Виды организационно-управленческих структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 16:39, реферат

Описание работы

Переход товаропроизводителей к деятельности на основе принципов, методов, функций, методологических подходов маркетинга знаменовал собой подлинный переворот в организации, управлении и контроле процесса деятельности фирмы по мере все более полного восприятия ею «философии» и управляющих возможностей маркетинга.
Растянувшийся почти на столетие процесс признания маркетинга в сфере производственно-сбытовой деятельности хозяйственных единиц в сочетании с другими факторами, преобразующими их деятельность обусловил коренные качественные сдвиги в организации и реализации управленческого процесса в фирме, ориентирующиеся в современных условиях в конечном счете на рынок и потребителя.

Содержание

Введение ………………………………………………………3
Виды организаций ………………………………………..….6
Организация как совокупность структур…………………...9
Функционирование управленческих структур…………….13
Управленческая ответственность…………………………..17
Различные схемы управления………………………………20
Литература ……………………………………………..……22

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 42.61 Кб (Скачать)

РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет 

путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Виды организационно-управленческих структур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а):

Студентка ГСТ 3-049

Миляева М.И.

Проверил(а):

Ячник Е. А.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2012г.

Содержание

  1. Введение ………………………………………………………3
  2. Виды организаций ………………………………………..….6
  3. Организация как совокупность структур…………………...9
  4. Функционирование управленческих структур…………….13
  5. Управленческая ответственность…………………………..17
  6. Различные схемы управления………………………………20
  7. Литература ……………………………………………..……22

 

Введение

Переход товаропроизводителей к деятельности на основе принципов, методов, функций, методологических подходов маркетинга знаменовал собой подлинный переворот  в организации, управлении и контроле процесса деятельности фирмы по мере все более полного восприятия ею «философии» и управляющих  возможностей маркетинга.

Растянувшийся почти на столетие процесс  признания маркетинга в сфере  производственно-сбытовой деятельности хозяйственных единиц в сочетании  с другими факторами, преобразующими их деятельность обусловил коренные качественные сдвиги в организации  и реализации управленческого процесса в фирме, ориентирующиеся в современных  условиях в конечном счете на рынок и потребителя.

Основная суть всех перемен в  рассматриваемой области, еще более  интенсивных в настоящее время, состоит в следующем. Хозяйственная единица испытывает объективную потребность в создании и поддержании в рабочем состоянии такого организационно-управленческого механизма, который позволял бы ей быстро и адекватно реагировать на изменения окружающей (в первую очередь рыночной) среды, эффективно воздействовать на свою внутреннюю среду, максимально удовлетворяя нужды и требования потребителей, одновременно воздействовать на них исходя из главного интереса фирмы, создавать и поддерживать такие конкурентные преимущества, которые позволяют укреплять рыночные позиции, интенсивно развивать внешние связи — экономические, технические, производственные, рыночные, общественные и др., усиливающие совокупный потенциал фирмы, укрепляющие ее положение во внешней среде.

Растущая роль маркетинга в деятельности хозяйствующих субъектов постепенно находила соответствующее отражение  в построении организационно-управленческих структур и их функциях. В качестве хозяйственной функции маркетинг  прошел четыре этапа: выполнение функции  распределения, организационная концентрация (как функция продаж), выделение  в самостоятельную службу (выполняющую  одну из основных функций в деятельности фирмы) и превращение маркетинга в генеральную функцию фирмы. Эволюция организационно-управленческих форм маркетинга приведена на рис.

Диалектичность развития организационных  форм и функций маркетинга в фирме  проявилась в том, что накопление количественных элементов маркетинга вызывало качественные организационно-управленческие сдвиги, которые, в свою очередь, приводили  к количественному росту сотрудников-маркетологов или различных подразделений. В  результате из скромной и малоприметной  «ячейки» в отделе сбыта маркетинг  превратился в полномасштабную  службу, оказывающую сильное воздействие  на все стороны хозяйственной  жизни фирмы. Более того, в фирмах, деятельность которых полностью  основана на принципах маркетинга, маркетинговыми являются (если не по форме, то по сущности своей деятельности) фактически все основные службы, а  не только маркетинговая.

