 кв. метра жилья на момент покупки и ежемесячной переплаты за жилищный кредит (процентной ставки за жилищный кредит). Стоимость покупки 18 кв. м жилой площади за 15 лет заложена в статью "долговременные сбережения" рассчитываемого восстановительного бюджета. 
   Расчет платежа по ежемесячной процентной ставке за пользование кредитными средствами на приобретение жилья с учетом вышесказанного восстановительного потребительского бюджета работника базовой профессии определялся как ежемесячная выплата процентов за пользование жилищным кредитом на приобретение 18 кв. м жилья в рассматриваемом регионе. 
   Итак, восстановительный потребительский бюджет представителя базовой профессии - вальцовщика стана горячего проката труб - будет равен 17 218,4 руб., восстановительный потребительский бюджет представителя профессии наиболее простого труда ОАО «САГМЕТ»  будет равен 16 327,6 руб. работника базовой профессии металлургического предприятия трубного типа горно-металлургического комплекса ОАО «САГМЕТ» в 2006 г. - вальцовщика стана горячего проката труб 5 разряда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды потребительского бюджета и методы его расчета