Виды потребительского бюджета и методы его расчета

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что за годы формирования и становления рыночных отношений крайне ограниченные меры, предпринимаемые государством в целях обеспечения минимально приемлемого уровня жизни незащищенным слоям населения, практически не были реализованы.

Работа содержит 1 файл

виды потребительского бюджета и методы его расчета.docx

— 93.32 Кб (Скачать)

2. Теоретические аспекты расчетов потребительских бюджетов  

  Измерение ПМ или МПБ представляет собой комбинированный расчет, выполняемый рядом министерств. Разработкой нормативов питания   занимается Академия медицинских наук РФ; расчетами стоимости потребительской корзины — Госкомстат РФ, а определением ПМ — Министерство труда и социального развития РФ. Регулярные расчеты прожиточного минимума в России ведутся с 1992 г. Первоначально потребительская корзина включала 19 продуктов питания (до1997г.) и 25 (с1997г.). В феврале 1999 г. Правительство РФ утвердило Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в которых, кроме продовольственной корзины из 31 продукта питания, предусмотрены минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Состав минимального набора определяется с учетом:

• научных рекомендаций по минимальным объемам потребления товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

• фактического объема потребления в малоимущих семьях;

• состава населения, размера и структуры семей  и уровня доходов;

• объективных  различий в потреблении в субъектах  РФ, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

   Сопоставим химический состав и энергетическую ценность минимального набора продуктов питания в действующей(25 наименований) и новой (31 наименование) продовольственной корзины для мужчины в трудоспособном возрасте (табл. 1).

   По химическому составу качество минимальной продовольственной корзины ухудшилось, хотя энергетическая ценность возросла. Минимальный набор продуктов питания в сравниваемых продовольственных корзинах изменился незначительно.

   Таблица  1.Состав и энергетическая ценность продовольственной корзины для мужчины я трудоспособном возрасте.

Продовольственная

Корзина

Белки, г  в сутки Жиры, г

в сутки

Углеводы, г

в сутки

Энергетическая

ценность, ккал,

в сутки

25 наименований     88.7 64,1 441.2 2720,4
31 наименование  88 69 437 2730
           
 

   Минимальные наборы разработаны по основным социально-демографическим группам населения:

• трудоспособное население — мужчины в возрасте 16—59 лет и женщины в возрасте 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста (две группы);

• пенсионеры —  мужчины в возрасте от 60 лет и  женщины от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности (одна группа);

• дети в возрасте от 0 до 6 лет и в возрасте от 7 до 15 лет. Нормативы потребления продуктов питания в минимальной потребительской корзине дифференцированы по природно-климатическим зонам. По новой методике таких зон 16, по действующей 8.

   По действующей  методике определения прожиточного минимума определяется лишь минимальная продуктовая корзина и в процентах к ней вычисляется структура прожиточного минимума, включающая: 68,3% — расходы на питание, 19,1 — на непродовольственные товары, 7,4 — на услуги, 5,2% — налоги и платежи.

   Расходы на не продуктовую часть прожиточного минимума определяются по отношению к продовольственной корзине.

   Новой методикой предусмотрен не только минимальный набор продуктовой корзины, но и впервые разработаны минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор непродовольственных товаров представлен непродовольственными товарами индивидуального пользования (одежда, обувь и школьно-письменные товары для детей) и общесемейного пользования (постельное белье, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения). Минимальный набор платных услуг включает жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг. Минимальные наборы непродовольственных товаров и услуг дифференцированы по трем природно-климатическим зонам с климатом: холодным и резко континентальным; умеренным; теплым.

  Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований. 
   Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей. 
1) Потребительские бюджеты высокого достатка.  
2) Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.  
3) Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ).

   Рациональный  потребительский бюджет отражает  потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами и нормативами удовлетворения рациональных (разумных) потребностей человека. Этот социальный норматив, ориентированный на действительную общественную полезность, есть важнейший критерий оценки достигнутого в обществе уровня потребления, соответствия между сложившейся и рациональной его структурой. Таковой для наших условий может быть следующая структура: продукты питания не должны превышать 30%, непродовольственные товары — 47% (из них ткани, одежда, обувь — 20%; мебель, предметы культуры и быта — 18%; прочие товары — 9%) и все услуги — 23%. Фактическая структура потребления населения далека от рациональной.

