Виды потребительского бюджета и методы его расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за годы формирования и становления рыночных отношений крайне ограниченные меры, предпринимаемые государством в целях обеспечения минимально приемлемого уровня жизни незащищенным слоям населения, практически не были реализованы.

Работа содержит 1 файл

виды потребительского бюджета и методы его расчета.docx

— 93.32 Кб (Скачать)

Введение

   Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за годы формирования и становления рыночных отношений крайне ограниченные меры, предпринимаемые государством в целях обеспечения минимально приемлемого уровня жизни незащищенным слоям населения, практически не были  реализованы.  
   В результате ослабления государственного воздействия на сферу распределительных отношений, неразвитости рыночных механизмов регулирования социальных процессов произошли качественные изменения в условиях жизни населения страны, свидетельствующие о широком распространении бедности.  
  Ситуацию существенно усугубил финансово-экономический кризис 1998 г., и как следствие, страна вступила в XXI век, имея груз ряда нерешенных проблем в области доходов и уровня жизни населения.  
   При этом вызывает обеспокоенность тот факт, что проблемы снижения уровня жизни и распространения масштабов бедности становятся хроническими для современной России.  
   Уровень дифференциации населения по доходам, превышающий аналогичный показатель экономически благополучных стран в разы, низкая заработная плата в ряде отраслей экономики и высокий уровень бедности стали ключевыми проблемами, от решения которых зависит дальнейших ход социально-экономических преобразований в обществе.  
   В соответствии с программными документами Правительства Российской Федерации в основу социальных реформ с целью концентрации ресурсов в пользу наиболее нуждающихся положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Однако эффективность новой модели оказания социальной помощи на адресной основе в условиях роста экономической бедности, когда работающие граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкой заработной платы, и действующей громоздкой системы социальных выплат и льгот, предоставление которых в большей части со среднедушевым доходом граждан не увязаны, остается на крайне низком уровне.  
   Кроме того, особенностью современного этапа развития страны является рост региональной дифференциации в доходах и уровне жизни населения. Данное обстоятельство осложняется неравным, в зависимости от места проживания, доступом граждан к получению гарантированных государством минимальных доходов.  
   Дисбаланс социальных расходов государства вызван, прежде всего, несовершенством системы межбюджетных отношений, отсутствием четкого разграничения полномочий, прав и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.  
   Таким образом, ситуация в области доходов и уровня жизни, сложившаяся в России за последние годы, а также неадекватность имеющимся проблемам мер современной социальной политики, требуют уточнения механизма государственного воздействия на сферу распределительных отношений. В целом государственное регулирование доходов населения представляет собой достаточно сложный механизм, который можно условно разделить на две составляющие: экономическая политика (стимулирование роста экономики, денежно-кредитная политика, инвестиционная политика, бюджетная политика) и собственно механизм перераспределения доходов (налоговая политика, политика социальных трансфертов, регулирование заработной платы, социальное страхование).  
  Система нормативных потребительских бюджетов должна играть важную роль в процессах наблюдения, анализа и прогнозирования структуры населения по уровню доходов.  
   Объектом исследования в данной работе выступает государственное регулирование потребительского бюджета.  
   Предметом исследования являются виды потребительских бюджетов и методы их расчета. Целью в связи с поставленной актуальностью является анализ и изучение государственного механизма регулирования потребительских бюджетов населения.  
   Цель исследования обусловила решение следующих задач:  
• изучение методологии построения различных видов  
потребительских бюджетов;  
• рассмотрение практики использования нормативных потребительских бюджетов разных стран;  
• оценка эффективности финансирования социальной сферы;                      

   Теоретико-методологической основой исследования послужил системный анализ, который позволяет всесторонне подойти к изучению проблем в области расчета потребительских бюджетов, выявить их особенности в условиях становления рыночной экономики, что, несомненно, актуально для выработки новых подходов в решении проблем повышения уровня жизни и снижения масштабов бедности. Кроме того, применялись экономико-статистический анализ, логический анализ процессов социального развития, метод теоретической оценки эмпирических данных и другие методы.  
  Определены основные направления оптимизации государственной политики доходов населения на перспективу, предусматривающие внедрение в практическое использование рационального потребительского бюджета. Данный инструмент может быть использован для реализации мер, направленных на формирование широких слоев среднего класса, а также пересмотра районных коэффициентов к заработной плате. При этом основой населения со средним уровнем доходов должны стать работники бюджетного сектора экономики, что является непременным условием, как дальнейшего экономического развития, так и политической стабильности в стране.