Мировой, да и постепенно накапливающийся  отечественный опыт свидетельствует  о том, что перестройка организационных  фирменных структур управления с  целью ориентации их на маркетинг  — это сложный процесс, требующий  тщательной подготовки и участия  в ней не только руководящего состава, но и всего персонала. Распространенная в прошлом практика переименования отделов и служб сбыта многих российских предприятий в отделы и службы маркетинга без коренного  изменения их функций явилась не только профанацией требующихся преобразований, но и дискредитацией маркетинга и его возможностей.

Важным является вопрос о статусе  маркетингового управленческого подразделения. Имея низкий статус, оно может превратиться в бесправного регистратора происходящих явлений — в таком случае это  будет излишняя структура, увеличивающая  издержки и усложняющая управленческие проблемы.

Обеспечить высокий статус маркетингового подразделения можно, к примеру, путем подчинения отдела или службы маркетинга непосредственно генеральному директору или его первому  заместителю. Однако это не принесет желаемых результатов при отсутствии расширения прав и функций подразделения, закрепления за ним функций, которые  позволяют с позиций маркетинга реально воздействовать на решения  по созданию и производству товаров  с учетом рыночного спроса, выбору целевых рынков сбыта, формированию и осуществлению сбытовой, ценовой, рекламной политики и т.д.

 

 

Виды организаций  

Выделяют два вида организационных процессов – функционирование и развитие. Функционирование обеспечивает сохранение организации на основе обмена со средой ресурсами, энергией, информацией. Развитие создает условия: преобразования организации в соответствии с требованиями среды; восстановления нарушенного равновесия; перехода к новому качественному состоянию.  

Организация – это структурированная  общность людей (участников организации), имеющая общие цели и общее  руководство. Ключевые слова здесь  – структура, цели, руководство. Примерами  являются промышленные предприятия, организации  сферы услуг, государственные и  муниципальные структуры управления, общественные организации, объединения  и партии, спортивные общества, семьи, дружеские компании, неформальные творческие коллективы и т.д. Важно управлять  и самим собой. 

В литературе встречаются  различные по форме определения  используемых в настоящем учебнике понятий. Например: «Организация –  это систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей» [1]. Сопоставление  формулировок различных авторов  представляется неплодотворным. 

В соответствии с отношением к своим участникам организации делятся на первичные и вторичные. Первичная организация является внешней данностью. Она обладает собственными целями, которые навязываются людям, имеет абсолютный постоянный приоритет над участниками и наделяет их ресурсами. Примером является типовое государственное учреждение. 

Вторичная организация создается  самими участниками. Она служит их целям. Участники наделяют ее ресурсами. Среди  вторичных организаций выделяют корпоративные и ассоциативные. Корпоративная получает временный приоритет над участниками для решения текущих проблем. Примером служит акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью. Ассоциативная не обладает приоритетом над участниками, отношения являются партнерскими. Примерами являются клуб, коллектив ученых вокруг научного семинара, дружеская компания.  

Выделяют механические и  органические организации. Сравнение  с точки зрения особенностей функционирования и структуры проведено в табл.1.

Таблица 1.

Сравнение механических и  органических организаций

Признаки

Механическая организация

Органическая организация

Структура и границы

Неизменные

Гибкие и меняющиеся

Связи между элементами

Жесткие «вертикальные»

Как «вертикальные», так  и «горизонтальные»

Самостоятельность элементов

Ограниченная

Высокая

Специализация

Узкая

Широкая

Иерархичность

Сильная

Слабая

Сферы деятельности

Традиционные

Связанные с инновациями

Размеры

Крупные и средние

Средние и мелкие


 

 Деление организаций на официальные и неофициальные (табл.2) связано с их правовым положением. Отметим, что официальную организацию можно рассматривать как набор должностей, связанных между собой производственными отношениями. Для неофициальных организаций важны личности, а не должности. К таким организациям относятся, например, дружеская компания, совокупность пользователей Интернета или организованная преступная группа. Неофициальная организация может быть весьма разветвленной и могущественной, скажем, мафия.

