Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:55, контрольная работа
Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.
В зависимости от частоты принятия решений могут быть выделены следующие: менеджмент одноразовых решений, циклических решений, непрерывной цепи частых решений (процессный подход).
Менеджмент «одноразовых» решений применяется при решении относительно больших проблем и когда установить дату следующего решения относительно этой проблемы невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ. На уровне индивидуума примером такого решения может быть решение о вступлении в брак.
Менеджмент циклических решений применяется для решения проблем, имеющих известный цикл. Примером менеджмента циклических решений может быть то, что один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год.
Процессный менеджмент, рассматривающий менеджмент как процесс, имеет место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Для более полного понимания видов менеджмента и их роли в системе менеджмента организации можно выделить следующие виды менеджмента:
— стратегический;
— инвестиционный;
— финансовый;
— производственный;
— инновационный.
Далее рассмотрим каждый из
основных видов менеджмента в
отдельности.
Стратегический менеджмент — заключается в обосновании и выборе перспективных целей развития организации и повышение ее конкурентоспособности, их закреплении в долгосрочных планах, разработке целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
— определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
— определение средств достижения этих целей;
— сегментация, т. е. разделение общей цели на подцели;
— разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Являясь основой управления организаций, стратегический менеджмент устанавливает цели развития и средства их достижения, определяет задачи всех видов менеджмента. Можно выделить следующие основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях:
— разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера);
— основой
стратегии организации
— разделение
функций стратегического и
— многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций организации и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех;
— организация сотрудничества крупного и малого бизнеса. 80-е гг. XX в. стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Как показывает практика, положения нашей политэкономии о замене мелких производителей корпорациями по мере концентрации производства оказались справедливыми, но только для конца XIX—начала XX вв.
Наряду с принципами данного вида менеджмента существуют определенные стратегии управления, которые вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений во внешней среде организации. К ним можно отнести:
— управление на основе контроля за исполнением, при котором реакция организации требует много времени на осознание неизбежных изменений и выработку новой стратегии. Но в условиях нарастания темпов изменения это неприемлемо;
— управление
на основе экстраполяции, когда темп
изменений ускоряется, но будущее
еще можно предсказать путем
экстраполяций прошлых
— управление на основе предвидения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился. Однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предвидеть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующих стратегий;
— управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно предусмотреть.
Формирование стратегии организации происходит
на основании изложенных выше оснований
и методологических принципах. Естественно
то, что высшее руководство организации
должно формировать стратегию организации
обдуманно и на основании научно обоснованных
фактов. Стратегия организации должна
вписываться и соответствовать деятельности
организации. Для этого стратегию должен
формировать тот же менеджер, который
и осуществляет общее управление организацией.
Это возможно только при небольших масштабах
организации, а в рамках более крупных
практически невозможно. Так как формирование
и реализация стратегии являются достаточно
важным аспектом управления, то целесообразным
является выделение должности менеджера
по стратегическому управлению. Область
знаний, рассматривающая стратегию как
один из основных видов деятельности менеджмента,
называется стратегический менеджмент.
В рамках организации менеджер по стратегическому
управлению занимает ключевую позицию
и несет ответственность в соответствии
с осуществляемой деятельностью.
Инвестиционный менеджмент —
это сфера управленческой
— обеспечение
высоких темпов экономического развития
организации за счет эффективной
инвестиционной деятельности. Стратегия
любой фирмы с момента ее создания
предполагает постоянный экономический
рост за счет увеличения объемов деятельности,
а также ее отраслевой диверсификации.
Он обеспечивается в первую очередь
инвестиционной деятельности, в процессе
которой реализуются
— максимизация доходов от инвестиционной деятельности, т. е. при инвестиционной деятельности необходимо выбирать то, что обеспечивает в конечном итоге наибольшую внутреннюю норму доходности на вложенный капитал;
— минимизация
инвестиционных рисков. Инвестиционные
риски весьма многообразны и сопутствуют
практически всем формам и направлениям
инвестиционной деятельности. При определенных
неблагоприятных
— обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности организации в процессе осуществления инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность связана с отвлечением финансовых средств крупных размеров на длительный срок, что может привести к снижению платежеспособности организации по текущим хозяйственным операциям, несвоевременному выполнению платежных обязательств перед партнерами, госбюджетом и т. д. Что в свою очередь приведет к созданию предпосылок банкротства. Финансирование отдельных инвестиционных проектов часто осуществляется за счет привлечения заемных средств, резкое повышение доли которых в активах предприятия может привести к снижению его финансовой устойчивости. Поэтому при формировании источников инвестиционных ресурсов необходимо прогнозировать предполагаемое влияние на финансовую устойчивость и текущую ликвидность организации;
— ускорение
реализации инвестиционных проектов.
Высокие темпы реализации инвестиционных
проектов способствуют ускорению экономического
развития организации, сокращают сроки
использования кредитных
Финансовый менеджмент представляет собой функцию управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа. Наука и практика финансового менеджмента чрезвычайно мобильна и отражает состояние законодательной базы и преобразований, происходящих в деятельности организаций. Финансовый менеджмент — это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой — управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и так далее и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и т. д. Главным объектом управления выступает собственник, но именно он в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам. Финансовый менеджмент находится под воздействием общих принципов организации управления, включая планирование, регулирование, стимулирование, согласованность отдельных элементов, вариативность, целевую ориентацию и т. д.
Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью организации. Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента, к числу которых относятся:
— воспроизводственная
функция — заключается в
— распределительная
функция — тесно связана с
воспроизводственной, так как выручка
от реализации товаров подлежит распределению.
Она заключается в формировании
и использовании денежных фондов,
поддержании эффективной
— контрольная функция — проявляется в том, что финансовый менеджер выявляет степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению производства и продаж.
К задачам
финансового менеджмента
— оптимизация затрат, например разработка рекомендаций по их снижению;
— оптимизация доходов, т. е. соотношение прибыли и налогов, распределение прибыли и т. д.;
— реструктуризация активов организации, что предполагает выбор и обеспечение разумного соотношения текущих активов;
— реструктуризация пассивов организации (урегулирование кредитной задолженности);
— обеспечение дополнительных доходов организации от непрофильной, реализационной и финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса до «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений и других;
— совершенствование расчетов с контрагентами и повышение денежной составляющей в объеме продаж;
— совершенствование финансовых взаимоотношений с дочерними образованиями.
Рассмотрение финансового менеджмента
требует выделения его цели, состоящей
в улучшении финансовых результатов деятельности
организации. Однако, несмотря на очевидность
этой цели, у многих отечественных организаций
производственные ориентиры обычно превалируют
над финансовыми, коммерческими и практически
отсутствует финансовая стратегия.
Производственный менеджмент является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования необходимых ресурсов всех видов в готовые товары и услуги. Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий.
Информация о работе Виды менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента