Виды менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

             В зависимости от частоты принятия решений могут быть выделены следующие: менеджмент одноразовых решений, циклических решений, непрерывной цепи частых решений (процессный подход).

     Менеджмент «одноразовых» решений применяется при решении относительно больших проблем и когда установить дату следующего решения относительно этой проблемы невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ. На уровне индивидуума примером такого решения может быть решение о вступлении в брак.

     Менеджмент циклических решений применяется для решения проблем, имеющих известный цикл. Примером менеджмента циклических решений может быть то, что один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год.

     Процессный менеджмент, рассматривающий менеджмент как процесс, имеет место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Для более полного понимания видов менеджмента и их роли в системе менеджмента организации можно выделить следующие виды менеджмента:

— стратегический;

— инвестиционный;

— финансовый;

— производственный;

— инновационный.

             Далее рассмотрим каждый из  основных видов менеджмента в  отдельности. 

  1. Стратегический  менеджмент.
 

             Стратегический менеджмент — заключается в обосновании и выборе перспективных целей развития организации и повышение ее конкурентоспособности, их закреплении в долгосрочных планах, разработке целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:

— определение  целей фирмы с учетом рыночной ситуации;

— определение  средств достижения этих целей;

— сегментация, т. е. разделение общей цели на подцели;

— разработка соответствующих перспективных  планов и программ.

             Являясь основой управления организаций, стратегический менеджмент устанавливает цели развития и средства их достижения, определяет задачи всех видов менеджмента. Можно выделить следующие основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных условиях:

— разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера);

— основой  стратегии организации становится планирование доходов и расходов, внимание менеджера перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу;

— разделение функций стратегического и оперативного управления производством. Первые осуществляет менеджер (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий  права давать прямые указания исполнителям). Вторые — правление менеджера  по производству, маркетингу, сбыту, подчиненные  им отделы управления и т. д.;

— многообразие стратегий управления в зависимости  от рыночных позиций организации  и сфер деятельности, где она может  рассчитывать на успех;

— организация  сотрудничества крупного и малого бизнеса. 80-е гг. XX в. стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Как  показывает практика, положения нашей  политэкономии о замене мелких производителей корпорациями по мере концентрации производства оказались справедливыми, но только для конца XIX—начала XX вв.

              Наряду с принципами данного вида менеджмента существуют определенные стратегии управления, которые вызваны объективными причинами, вытекающими из характера изменений во внешней среде организации. К ним можно отнести:

— управление на основе контроля за исполнением, при  котором реакция организации  требует много времени на осознание  неизбежных изменений и выработку  новой стратегии. Но в условиях нарастания темпов изменения это неприемлемо;

— управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее  еще можно предсказать путем  экстраполяций прошлых тенденций;

— управление на основе предвидения изменений, когда  начали возникать неожиданные явления  и темп изменений ускорился. Однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предвидеть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующих стратегий;

— управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее  время в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько  стремительно, что их невозможно предусмотреть.

             Формирование стратегии организации происходит на основании изложенных выше оснований и методологических принципах. Естественно то, что высшее руководство организации должно формировать стратегию организации обдуманно и на основании научно обоснованных фактов. Стратегия организации должна вписываться и соответствовать деятельности организации. Для этого стратегию должен формировать тот же менеджер, который и осуществляет общее управление организацией. Это возможно только при небольших масштабах организации, а в рамках более крупных практически невозможно. Так как формирование и реализация стратегии являются достаточно важным аспектом управления, то целесообразным является выделение должности менеджера по стратегическому управлению. Область знаний, рассматривающая стратегию как один из основных видов деятельности менеджмента, называется стратегический менеджмент. В рамках организации менеджер по стратегическому управлению занимает ключевую позицию и несет ответственность в соответствии с осуществляемой деятельностью. 

  1. Инвестиционный  менеджмент.
 

              Инвестиционный менеджмент —  это сфера управленческой деятельности, связанная с инвестиционным процессом.  Он реализуется от уровня государства  до первичного хозяйственного  звена. Инвестиционный менеджмент представляет собой процесс управления всеми аспектами инвестиционной деятельности предприятия, включая постановку задач, контроль и учет. Основная цель инвестиционного менеджмента заключается в обеспечении наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии организации на отдельных этапах ее развития. Он направлен на решение следующих основных задач:

— обеспечение  высоких темпов экономического развития организации за счет эффективной  инвестиционной деятельности. Стратегия  любой фирмы с момента ее создания предполагает постоянный экономический  рост за счет увеличения объемов деятельности, а также ее отраслевой диверсификации. Он обеспечивается в первую очередь  инвестиционной деятельности, в процессе которой реализуются долгосрочные стратегические цели организации;

— максимизация доходов от инвестиционной деятельности, т. е. при инвестиционной деятельности необходимо выбирать то, что обеспечивает в конечном итоге наибольшую внутреннюю норму доходности на вложенный капитал;

