Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:01, реферат
В наши дни является просто очевидным то факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует с огромным потоком информации. Информация является одной из широких признанных составляющих практически всех сфер деятельности. Информация – основа управления, связующее звено между менеджером и средой, в которую он включен в процессе жизнедеятельности.
Принято различать четыре основные функции коммуникативности в группе или организации в целом: контроль, мотивация, эмоциональное выражение и передача информации. С помощью коммуникативности осуществляется контроль поведения членов группы. В организациях существует иерархия и формальная соподчиненность, которой работники должны придерживаться. Когда работника, например, просят привести свои действия в соответствие со стратегией компании, коммуникативность выполняет контролирующие функции. В то же время она усиливает мотивацию, доводя до работников информацию о том, что должно быть сделано, как улучшить работу, и т.д.
Для большинства людей их работа является первичным источником социального взаимодействия. Коммуникативность, которая осуществляется в группе, является механизмом, с помощью которого члены группы выражают свое отношение к происходящему. Тем самым коммуникативность способствует эмоциональному выражению работников и позволяет реализовывать социальные потребности. Существенное значение имеет и функция коммуникативности, которая связана с ее ролью в процессе принятия решений. Она позволяет предоставлять данные, которые необходимы индивидуумам и группам для принятия решений, посредством передачи информации для идентификации и оценки альтернативных решений.
Коммуникацию можно определить
как использование слов, букв, символов
или аналогичных средств для
получения информации об объекте
или событии. Это широкое понятие,
включающее ряд уточненных терминов:
семантика коммуникаций относится
к значению слов и символов; синтаксис
коммуникаций указывает на взаимосвязи
между используемыми символами;
прагматика коммуникаций связана с
их результативностью и
Существует ряд подходов к группировке средств коммуникации. Следует различать коммуникации:
- несловесные персональные;
- словесные устные;
- письменные персональные;
- письменные групповые внутри
организации и за её пределами.
На современный подход к коммуникациям в большой степени повлияло развитие кибернетики. Руководитель устанавливает критерии для подчиненных, контролирует результаты действий подчиненных и осуществляет их корректировку. Процесс обратной связи является важным этапом коммуникации и принятия решения.
Для руководителя организации любого типа важен каждый из элементов процесса коммуникации. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе (получателях) информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на ее источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что его оценка ситуации не противоречит оценке получателя. То есть важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс расшифровки и получения информации, а также значение обратной связи.
Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным фактором, нарушающим «общность» в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в ее кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными. Когда эти процессы становятся разнородными, коммуникации разрушаются. Н. Винер назвал эту проблему энтропией, т. е. тенденцией процессов человеческого общения к распылению. Такая тенденция возникает в том случае, когда работники организации имеют различный опыт, используемую лексику, знания, интересы и т. п. В результате этого возникают барьеры для эффективных коммуникаций, что выражается в неточном соответствии кодирования и расшифровки.9
Коммуникативный поток может перемещаться в горизонтальном или вертикальном направлении. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.
Нисходящее направление - коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп для постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.
Восходящее направление - восходящая
информация в организациях перемещается
от более низкого к более высокому
уровню. Она используется для обратной
связи подчиненных с
Горизонтальное направление - когда общение происходит между членами одной группы или рабочей группы одного уровня, между руководителями или исполнительным персоналом одного уровня, то такой коммуникационный процесс называется горизонтальным. Данный процесс необходим, так как позволяет экономить время и обеспечить координированность действий. В одних случаях такое общение является формальным и обязательным, в других – происходит спонтанно.10
В организациях источником коммуникации обычно являются сотрудники со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации.
Кодирование - это перевод идей источника коммуникации в систематический набор символов, на язык, выражающий его цели. Функция кодирования - обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов.
Передача сигнала - цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала.
Каналы относятся к
Чтобы процесс коммуникации был завершен, необходимо, чтобы сигнал был расшифрован - расшифровка-прием. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация.
Источник коммуникации надеется, что
его сигнал будет иметь высокую
степень точности. Поскольку точность
сигнала редко совершенна, желательно
обеспечение обратной связи в
коммуникационном процессе. Односторонняя
связь является более оперативной,
чем двусторонняя. Однако двусторонняя
связь гораздо более точная. Петля
обратной связи обеспечивает канал
для ответа получателя информации,
что позволяет источнику
Помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала, в деятельности организации к ним относятся:
- отвлечения;
- неправильная интерпретация со
стороны получателя или
- различные значения, придаваемые
одним и тем же словам
- статусное различие между
- получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка). Можно добавить и случаи, когда не понят шифр; когда получатель не увязывает информацию с положением лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы.11
2.2 Модели коммуникации
Коммуникация в организациях - это
сложный и динамичный процесс. Он
может рассматриваться как
Коммуникация как действие ее модель представлена на рис. 2. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель, представленная на рис. 1, первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места для обратной связи.
Коммуникация как
Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс (рис. 3). Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы.12
Рис. 1. Модель коммуникации как действия.
Рис. 2. Модель коммуникации как взаимодействия.
Рис. 3. Развернутая модель коммуникации.
2.3 Типы коммуникаций
Внутриличностная коммуникация - это коммуникация, которая возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой. Он является и посылающей, и принимающей информацию стороной, его мысли и чувства облекаются в послание, а мозг действует как канал для обработки этих мыслей и чувств. Обратная связь - это то, что дополняет информацию или отвергает ее
Коммуникация с другим человеком
называется межличностной. Это самый
распространенный тип коммуникации.
В межличностной коммуникации мы
действуем и как принимающая,
и как посылающая информацию сторона.
Посланием является предоставляемая
информация, каналом ее передачи является
обычно взгляд или звук, а обратной
связью - ответ каждого участника
коммуникации. Интервью часто рассматривается
как тип межличностной
Коммуникация в малой группе
каждый индивидуум имеет равный шанс
участвовать в обсуждении, может
быть легко услышан и
В общественной коммуникации выступающий
(источник информации) передает послание
аудитории (получателям информации).
Общественная коммуникация возникает,
когда группа слишком большая, чтобы
все ее члены могли эффективно
участвовать в ее работе. Каналы
те же, что и при межличностном
общении или общении в малой
группе (взгляд и звук), однако возможно
использование технических
Внутренняя оперативная
Внешняя оперативная коммуникация
- эта коммуникация связана с достижением
организацией своих целей или
межорганизационной деятельностью. Она
осуществляется между организацией
и образованиями, которые существуют
вне ее. Она также относится
к взаимоотношениям с правительственными,
государственными, региональными органами
и общественностью. Поскольку успех
каждой организации зависит от ее
внешней среды, этот тип коммуникации
важен для продолжения