   Первые варианты рациональных бюджетов появились в Научно-исследовательском экономическом институте НИЭИ при Госплане СССР в конце 50-х — начале 60-х гг. Их разработка основывалась на двух методологических принципах: принципе аналогий, по которому рациональные нормативы потребления товаров и услуг определяются по данным об уровне и структуре их потребления у «продвинутых» групп населения страны (зарубежных стран), и принципе равнодоступности экономических благ (собственно товаров и услуг), что дает возможность в расчетах нормативов элиминировать влияние фактора производства и предложения благ по территории страны, равно как и фактора дифференциации доходов населения. Совмещение указанных принципов обеспечивает разработку «идеализированной» (усредненной) модели потребления населения.

   Наряду с такой моделью разрабатываются и дифференцированные рациональные потребительские бюджеты для различных групп населения в зависимости от его профессионального состава, природно-климатических, социально-бытовых, национальных и других факторов.

   В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ утвержден только БПМ, который является МПБ низкого стандарта. 
Прожиточный минимум предназначен для: 
1) оценки уровня жизни; 
2) обоснования минимального размера оплаты труда и размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий и пособий; 
3) формирования федерального и региональных бюджетов; 
4) оказания помощи малоимущим гражданам; 
5) определения минимальных размеров оплаты труда работников организации. 
   Официальные методики распределения ресурсов в целях выравнивания уровней экономического развития субъектов Федерации не содержат надежных критериев, не учитывают состояние сети бюджетных учреждений, непосредственно предоставляющих гражданам услуги образования, здравоохранения, а также социального и культурно-досугового характера.

   Статьи расходов типовых бюджетов (табл. 2)  

Некоторые статьи расходов типовых бюджетов Способы удовлетворения потребностей
Прожиточный минимум Минимальный потребительский бюджет Бюджет высокого достатка
Питание Покупка основных продуктов питания в соответствии с минимальными нормами потребления Покупка основных продуктов питания, самообеспечение за счет приусадебного хозяйства, питание в столовой Покупка разнообразных продуктов питания, питание вне дома, в ресторанах, кафе
Непродоволь-ственные товары Покупка предметов  гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с необходимыми потребностями (с учетом физического износа) Покупка предметов гардероба, хозяйственного обихода, мебели в соответствии с минимальными социальными потребностями (с учетом морального износа), пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная) Покупка предметов  гардероба, хозяйственного обихода, мебели, оборудования жилья, художественных изделий и ювелирных предметов.

Пользование бытовыми услугами по восстановлению имущества (химчистка, прачечная, уборка помещений, ремонт имущества)

Жилье Оплата жилищно-коммунальных услуг на уровне минимальных социальных стандартов Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья Оплата жилищно-коммунальных услуг, ремонт жилья, покупка квартиры, строительство загородного жилья
 

    Предметы длительного пользования (например, верхняя одежда, бытовые приборы, жилье и т.п.) учитываются в составе потребительского бюджета с учетом срока износа или срока пользования. Например, срок износа пальто зимнего составляет 5 лет, т.е. в годовой величине потребительского бюджета учитывается 1/5 часть от стоимости пальто, а в месячной величине потребительского бюджета – 1/12 часть от годовой стоимости. 
   Помимо этого учитываются расходы на обязательные платежи и взносы (табл. 3)  
 

  Прожиточный минимум Минимальный потребительский бюджет Бюджет высокого достатка
Обязательные  платежи и взносы подоходные  налоги трудоспособного населения подоходные  налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании подоходные  налоги трудоспособного населения, налоги на недвижимость, находящуюся в личном пользовании, транспортный налог, оплата услуг страхования
 

    Вся система потребительских бюджетов разрабатывается во Всероссийском центре уровня жизни (г. Москва), а величина прожиточного минимума для региона рассчитывается и устанавливается органами исполнительной власти на основе нормативно-правовой базы. Здесь основополагающим документом является Федеральный закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”. В целом прожиточный минимум по РФ предназначен для:

- оценки уровня  жизни населения, 

- обоснования  устанавливаемых на федеральном  уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсий (Правительством РФ поставлена задача поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума),

- формирования  федерального бюджета. 

В субъектах  Федерации прожиточный минимум, наряду с функциями оценки уровня жизни населения и формирования бюджетов субъектов, выполняет роль критерия для оказания необходимой  государственной социальной помощи. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Анализ изменения минимального потребительского бюджета

1. Анализ минимального  потребительского бюджета в целом по России. 

   В данной  главе основное внимание исследования  сосредоточено на методологических аспектах разработки потребительских бюджетов в разные периоды развития страны. Представляется важным рассмотреть их сущность и виды, а также роль и назначение при решении социальных задач. Изучение накопленного опыта формирования и использования потребительских бюджетов позволяет оценить состоятельность данного метода государственного регулирования доходов населения, а также определить сферу его применения в современных условиях.

Информация о работе Виды потребительского бюджета и методы его расчета