   В теоретических аспектах изучения темы исследования наибольшую помощь оказали  работы следующих авторов: Н.П. Кузнецова и Р.Ф. Фейзулина,Шибаев А.А. ,Бобков В.Н.1 
   Структура проектной работы обусловлена целями и логикой исследования и изучения видов потребительских бюджетов и методов их расчета, состоит из: введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Содержание проектной  работы изложено на 35 страницах машинописного текста, включает 4 таблицы.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды потребительского бюджета и методы его расчета

    1.Виды потребительских  бюджетов

   Одной из операционных задач социальной политики любой страны является определение слоев и групп населения, доходы которых должны непосредственно регулироваться государством. При этом эффективное регулирование предполагает проведение непрерывного наблюдения, анализа и прогнозирования структуры населения по уровню доходов.  
   Для этих целей используется система нормативов, с помощью которой определяются объекты воздействия социальной политики, а также проводится оценка результатов принимаемых мер.  
   В качестве составляющих такой системы можно принять установленные на государственном уровне потребительские бюджеты для 15 различных слоев и групп населения.  
   Потребительские бюджеты представляют собой свод конкретных доходов и расходов потребителей в натуральном и денежном измерениях и являются нормативным и аналитическим инструментом оценки, прогнозирования и регулирования размеров, структуры и динамики уровня жизни и системы распределительных отношений.  
   Разработка потребительских бюджетов (как норматива) осуществляется государственными органами власти ряда стран, исходя из сложившихся на определенном этапе социально-экономических условий.  
   Среди основных методов определения содержания (структуры и размера) потребительских бюджетов выделяются статистический, нормативно-статистический и нормативный.  
   Статистический метод в международной практике используется, как  
правило, при условии достижения страной достаточно высокого уровня жизни населения. Он основан на данных фактических бюджетных  
обследований, при этом за базу расчетов принимается фактический уровень  
потребления и расходов различных групп населения.  
   Почти всегда в условиях неблагополучного состояния экономики и, как следствия, ограниченности необходимых для улучшения жизненного уровня государственных ресурсов используется нормативный, реже нормативно-статистический методы. Именно последние подходы применялись в почти вековой практике конструирования потребительских бюджетов в России, которая будет описана ниже.  
   Нормативно-статистический метод предусматривает использование в  
определенной мере научно обоснованных норм. В этом случае устанавливается объем потребления по одной группе потребительских благ (как правило, продукты питания). Определив по данным бюджетных обследований, какая группа семей фактически расходует полученную сумму  
средств по выбранной группе благ, устанавливают прочие расходы, которые  
должны включаться в потребительские бюджеты.  
   Рассматривая нормативный метод построения потребительских бюджетов, необходимо указать, выделенные Н.П. Кузнецовой и Р.Ф. Фейзулиной, его преимущества перед нормативно-статистическим и особенно статистическим методами.  
   Во-первых, при нормативном методе расчетов устанавливаются научно обоснованные нормативы потребления для различных групп населения. При этом обеспечивается определенная рационализация в расходах семей. При построении бюджетов по объективно сложившимся соотношениям не происходит рационализация потребления. В этом случае сложившиеся потребительские запросы населения или отдельных социальных групп возводятся в норму независимо от того, какими причинами они вызваны.  
   Во-вторых, при нормативном методе конструирования потребительских бюджетов по различным районам страны научно обосновываются необходимые территориальные различия в стоимости жизни, которые должны учитываться при регулировании доходов населения и заработной платы, работающих в региональном разрезе. При статистическом методе расчетов принимаются во внимание фактически сложившиеся в регионе уровень и структура потребления населения и недостаточно отражаются научно-обоснованные потребности, обусловленные различными факторами. Бюджетные данные разрабатываются в среднем на душу населения. Поэтому в них находят отражение территориальные различия в расходах и потреблении, обусловленные не только природно-климатическими и другими факторами, которые необходимо учитывать при районном регулировании, но также различный половозрастной, численный состав семей, что существенно влияет на сложившиеся различия в доходах2.  
   Кроме того, не во всех административных районах проводятся бюджетные обследования семей, а в некоторых из них небольшая выборка таких обследований является недостаточно репрезентативной. Использование бюджетных данных, разработанных на основе группировок по душевому доходу в построении потребительских бюджетов применительно к регионам страны методически неправомерно из-за существенных территориальных различий в уровне потребления материальных благ и услуг при одинаковом среднедушевом денежном доходе3.  
   В третьих, при нормативном методе в бюджете количественно определяются потребности в материальных благах и услугах, что дает наглядное представление обо всей корзине потребления, а также осуществляется их денежная оценка в ценах и тарифах, действующих в том или ином регионе.  
   При определении стоимости бюджетного набора неправомерно пользоваться бюджетными ценами, так как каждый товар-представитель и услуга-представитель должны иметь конкретную цену. Из бюджетной статистики нельзя уловить, за счет чего различаются цены приобретения товаров по территории страны и по различным группам населения: то ли за счет разных цен, то ли за счет разной структуры приобретения4.  
  Одним из наиболее важных показателей статистики потребления населения и в целом уровня жизни является потребительский бюджет как интегральный социальный норматив потребления населением потребительских товаров и услуг. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.

