Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:01, реферат
В наши дни является просто очевидным то факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует с огромным потоком информации. Информация является одной из широких признанных составляющих практически всех сфер деятельности. Информация – основа управления, связующее звено между менеджером и средой, в которую он включен в процессе жизнедеятельности.
Введение
В наши дни является просто очевидным то факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует с огромным потоком информации. Информация является одной из широких признанных составляющих практически всех сфер деятельности. Информация – основа управления, связующее звено между менеджером и средой, в которую он включен в процессе жизнедеятельности.
Поэтому в современном мире почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Коммуникация является связующим процессом, потому что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности.
Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникаций передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но и для того, чтобы они могли выполняться.
Глубоко осмысливая коммуникации на
уровне личности и организации, мы должны
учиться снижать частоту
Глава 1. Сущность коммуникационного процесса
1.1 Элементы процесса коммуникации
Термин «коммуникация» происходит
от латинского слова «communicatio», означающего
связь, сообщение. В широком смысле
слова коммуникация может иметь
два значения: процесс социального
взаимодействия; обмен информацией.
Такое понимание коммуникации позволяет
считать ее одним из видов всеобщей
связи. Специфика коммуникации как
формы социального
В теории управления коммуникация рассматривается, прежде всего, как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Она рассматривается как средство достижения устойчивого взаимодействия, модификации поведения работников (социальных групп), как элемент процессов передачи информации, системы каналов связи, обеспечивающие обмен информацией и опосредующие ее содержание в процессе подготовки и исполнения управленческих решений, а также как источник искажений, помех и шумов, возникающих в процессе передачи информации и др.1
Немецкий социолог Н. Луман (1927-1998)
в теории социальных систем обратил
внимание на то, что общество выступает
в качестве системы смысловой
коммуникации, в которой условием
воспроизводства коммуникации является
сама коммуникация. Условием же отдельного
события коммуникации считается
синтез таких аспектов, как информация,
сообщение и понимание. То есть информация
выступает лишь аспектом коммуникации,
завершение процесса которой наступает
только вместе с пониманием. Понимание
у Н. Лумана - это конечный итог коммуникации,
выражающийся в адекватном знании -
устойчивой и воспроизводимой
Социологическими
В настоящее время в России в условиях становления рыночной экономики и большей прозрачности процесса принятия управленческих решений коммуникация приобретает все большее значение для развития организации. Организации начинают принимать меры по совершенствованию практики коммуникации, созданию условий для делового общения. В рамках социального менеджмента в последние десятилетия были разработаны социальные технологии по согласованию целей, совместному принятию решений и т.д., с помощью которых группа совместно работающих людей преобразуется в коммуникативную.2
1.2 Виды коммуникаций
Коммуникации в организации представляют собой сложную многоуровневую систему связей, которые охватывают как саму организацию, представляя собой внутреннюю коммуникацию между ее подразделениями, так и ее внешнее окружение - внешнюю коммуникацию (с конкурентами, клиентами, кредиторами, общественностью и т.д.).
Чаще всего у организации затруднены коммуникации с внешней средой, поэтому в последние годы приобретает особое значение деятельность специальных отделов по связи с общественностью («паблик рилейшнз»).3
Внутренняя коммуникация существует в виде обмена информацией между сотрудниками и подразделениями. Она, в свою очередь, делится на вертикальную и горизонтальную. Вертикальная коммуникация идет как по нисходящей (сверху сообщается подчиненным о стратегических и тактических целях, задачах), так и по восходящей (информация передается в обратном направлении, с помощью нее сообщается о результатах выполнения принятых решений, возникающих препятствиях по их реализации, предложениях по их разрешению). Социологические исследования свидетельствуют, что две трети коммуникативной деятельности руководителя составляет нисходящая коммуникация, ориентированная на сообщение подчиненным цели и задачи их деятельности, выделение ее приоритетов; на передачу им распоряжений, установок, требований; доведение до них критериев эффективности работы и ее оценки; достижение признания и вознаграждения с целью мотивации эффективного труда и т.п.
Горизонтальная коммуникация в отличие от вертикальной устанавливается между равноуровневыми, равноправными сотрудниками и подразделениями организации. Как показывает практика, чем больше прав делегируется руководством на низшие уровни иерархии управления, тем выше эффективность горизонтальной коммуникации.
Есть и другие классификации коммуникации. Выделяют формальные и неформальные коммуникации. Формальные коммуникации представляют собой однонаправленный акт передачи информации по иерархической вертикали формальной структуры.
Неформальные коммуникации в отличие от формальных возникают спонтанно; они основаны на личных и нерегламентируемых взаимоотношениях.
На основании соответствия конкретной сфере человеческой деятельности различают также коммуникативные сферы, под которыми понимаются социально обусловленные области коммуникативного поведения. Они различаются информационным полем дискурса и функциональной направленностью. Обычно выделяют следующие сферы: обиходно-бытовая, деловая, научная, художественно-творческая, профессиональная.4
1.3 Модели и функции коммуникации
В процессе социологического исследования
коммуникационных процессов выработались
различные модели социальной коммуникации.
Широкое признание и
- кто? (передает сообщение);
- что? (передается);
- как? (осуществляется передача);
- и кому? (направлено сообщение);
- с каким эффектом?
В лассуэлловской модели, таким образом, выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:
- источник коммуникации (коммуникатор, т.е. отправитель сообщения);
- сообщение (содержательная
- канал (способ и средство передачи сообщения);
- аудитория (адресат, мишень);
- эффективность (уровень
Г. Лассуэл выделил три основные функции коммуникации как процесса по своей сути управленческого:
- наблюдение за окружающей
- корреляция соотношения
- передача социального наследия от поколения к поколению.
Однако модель Лассуэла не отражает
всей сложности и полноты
Дело в том, что результат
коммуникации - не просто изменение
сознания, чувств, установок или
поведения слушателя (зрителя, читателя),
это еще и достижение определенной
степени согласия или несогласия
реципиента с тем, что, как и почему
сообщается коммуникатором. Поэтому
в дополнение к бихевиористической
по существу модели Лассуэла в середине
50-х гг. XX в. появилась интеракционистская
модель коммуникации, предложенная Т.
Ньюкомбом, которая исходит из признания
равноправности субъектов коммуникации
- и коммуникатора, и реципиента,
связанных как взаимными
Эффект же коммуникационного
Такой подход выдвигает на первый план достижение согласия между партнерами по коммуникации. А коммуникация представляет собой такой обмен идеями, символами, значениями, ценностями, благодаря которому согласие поддерживается, развивается или разрушается.
Обычно выделяют следующие функции коммуникации:
- информативную, или
- интегративную, выраженную в
обеспечении связи между
- дестабилизирующую,
- культурологическую, проявляющуюся
в обеспечении преемственности
развития материальной и
- экспрессивную - возбуждение или
изменение характера
- контактную - установление и поддержание коммуникативного контакта;
- регулятивную - социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм.
Многие из этих функций взаимосвязаны.
Так, например, интеграция в обществе
немыслима без социального
Глава 2. Организационные коммуникации организаций
2.1 Функционирование коммуникационной структуры
Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников - вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Оперативная деятельность руководителя отличается от его деятельности по принятию решений. Эти два существенных вида деятельности взаимосвязаны и зависят от информации, обрабатываемой и передаваемой внутри организации. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей.
Коммуникации в
Значение коммуникаций коммуникации важны для руководителей по следующим причинам:
- руководители тратят большую
часть времени на коммуникации.
Согласно данным многих
- коммуникации необходимы для эффективности управления;
- коммуникации необходимы для
утверждения авторитета и
- хорошо налаженные