— минимизация  инвестиционных рисков. Инвестиционные риски весьма многообразны и сопутствуют  практически всем формам и направлениям инвестиционной деятельности. При определенных неблагоприятных обстоятельствах эти риски могут вызвать потерю не только дохода, но и вложенного капитала. Поэтому при принятии управленческого решения, связанного с реализацией инвестиционных проектов, необходимо максимально ограничивать инвестиционные риски и связанные с ними финансовые потери;

— обеспечение  финансовой устойчивости и ликвидности  организации в процессе осуществления  инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность связана с отвлечением  финансовых средств крупных размеров на длительный срок, что может привести к снижению платежеспособности организации по текущим хозяйственным операциям, несвоевременному выполнению платежных обязательств перед партнерами, госбюджетом и т. д. Что в свою очередь приведет к созданию предпосылок банкротства. Финансирование отдельных инвестиционных проектов часто осуществляется за счет привлечения заемных средств, резкое повышение доли которых в активах предприятия может привести к снижению его финансовой устойчивости. Поэтому при формировании источников инвестиционных ресурсов необходимо прогнозировать предполагаемое влияние на финансовую устойчивость и текущую ликвидность организации;

— ускорение  реализации инвестиционных проектов. Высокие темпы реализации инвестиционных проектов способствуют ускорению экономического развития организации, сокращают сроки  использования кредитных ресурсов, способствуют снижению инвестиционных рисков, связанных с неблагоприятными изменениями конъюнктуры инвестиционного  рынка и ухудшением инвестиционного  климата в стране. 

  1. Финансовый  менеджмент.
 

           Финансовый менеджмент представляет собой функцию управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа. Наука и практика финансового менеджмента чрезвычайно мобильна и отражает состояние законодательной базы и преобразований, происходящих в деятельности организаций. Финансовый менеджмент — это система, функционирование которой направлено на достижение общих целей хозяйствования. С одной стороны, это управляемая система, имеющая определенные закономерности и особенности, с другой — управляющая система, часть общей системы управления предприятием, корпорацией. Будучи управляемой системой, финансовый менеджмент в значительной мере подвержен государственному регулированию через налоги, цены, заработную плату и так далее и является объектом управления, испытывающим воздействие потока управленческих решений. Субъекты управления включают органы государственного управления, финансовые и налоговые органы, банки, органы страхования и т. д. Главным объектом управления выступает собственник, но именно он в большей мере сталкивается с финансовым менеджментом как управляемой системой, что нередко приводит к проблемам. Финансовый менеджмент находится под воздействием общих принципов организации управления, включая планирование, регулирование, стимулирование, согласованность отдельных элементов, вариативность, целевую ориентацию и т. д.

             Сущность финансового менеджмента проявляется в выполняемых им функциях. Научно обоснованная характеристика функций необходима для эффективной организации управления финансовой деятельностью организации. Деятельность, связанная с управлением капиталом, реализует совокупность функций финансового менеджмента, к числу которых относятся:

— воспроизводственная  функция — заключается в обеспечении  сбалансированности между движением  материальных и финансовых ресурсов, на всех стадиях кругооборота капитала, в процессе простого и расширенного воспроизводства организации;

— распределительная  функция — тесно связана с  воспроизводственной, так как выручка  от реализации товаров подлежит распределению. Она заключается в формировании и использовании денежных фондов, поддержании эффективной структуры  капитала организации;

— контрольная  функция — проявляется в том, что финансовый менеджер выявляет степень  соответствия получаемых доходов, структуры  фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению производства и продаж.

К задачам  финансового менеджмента относятся  следующие:

— оптимизация  затрат, например разработка рекомендаций по их снижению;

— оптимизация  доходов, т. е. соотношение прибыли  и налогов, распределение прибыли  и т. д.;

— реструктуризация активов организации, что предполагает выбор и обеспечение разумного  соотношения текущих активов;

— реструктуризация пассивов организации (урегулирование кредитной задолженности);

— обеспечение  дополнительных доходов организации  от непрофильной, реализационной и  финансовой деятельности, реструктуризации имущественного комплекса до «сброса» излишних видов имущества, основных фондов, долгосрочных финансовых вложений и других;

— совершенствование  расчетов с контрагентами и повышение  денежной составляющей в объеме продаж;

— совершенствование  финансовых взаимоотношений с дочерними  образованиями.

             Рассмотрение финансового менеджмента требует выделения его цели, состоящей в улучшении финансовых результатов деятельности организации. Однако, несмотря на очевидность этой цели, у многих отечественных организаций производственные ориентиры обычно превалируют над финансовыми, коммерческими и практически отсутствует финансовая стратегия. 

  1. Производственный  менеджмент.
 

             Производственный  менеджмент  является деятельностью, которая относится к созданию товаров и услуг путем преобразования необходимых ресурсов всех видов в готовые товары и услуги. Процесс производственного менеджмента представляется как совокупность последовательных действий аппарата управления по определению целей для производственных подразделений и их фактического состояния на основе обработки соответствующей информации, формирование и доведение экономически обоснованных производственных программ и оперативных заданий. 

Информация о работе Виды менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента