Успешное публичное выступление — несколько секретов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 35.25 Кб (Скачать)

Говорят, что бывает даже любовь с первого раза.

 Показательны результаты  следующего психологического исследования. Были опрошены работодатели, начальники, кадровики с одним вопросом  — когда, в какой момент  вы для себя принимаете внутреннее  решение о приеме или нет  человека на работу? И по статистике  получился интереснейший результат.  Большинство работодателей приходили  к выводу, что это внутреннее  решение созревало у них в  течение всего лишь первой  минуты. А чем, спрашивается, работодатель  занимается в следующие двадцать  минут собеседования? Правильно.  Убеждает самого себя, что решение  верное. И тогда, если человек  понравился, начальник пропускает  минусы и преувеличивает плюсы,  не обращает внимания на недостатки  и жадно ловит достоинства.  Пусть не семь секунд, а минута, но в любом случае, это очень короткий промежуток времени.

 Вы были студентами? Вспомните, тот же воздействие  первого впечатления часто наблюдается  на экзаменах. Если студент  сразу произвел положительное,  приятное впечатление, профессор  начинает его «тащить»: задавать  хорошие вопросы, исключать трудные  вопросы, не замечать слабые  ответы, прощать ошибки, помогать  формулировать, подсказывать, давать  новый шанс. А если сразу не  понравился — то дело труба.  Профессор будет всячески топить  вредными вопросами, выискивать  ошибки, пропускать хорошее, и  при первой возможности отправит  на пересдачу. И все это также  происходит подсознательно, начальник,  как и профессор не осознают  этого эффекта, они находятся,  можно сказать, в плену первого  впечатления, которое управляет их отношением и действиями.

Когда начинается выступление? Совершенно верно, тогда, когда пошло  формирование первого впечатления, а не когда вы открываете рот! Когда  начинаются эти семь секунд? Когда  оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить! Когда вы встаете со своего места  в зале и начинаете идти на сцену  — семь секунд уже начались. Когда  выходите из-за кулис — впечатление  автоматически начало складываться. Идете по проходу в зале — вы уже в поле внимания. Внимание публики автоматически реагирует на движущиеся и новые объекты — и вся публика повернет к вам голову — «та-а-к, ну, кто это там сейчас будет у нас выступать, вот этот, что ли, ну давай, давай, сейчас посмотрим, чего ты стоишь…» Все зрители невольно начинают вас оценивать — что такое, кто такой, как идет, как двигается, куда идет? Поэтому помните — выступление начинается с вставания с места или появления вашего кончика носа из-за кулис!

Никакой кухни! Разберем типичные ошибки неопытного оратора. Видел много  раз следующую картину. Выступающий, полагая, что речь еще не началась, встает с места, идет на сцену, по дороге поправляя одежду, судорожно поводя плечами, застегиваясь, почесывая затылок, потирая подбородок и причесываясь пятерней. Затем он торопливо вытирает нос, хорошо, если платком, одергивает одежду на ходу и чуть ли не застегивает  брюки. К тому времени, пока он дойдет до места, можно считать, что выступление уже закончилось. Какое впечатление складывается в эти семь секунд? Любая подобная суета работает против оратора. Люди в зале не должны видеть никакой «кухни» и никаких приготовлений.

Представляете, если мы увидим приготовления президента к торжественной  речи на Новый Год — как его  гримируют, напомаживают, подкрашивают, повторяют ему в ухо текст, дают наставления, одергивают, застегивают  и причесывают? Мы разочаруемся, это снижает значимость человека.

 Поэтому — никакой  кухни на людях, вы должны  уже быть абсолютно «ОК», без  признаков того, что у вас может быть что-то не в порядке.

Поведение Хозяина. В этом емком слове — Хозяин — заключены  все сильнейшие качества человека: уверенность, независимость от мнения других, внутренняя сила, стопроцентный  психологический комфорт, несмотря ни на что. А также неспешность, допустимая вальяжность, отсутствие суеты. Такое  поведение ассоциируется с властью, надежностью, смелостью, лидерством, с  вожаком и даже вождем. Уверенный  и внутренне сильный человек  вызывает уважение, люди ему невольно подчиняются, впечатление о нем  сильное, слова его имеют особенную  значимость.

