Виды менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 42.36 Кб (Скачать)

Введение. 

             Менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании. Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.

С одной стороны, ничего удивительного в этом процессе нет. Управленческие структуры просто отражают стремительный темп изменений, происходящих во внешней среде, учитывают  их и рождают адекватные императивы. С другой стороны, современные управленцы должны вовремя «примерять» на себя ту или иную «рубашку», тщательно сортируя поступающий поток менеджерских инноваций. Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

             Цель данной контрольной работы: рассмотреть и охарактеризовать основные виды менеджмента, свойственные современным организациям. 

  1. Менеджмент  – понятие, сущность, цели и задачи.

 
            Понятие «менеджмент» прочно вошло в нашу обыденную жизнь и стало привычным для России. Менеджмент (от англ. management — «управление, заведование, организация») — это управление производством или коммерцией, а также совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означало «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается. Употребляя термин «менеджмент», необходимо следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент», так как речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, т. е. любой сферой производства товаров и услуг.

             В своей сущности менеджмент представляет собой сложное социально-экономическое, информационное и организационно-техническое явление, являющееся одновременно процессом деятельности и науки, имеющие дело с постоянно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, со сменой его состояний и качеств. В силу этого менеджмент, как и любая другая наука, имеет определенные закономерности, принципы и, безусловно, свои цели и задачи. В настоящее время менеджмент рассматривается в трех аспектах:

       — как область профессиональной деятельности и обозначает функцию и людей, ее выполняющих, указывает на социальное или должностное положение;

      — как область научного исследования;

      — как учебная дисциплина.

             Менеджмент, как научная дисциплина, ставит своей целью сформулировать общие принципы управления, пригодные для любой организации. Основные задачи менеджмента, как науки, заключаются в следующем: выделить цели и задачи управления; разработать определенные мероприятия и способы по их достижению; разделить задачи на различные виды операций; распределить работы; координировать взаимодействия различных подразделений внутри организации; совершенствовать формальные иерархические структуры, оптимизировать процессы принятия решений и коммуникаций; а также поиск эффективных систем мотивации деятельности, культуры организации и стиля управления.

             Главная цель менеджмента — это управление, ориентированное на успешную деятельность, присущее каждой организации и отдельно взятому человеку. Но для разных людей и организаций успех может интерпретироваться по-разному, например, перечисляя компании, фирмы, организации, которые можно назвать успешными, мы вспоминаем наименования крупных, хорошо известных фирм. Как показывает практика, размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критериями успеха. Как правило, любая организация существует для реализации определенных целей, и потому если достижение огромного размера не является одной из ее целей, то тогда и организация малого бизнеса может считаться столь же успешной, как и крупная.                

              В рамках целей формулируются задачи менеджмента, необходимые для их достижения. Задачами менеджмента как науки являются: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива или же индивидуума, путем выпуска конкурентоспособного товара. Одной из важнейших задач менеджмента, позволяющей обеспечить прибыльность предприятию, является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и человеческих ресурсов. Это будет способствовать не только обеспечению рентабельности деятельности предприятия, но и созданию и сохранению его стабильного положения на рынке. Также в условиях современной рыночной экономики актуальной задачей менеджмента является систематический поиск и освоение новых каналов рынка.

             Задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов: материальных, финансовых, человеческих и т. д. Кроме того, в зависимости от специфики (вида) менеджмента, цели и задачи имеют различное значение.

Основными задачами менеджмента являются следущие:

              — организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов;

              — переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

              — стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты;

             — определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

             — разработка стратегии развития организации и реализация;

             — определение целей развития организации;

             — выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;

              — осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

              Эффективно функционирующий менеджмент призван обеспечить единство всех форм и стадий процесса управления в качестве целостной системы экономического, организационно-технического и социально-психологического управления. Отсюда следует, что главный принцип менеджмента — это эффективная деятельность предприятия на рынке. Управление путем постановки и реализации целей осуществляется в своей основе с учетом оценки потенциальных возможностей организации, ее обеспеченности необходимыми ресурсами, а также условий конкурентной борьбы. 

  1. Классификация и общая характеристика видов менеджмента.
 

             С одной стороны, классификация  типов менеджмента предшествует  анализу и выделению факторов, важных для классификации, а  с другой стороны, основывается  на различных сочетаниях этих  факторов для различных типов  менеджмента. Это позволяет оценить  возможность как теоретического, так и практического развития  определенного типа менеджмента  за счет развития определенных  факторов, на которых он базируется. Использование данной классификации позволяет менеджеру при решении практических задач, выбрать соответствующий условиям задачи тип менеджмента. При этом возможно сокращение затрат времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента. В менеджменте существует три методологических подхода: традиционный, системный, ситуационный.

            Традиционный подход - разрабатывает и использует принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и (или) организаций. Он исходит из того, что все объекты управления одинаковы и идентично реагируют на воздействия.

           Системный подход - концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются вход в систему (поступающие ресурсы), процесс преобразования поступивших ресурсов в продукт, выход из системы (продукт), обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении).

             Ситуационный подход - основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов (правил), который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают следующую взаимосвязь элементов:

— «состояние объекта управления»;

— «располагаемые управляющие воздействия»;

— «последствия управляющих воздействий».

             В соответствии с этим можно выделить два типа менеджмента: социально-этический и морально-этический.

      Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем) со значительным использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и так далее Японии.

      Социально-этический - менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба.

              К объектам, попадающим в сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть отнесены:

— физические лица, например потребители, посредники и персонал;

— юридические  лица, например поставщики, посредники, потребители;

— природа  и общество в целом, если их зависимость  значительна.

             Социально-этический менеджмент может быть использован для управления социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности. В зависимости от времени наступления последствий для объекта управления и среды выделяют два типа менеджмента:

— стратегический;

— оперативный.

             Однако такая классификация не является достаточно полной. Об этом свидетельствует ее несоответствие классификации планов. В свою очередь необходимость соответствия между типами менеджмента и планирования обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов, а типов менеджмента не может быть меньше, чем планов. Более того, представляется естественным, что тип менеджмента при классификации по времени наступления последствий для объекта управления должен соответствовать типу плана. Например, стратегический, перспективный (бизнес-план, перспективный план), текущий, оперативный менеджмент.

              Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

            Стратегический менеджмент — это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами на рынке товаров и услуг.

Стратегический  план фирмы определяет, на основании  каких направлений, программ организация  будет строить свою деятельность, исходя из имеющихся ресурсов, и  излагая задачи этих направлений.

            Перспективный менеджмент направлен на реализацию бизнес - или перспективных планов. Целями бизнес-планирования является уточнение целей и задач определенных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы. Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству определенного изделия, объему производства и т. д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом.

Информация о работе Виды менеджмента. Общая характеристика видов менеджмента