     Минимальный потребительский бюджет определяет минимально допустимый уровень потребления человеком товаров и услуг, обеспечивающий удовлетворение основных физиологических, социально-культурных и иных его потребностей. Конечно, его величина различна в зависимости от пола и возраста человека, природно-климатических условий проживания, но всегда — это гарантированный уровень минимального потребления для члена общества. В отличие от физиологического минимума размер этого бюджета динамичен как по сумме, так и структуре включаемых товаров и услуг. И то, и другое во многом обусловлено общим уровнем жизни населения, экономическим развитием общества и потребностями самого человека. Обычно минимальный потребительский бюджет включает продукты питания по наиболее низким ценам, дешевую обувь и одежду, минимум услуг. Однако всегда должен соблюдаться минимально допустимый стандарт потребления, обусловленный минимальными его нормами.

   Существуют следующие подходы к определению и измерению минимального потребительского бюджета: абсолютный, относительный, субъективный. При абсолютном подходе рассчитывается величина прожиточного минимума как стоимостной оценки основных потребностей, которые устанавливаются нормативным методом с помощью научно разработанных нормативов потребления. При относительном подходе определяется минимальный потребительский бюджет (МПБ) статистическим методом исходя из фактически сложившегося потребления в домохозяйствах с низкими доходами. При субъективном подходе уровень низких доходов находится путем опроса общественного мнения.

   Порядок измерения прожиточного минимума (ПМ) и минимального потребительского бюджета (МПБ) включает:

• разработку потребительской  корзины, представляющей собой перечень товаров и услуг, необходимых для удовлетворения минимальных потребностей;

• определение  весовых коэффициентов для каждого  товара или услуги в составе потребительской корзины;

• вычисление стоимости  потребительской корзины на основе ежемесячной регистрации цен на товары и тарифов на услуги;

• формирование структуры прожиточного минимума или  минимального потребительского бюджета, т. е. соотношения в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

• нахождение величины ПМ или МПБ.

   Минимальная потребительская «корзина» — набор товаров, которые обеспечивают минимальные потребности человека, необходимые для выживания в данных социально-экономических условиях. Цена этой «корзины» является минимальным потребительским бюджетом.5 Такой бюджет определяет нижнюю границу стоимости жизни, за которой следует бедность и нищета. Поэтому у него еще одно название - «прожиточный минимум». 
   В настоящее время нет единого мнения, каким должен быть прожиточный минимум. Одни считают, что в него надо включать цены только продуктов питания, другие добавляют цены одежды, обуви, а также предметов первой необходимости, третьи — цену жизненно важных услуг (например, жилищно-коммунальных). 
   Величина прожиточного минимума зависит от уровня социально-экономического развития страны. Чем выше этот уровень, тем дороже прожиточный минимум. Он также может быть довольно скудным и составлять лишь часть минимального потребительского бюджета. Например, в России прожиточный минимум пока отличается от минимального бюджета и составляет 60% его величины. 
  Прожиточный минимум применяется для расчета многих видов доходов: минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий. В зависимости от назначения прожиточный минимум исчисляется на основе разных минимальных потребительских «корзин»: в среднем на душу населения; для мужчин трудоспособного возраста (16-59 лет); для женщин трудоспособного возраста (16-54 года); для пенсионеров; для детей.