Если Вы хотите успех, Вы должны выглядеть так, как будто Вы его  уже имеете. (Древний афоризм.)

 К сожалению, публика  заставляет оратора все делать  быстрее и провоцирует его  на суету, вследствие дискомфорта  и психологического давления, которое  она создает самим фактом присутствия.  В чем причина суеты? В том,  что когда мы испытываем неприятные  и дискомфортные ощущения, понятно,  хочется побыстрее от них избавиться. А как это сделать на сцене? Убежать, мы понимаем, нельзя. Но зато можно побыстрее справиться со своим номером и свалить со сцены с глаз долой. Поэтому я на тренингах рекомендую участникам, наоборот, двигаться на публике чуть более замедленно, неторопливо, как будто слегка тормозя (по своим ощущениям), и тогда суета скомпенсируется и будет золотая середина.

Выход на сцену. Отсюда вывод. Идем на сцену уверенно и спокойно, с видом Хозяина и абсолютно  независимо — так, как будто в  зале никого нет. Не допускайте еще  одной типичной ошибки — коммуницирования на ходу. Это когда оратор общается с публикой, еще не дойдя до места выступления, с помощью улыбочек в зал, веселых приветствий, помахиваний залу рукой, обращений к старым знакомым и расшаркиваний. Это смотрится, как жгучее желание завоевать доверие дешевым способом, понравится публике и сразу демонстрирует зависимость от нее. Такое кокетство уважения у публики не вызовет, сразу становится понятно, что человек очень хочет понравится. Наоборот, вызывает уважение поведение Хозяина — абсолютная уверенность, независимость от аудитории, то, что оратор не стремится набрать дешевых бонусов, проявляет выдержку и хладнокровие, и раньше, чем нужно, говорить не начинает. Никакого заигрывания!

 ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК СПЕЦИАЛЬНО  НЕ ХОЧЕТ ПОНРАВИТЬСЯ — ОН НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ! 

 Как ни парадоксально,  но это так. Потому что мы  уважаем сильных людей и восхищаемся  уверенными личностями. В этот  момент такой человек становится  в наших глазах лидером, вожаком  и даже вождем.

 

 Важно знать, что  желательно идти не через центр  зала, потому что в эти семь  секунд вы будете демонстрировать  зрителям свою… спину, что  не совсем правильно для первого  впечатления. Лучше выходить как  будто бы сбоку, заходя через  один из флангов сцены. В  идеале, желательно выйти из-за  кулис и там же скрыться  после выступления, но кулисы  сейчас сохранились только в  театрах. Во время уверенной  ходьбы смотрим только вперед, оценивая, как дойти до главного  места. Главное место всегда  расположено по центральной оси  зала и на удобном расстоянии  от первых рядов, не слишком  далеко, но и не слишком близко  — не наваливаясь на первые ряды.

Занимаем центральное  место. Ошибкой будет начинать говорить где-нибудь сбоку, не в центре сцены. Особенно, часто так бывает, когда  выступление короткое и выступающий внутренне для себя это оправдывает маленьким временем на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение — извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел, ничего, что я вас отвлекаю…? И это уже не Хозяин — а маленький человек… Хозяин всегда достоин главного места. Поэтому не обесценивайте себя речью с краю, а смело ищите главное место, достойное вас!

 Кроме центрального  расположения, главное место должно  удовлетворять «правилу девяносто  градусов». То есть угол обстрела, или сектор охвата аудитории,  должен быть примерно 90 градусов, если вы вытянете, стоя в центре, руки по флангам аудитории.  Если подойдете слишком близко, угол обзора будет уже под  180 градусов, и в этом случае  боковые зрители будут выпадать  из вашего влияния, а на первом  ряду слишком напрягутся. Если  слишком далеко, угол будет градусов 45 и расстояние для выступления  будет слишком далекое и неудобное.  Найдя взглядом во время спокойной  ходьбы на сцену главное место,  смело занимаем его, как и  подобает Хозяину, поворачиваемся к залу и фиксируемся на нем.

