Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:01, реферат
В наши дни является просто очевидным то факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует с огромным потоком информации. Информация является одной из широких признанных составляющих практически всех сфер деятельности. Информация – основа управления, связующее звено между менеджером и средой, в которую он включен в процессе жизнедеятельности.
Не вся связь в организации
основывается на получаемых заданиях.
Личностная коммуникация определяется
как случайный обмен
Следует особо отметить важность восприятия как определяющего момента в эффективности коммуникации. Руководитель должен знать, что:
- информация, не находящаяся в
области опыта получателя (руководителя,
подчиненного, работника одного
уровня), будет восприниматься
- в незнакомой ситуации
- коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете опыта работника;
- даже наиболее объективная
информация включает
- несоответствие кодирования и
расшифровки информации
- один только язык не может
решить проблему
Известны многочисленные руководства и правила, направленные на обеспечение эффективного восприятия управленческой информации в процессе коммуникаций. Основной упор в них делается на то, чтобы снять все помехи и барьеры, относящиеся к поведению лиц, получающих деловую информацию. Ниже приводятся некоторые рекомендации, используемые в практике деятельности организаций разных типов и обращенные к руководителю, к которому поступает информация от подчиненных.
Как уже отмечалось, особенно важно,
чтобы в процессе коммуникаций была
обеспечена обратная связь. В организации
обратная связь может осуществляться
различными путями. При непосредственном
общении руководитель может использовать
прямую обратную связь, в других случаях
ему приходится полагаться больше на
косвенные методы обратной связи. Например,
снижение эффективности производства,
увеличение количества прогулов и текучести
кадров или плохая координация между
подразделениями могут
Существуют различные виды сетей коммуникаций. Некоторые виды зависят от конкретного фактора, например от качества и объема информации. На рис. 4 представлены четыре типа коммуникационных сетей. Экспериментальные данные показали, что в целом различия между видами сетей следующие. Сеть коммуникаций в виде круга является активной, без лидера, неорганизованной, неустойчивой. Сеть в виде колеса представляет собой другую крайность: она менее активна, имеет определенного лидера, хорошо и устойчиво организована, более упорядочена. Следует упомянуть и о многоканальной сети, представляющей собой тоже колесо, но со связью между подчиненными.
Очевидным становится то, что структура сети коммуникаций влияет на точность и недвусмысленность посланий, на функционирование группы, на чувство удовлетворенности ее членов. Она является важным компонентом в типах взаимодействия внутри организаций, в способности группы направлять общие усилия на выполнение определенных задач. С этих позиций структура в виде колеса считается наиболее простой для организации. В отдельных группах она оказывается эффективной, а в других - нет. В табл. 1 показана эффективность различных типов сетей.14
Таблица 1. Эффективность различных типов коммуникационных сетей
Критерий оценки |
Коммуникационные сети | ||||
«Цепь» |
«Y» |
«Колесо» |
«Круг» |
«Многоканальная» | |
Скорость |
Средняя |
Средняя |
Высокая |
Низкая |
Высокая |
Точность |
Высокая |
Высокая |
Высокая |
Низкая |
Средняя |
Удовлетворенность |
Средняя |
Средняя |
Низкая |
Высокая |
Высокая |
Рис. 4. Типы коммуникационных сетей:
а - круг; б - цепь; в - «Y»; г – колесо
2.4 Организационные факторы,
Должностное положение. Коммуникации в формальной организации связаны с положением работника. Можно утверждать, что коммуникации в целом и инициатива коммуникаций в частности имеют в основном вертикальную направленность, т. е. идут сверху вниз. Вместе с тем существуют три измерения потоков коммуникаций, которые надо учитывать: потоки информации сверху вниз, снизу вверх и горизонтальные. В большинстве организаций эти три потока существуют одновременно или в различные периоды времени.
Самый простой способ изучения коммуникаций
состоит в рассмотрении приказов,
инструкций и распоряжений, идущих
от высших руководителей до низовых
(например, мастеров) и относящихся
к информации и отчетам, направляемым
от низовых руководителей к
Наряду с использованием официальных
каналов коммуникаций работники
организации удовлетворяют свою
потребность в советах и
Восприятие работниками любой коммуникации определяется многими организационными и личностными факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются.
