Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за годы формирования и становления рыночных отношений крайне ограниченные меры, предпринимаемые государством в целях обеспечения минимально приемлемого уровня жизни незащищенным слоям населения, практически не были реализованы.
2. Теоретические
аспекты расчетов потребительских бюджетов
Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г.). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:
• научных рекомендаций
по минимальным объемам
• фактического объема потребления в малоимущих семьях;
• состава населения, размера и структуры семей и уровня доходов;
• объективных различий в потреблении в субъектах РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.
Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей(25 наименований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте (табл. 1).
По химическому составу качество минимальной продовольственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность возросла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно.
Таблица 1.Состав и энергетическая ценность продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте.
Продовольственная
Корзина |
Белки, г в сутки | Жиры, г
в сутки |
Углеводы, г
в сутки |
Энергетическая
ценность, ккал, в сутки | |
25 наименований | 88.7 | 64,1 | 441.2 | 2720,4 | |
31 наименование | 88 | 69 | 437 | 2730 | |
Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:
• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);
• пенсионеры — мужчины в возрасте от 60 лет и женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);
• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По новой методике таких зон 16, по действующей 8.
По действующей методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.
Расходы на не продуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.
Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.
Потребительские
бюджеты являются важным инструментом
нормативной и аналитической оценки, прогнозирования
и регулирования величины и динамики уровня
жизни и разработки обоснованной политики
в области доходов. На практике используют
два вида потребительских бюджетов: нормативные,
являющиеся результатом исследований
различных ведомств и научных учреждений,
и фактические, полученные в результате
статистических и специальных обследований.
Нормативные потребительские бюджеты
имеют несколько разновидностей.
1) Потребительские бюджеты высокого достатка.
2) Рациональные потребительские бюджеты,
которые соответствуют рациональным потребностям
населения.
3) Система минимальных потребительских
бюджетов: минимальный потребительский
бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума
(БПМ).
Рациональный
потребительский бюджет
Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у «продвинутых» групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку «идеализированной» (усредненной) модели потребления населения.
Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.
В настоящее
время Министерством труда и социального
развития РФ утвержден только БПМ, который
является МПБ низкого стандарта.
Прожиточный минимум предназначен для:
1) оценки уровня жизни;
2) обоснования минимального размера оплаты
труда и размера пенсии по старости, а
также для определения размеров стипендий
и пособий;
3) формирования федерального и региональных
бюджетов;
4) оказания помощи малоимущим гражданам;
5) определения минимальных размеров оплаты
труда работников организации.
Официальные методики распределения
ресурсов в целях выравнивания уровней
экономического развития субъектов Федерации
не содержат надежных критериев, не учитывают
состояние сети бюджетных учреждений,
непосредственно предоставляющих гражданам
услуги образования, здравоохранения,
а также социального и культурно-досугового
характера.
Статьи расходов
типовых бюджетов (табл. 2)
|
Предметы
длительного пользования (например, верхняя
одежда, бытовые приборы, жилье и т.п.) учитываются
в составе потребительского бюджета с
учетом срока износа или срока пользования.
Например, срок износа пальто зимнего
составляет 5 лет, т.е. в годовой величине
потребительского бюджета учитывается
1/5 часть от стоимости пальто, а в месячной
величине потребительского бюджета –
1/12 часть от годовой стоимости.
Помимо этого учитываются расходы
на обязательные платежи и взносы (табл.
3)
|
Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно-правовой базы. Здесь основополагающим документом является Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:
- оценки уровня жизни населения,
- обоснования
устанавливаемых на
- формирования федерального бюджета.
В субъектах
Федерации прожиточный минимум,
наряду с функциями оценки уровня
жизни населения и формирования
бюджетов субъектов, выполняет роль
критерия для оказания необходимой
государственной социальной помощи.
Глава II. Анализ изменения минимального потребительского бюджета
1. Анализ минимального
потребительского бюджета в целом по
России.
В данной
главе основное внимание
Информация о работе Виды потребительского бюджета и методы его расчета