Таблица 2.

Виды организаций (в соответствии со статусом)

Признаки

Официальная организация

Неофициальная организация

Особенности возникновения

Согласно правовому акту

Правовая незакрепленность

Субъекты

Должности

Личности

Характер связей

Предписанный (между должностями)

Свободный (между личностями)

Основы регулирования

Правовые нормы

Традиции, обычаи

Причины создания

Достижение официально объявленных  целей в соответствии с потребностями  организации

Удовлетворение личных потребностей участников в поддержке, общении, информации


Организация как  совокупность структур 

Выделяют организационные, управленческие, социальные, коммуникационные, технологические структуры. Их описания приведены в табл.3.

Таблица 3.

Виды структур.

Организационная

Совокупность подразделений

Управленческая

Совокупность органов  управления

Социальная

Совокупность работников, объединенных с учетом пола, возраста, профессии, образования, взаимных симпатий и антипатий

Коммуникационная

Совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией

Технологическая

Совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков.


 

 Функциональная  структура организации основана на объединении видов деятельности по родственным группам (функциям). Элементами функциональной структуры являются: 
А) производственные подразделения – основные, вспомогательные, обслуживающие, экспериментальные; 
Б) управленческие подразделения – административные, информационные, сервисные, а также научно-исследовательские и совещательные (например, Совет главных специалистов предприятия); 
В) социальные подразделения – столовая, клуб, база отдыха, поликлиника. 

Под подразделением понимается официально созданная группа работников, выполняющая действия по достижении поставленной частной цели. На практике используют различные принципы выделения подразделений фирмы (предприятия): 
- количественный (исходя из числа людей, необходимого для осуществления данной деятельности); 
- временной (исходя из числа людей, необходимого для выполнения работ за определенный период времени); 
- технологический (исходя из числа людей, необходимого для обслуживания технологического процесса); 
- профессиональный (исходя из числа людей одной профессии, необходимого для выполнения данной работы). 

Примерами подразделений  являются бригады в артели грузчиков, вахты внутри экипажа судна, цеха промышленного предприятия, кафедры  высшего учебного заведения. 

Структуру управления, основанную на выделении достаточно самостоятельных  подразделений, называютдивизиональной. Название происходит от division (англ.) – деление, разделение; отдел, отделение, раздел, часть; дивизия. Используются следующие принципы создания подразделений в рамках дивизиональной структуры (принципы обособления): 
А) рыночный (удовлетворение потребностей в продукции и услугах определенной группы клиентов); 
Б) территориальный (удовлетворение потребностей в продукции и услугах клиентов на определенной территории); 
В) продуктовый (удовлетворение потребностей клиентов в продукции и услугах данного вида); 
Г) инновационный (освоение и производство принципиально новой продукции и услуг).   

Типы связей между предприятиями, входящими в дивизиональную организационную структуру, могут быть различными. В акционерном холдинге, когда материнская фирма владеет контрольными пакетами акций остальных фирм, связи являются финансовыми. В акционерном обществе с дочерними компаниями к финансовым связям добавляются технологические, а в непосредственно в акционерном обществе – еще и административные. 

Адаптивными организационными структурами называют структуры, которые быстро приспосабливаются к требованиям внешней и внутренней среды. Среди них обычно выделяют проектные, матричные, программно-целевые, фрагментарные. 

Проект – группа видов деятельности, направленных на решение разовой задачи. Достоинства проектных структур - высокая целевая ориентация, специализация, концентрация необходимых ресурсов. Их недостатки - связанность ресурсов до завершения работ, трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам вследствие их уникальности.  

Матричная организационная  структура – это совокупность временных рабочих групп (проектов) в рамках организации или подразделения. Ее достоинства - позволяет быстро маневрировать ресурсами; обеспечивает высокую целевую ориентацию работ. Недостатки - трудна в формировании и управлении; непригодна для работы в критических ситуациях.  

Информация о работе Виды организационно-управленческих структур