Стиль управления. Коммуникации между
руководителями и подчиненными являются
двухканальной информационной системой,
которая обеспечивает свободный
поток информации как в направлении
сверху вниз, так и снизу вверх.
Вместе с тем руководитель в силу
своего положения прямо влияет на
направление и поток
Потребность в коммуникациях в направлении снизу вверх и в консультировании работников возрастает, когда:
- размеры организации
- услуги и продукция
- в большей мере изменяются
технологические условия и
- усиливается географическая
Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации является весьма оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения ответственности и отчетности.15
Заключение
Процесс управления – информационный процесс, включающий в себя формирование, восприятие, передачу, обработку и хранение информации. Понятно, всякое управление, в том числе персоналом, не сводится только к информации, но и не мыслимо вне информации. Именно поэтому всегда будет потребность в людях, обладающих опытом работы области информационных коммуникаций. Ведь эффективные коммуникации – это одна из составляющих успеха любого бизнеса.
Понимание механизма коммуникационных
процессов позволяет
Безусловно, существует множество
преград на пути успешного осуществления
коммуникаций. Распространенными
Таким образом, мы видим, что от развития коммуникаций зависит успех управленческой деятельности. Поэтому менеджеру приходится постоянно следить за протеканием коммуникационных процессов, контролировать их эффективность и целенаправленность.
Список литературы
1. Басовский Л.Е. Менеджмент. учеб. пособие / Л.Е. Басовский - М.: ИНФРА-М, 2006. – 289 с.
2. Большаков А.С. Менеджмент: учеб. пособие / А.С. Большаков - СПб.: Питер, 2004. – 343 с.
3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: учебник / Ботавина Р.Н. - М.: Статут, 2005. - 187с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент: практикум: учеб. пособие / Герчикова И.Н.- М.: ЮНИТИ, 2006. – 190 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник - 3 изд., перераб. и доп. / И.Н. Герчикова - М.: ЮНИТИ, 2007 – 190 с.
6. Глущенко Е.В. Теория управления: учебный курс / Е.В. Глущенко, Е.В. Захарова, Ю.В. Тихонравов. - М.: Вестник, 2006 – 238 с.
7. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг - М.: ИНФРА-М, 2006 – 165 с.
8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2007. – 120 с.
9. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 312 с.
10. Мухин В.И. Теория управления: учебник / Мухин В.И. - М.: Центр, 2002. – 310 с.
11. Парахина В.Н. Теория организации: учеб. пособие. / В.Н. Парахина - М.: Юнити, 2004. – 418 с.
12. Поршнева А.Г. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой Н.А. Саломатина. - М.: Статут, 2006. - 366 с.
13. Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учеб. пособие / А.К. Семенов – М.: 2006. – 272 с.
14. Смирнов, Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов / Э.А. Смирнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.
15. Уколов, В.Ф. Теория управления: учебник / В.Ф. Уколов, А.М. Масс, И.К. Быстряков. - М.: Экономика, 2008. – 183 с.
1 Глущенко Е.В. Теория управления: учебный курс. - М., 2006. – С. 42-44.
2 Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник - 3 изд., перераб. и доп. - М., 2007. – С. 26-27.
3 Парахина В.Н. Теория организации: учеб. пособие. - М., 2004. – С. 48.
4 Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: учебник. - М., 2007. – С. 51-52
5 Басовский Л.Е. Менеджмент. учеб. пособие - М., 2006. – С. 98-101.
6 Большаков А.С. Менеджмент: учеб. пособие - СПб.: Питер, 2004. – 129-132.
7 Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. - М., 2006. – С. 73-75.
8 Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: учебник. - М., 2005. – С. 61-63.
9 Уколов В.Ф. Теория управления: учебник. - М., 2008. – С. 83.
10 Семенов А.К. Психология и этика менеджмента и бизнеса: учеб. Пособие. – М.: 2006. – С. 127.
11 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. - М., 2006. – С. 70.
12 Герчикова И.Н. Менеджмент: практикум: учеб. пособие.- М., 2006. – С. 112-114.
13 Мухин В.И. Теория управления: учебник. - М., 2002. – С. 133-135.
14 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник. - М., 2006. – С. 52-53.
15 Парахина В.Н. Теория организации: учеб. пособие. - М., 2004. – С. 183-186.