   Существуют три вида потребительского бюджета: сбалансированный (когда доход равен расходу), дефицитный (когда расходы больше доходов) и избыточный (когда доходы больше расходов).

  Составление бюджета предполагает несколько последовательных шагов. Основную часть бюджета потребитель тратит на текущие нужды, преследуя при этом насущные цели, однако каждый потребитель имеет перспективные финансовые цели, для реализации которых требуется концентрация денежных средств; следовательно, нужно предусмотреть сбережение текущих доходов.

   Оценка ожидаемых доходов: существуют два источника получения доходов трудовая деятельность и собственные средства. Большинство доходов потребитель имеет за счет трудовой деятельности. Планирование расходов формирование рационального перечня товаров и услуг, которые предстоит приобрести в течение планируемого периода. Это самый ответственный процесс, в ходе которого потребитель отказывается от части затрат, чтобы сбалансировать бюджет.

   Для оценки уровня жизни населения в настоящее время существует объективная необходимость формирования и использования определенной системы нормативных потребительских бюджетов как стандартов потребления населения с различным уровнем доходов. В качестве составляющих такой системы предлагаются следующие виды потребительских бюджетов: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и бюджет высокого достатка.

   Основой  для объединения этих видов  бюджетов в систему выступают  следующие положения. Все предлагаемые виды бюджетов отражают удовлетворение потребностей человека. Более широкий или более узкий их круг, в разной степени, на разных уровнях материальной обеспеченности, но все же потребности человека как живого организма и социального индивида. Системность основывается и на том, что все виды бюджетов строятся на единой методологической основе.

   Бюджет  высокого достатка - бюджет, обеспечивающий  удовлетворение разумных физиологических, социальных и духовных потребностей человека, на уровне соответствующем современному состоянию экономического, научно-технического и социального развития общества. Он отражает достигнутую степень удовлетворения разумных потребностей обеспеченной части населения и является развивающим, то есть обеспечивающим расширенное воспроизводство, потребительским бюджетом.

   Важной  чертой потребительских бюджетов, строящихся на основе потребительской корзины, является то, что через них выражается детерминированность обществом тех потребностей человека, которые, по мнению общества, требуют удовлетворения.

   На основе разработанных во ВЦУЖ методик в рамках мониторинга доходов и уровня жизни населения осуществляется не только расчет величины и анализ потребительских бюджетов населения разного уровня достатка, но и осуществляется взаимоувязка показателей мониторинга: денежных доходов, заработной платы, пенсий с потребительскими бюджетами. В этом проявляется важнейший принцип мониторинга - количественно-качественная взаимосвязь его показателей. В результате происходит качественное развитие системы показателей уровня жизни, что позволяет более полно характеризовать рассматриваемые явления и своевременно выявлять тенденции процессов, происходящих в области уровня жизни населения. В конечном счете, обеспечивается возможность получения информации, позволяющей принимать решения в социальной политике.

  Применяемая методика расчета величины минимального потребительского бюджета возможно несовершенна. Вместе с тем, оставаясь неизменной на протяжении ряда лет, она позволяет отслеживать основные тенденции изменения минимального потребительского бюджета населения, как во времени, так и в пространстве, и в этом ее несомненное достоинство.

   Минимальный потребительский бюджет утверждается кабинетом министров России, в республиках принимаются соответствующие республиканские бюджеты. 
   Минимальный потребительский бюджет является составной частью минимального прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные товары, услуги, налоги и другие платежи. То есть основная статья расходов - питание, что свидетельствует о неблагополучии общества. Ясно, что питание является основной статьей расходов в малообеспеченных и бедных семьях. Зажиточные и богатые слои имеют другую структуру расходов. 
   Минимальный потребительский бюджет является своеобразной точкой отсчета бедности. Минимальный потребительский бюджет рассчитывается исходя из набора потребительских товаров и услуг (более 250 позиций), удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности. Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Однако фактическое удовлетворение социальных потребностей населения определяется минимальными размерами оплаты труда, пенсий и социальных пособий, которые в настоящее время не соответствуют минимальному потребительскому бюджету. Причинами этого являются различные диспропорции, имеющиеся в бюджетах регионов. Для выправления бюджетных диспропорций регионам оказывается финансовая помощь, которая осуществляется посредством выделения субсидий и грантов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды потребительского бюджета и методы его расчета