Как в этот момент встать? Встать сейчас в прямом смысле слова  — какую позу принять, каково положение  тела, рук, ног должно быть для наилучшего восприятия оратора?

 Типичные ошибки неопытных  ораторов. Оратор выходит и становятся в позу с руками за спиной. Впечатление, что руки связаны за спиной, но он молчать все равно не может. Ощущение закрытости, скованности, жестикуляция работать не будет. Также есть впечатление, что человек что-то там прячет. Камень, например, за пазухой не поместился, но зато сейчас как достанет… Если зритель не видит руки, облик оратора подсознательно ассоциируется с некой опасностью. Знаете, как родился жест рукопожатия? В средневековье этого жеста еще не существовало, и когда воины встречались на одной тропе, они издалека показывали друг другу правую руку. Это означало — у меня нет в руке оружия, и я иду с добрыми намерениями. Постепенно этот жест трансформировался в рукопожатие при сближении. Поэтому руки оратора люди должны видеть для того, чтобы от него не исходило ощущение угрозы.

А знаете, как родился жест объятия с дружеским похлопыванием  по спине? Здравствуй, дорогой, сколько  лет, сколько зим…!!! Воины сходились  и во взаимном объятии прохлопывали друг друга на предмет незадекларированного оружия за спиной. Смысл уже забылся, а традиция осталась.

 Другая ошибка. Оратор  выходит и становится в позу  с руками, скрещенными на груди  в позе Наполеона. Такое положение  оратора будет опять же подсознательно  восприниматься как подчеркнутая  демонстрация превосходства. Это  еще и поза вредного преподавателя:

— Ну-ну, молодой человек, давайте свою зачетку, все равно не сдадите…

 Понятно, что это  тоже не оптимально для восприятия публикой.

 Еще распространенная  ошибка. Руки оратора скрещены  не сзади, а спереди ниже  пояса — «поза футболиста».  Тоже читается скованность, закрытость, плюс только ленивый не спросит  себя, что же он там защищает. Это не те ассоциации, которые  надо сразу рождать у аудитории.

 И еще одна ошибка. Руки в карманах. Это выглядит  абсолютно вульгарно, а для  бизнес-аудитории является грубым нарушением этикета, после которого докладчик просто упадет в глазах публики. А если вы так будете выступать на приеме у президента, вас больше никогда к нему уже не пригласят. Еще хуже, если руки в карманах брюк, а не пиджака. Иногда оратор, не зная, куда девать руки от волнения, прячет их в карманы, думая, что хотя бы эту проблему он решил, и никто теперь его суетящихся рук не заметит. Как бы не так! В карманах-то суетливые руки заметны еще больше. Особенно, если они там продолжают играть с ключами, брелками, и другими предметами. Любой движущийся предмет привлекает внимание гораздо сильнее — и вся публика будет заворожено смотреть только на низ туловища оратора, потеряв интерес ко всему остальному. И это, разумеется, тоже не то впечатление, в котором оратор должен быть заинтересован.

 По этой же причине  не стоит брать с собой предметы, которые хочется взять для  самоуспокоения — тетрадки, шпаргалки,  записи на листах, а также на  всякий случай — ручки, фломастеры, маркеры. Все предметы в руках  визуально усиливают дрожащие  и играющие руки. Исключение —  если речь или доклад настолько  объемны, что без записей не  обойтись, но тогда их можно  взять и положить рядом на  стул, стол, трибуну и подглядывать, а если по-другому невозможно, зачитывать текст.

 Так в какой же  позе оптимально начинать и  вести речь, где должны быть руки и что делать на сцене? 

 Основная стойка оратора 

 Это главная стойка  оратора, с которой надо начинать  речь и проводить большую часть  времени на сцене. После начала  выступления можно время от  времени от нее отходить, но  важно не забывать возвращаться. Разберем основную стойку —  для тренировки лучше выполнять  последовательно, а потом уже автоматически и сразу.

Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч («ножки вместе») это со стороны смотрится  довольно изящно, но когда вы начнете  говорить, неизбежно почувствуете некоторую  неустойчивость — площадь опоры  слишком мала. Если ноги шире плеч, это, конечно, устойчиво и удобно, но выглядит со стороны угрожающе и даже агрессивно — человек занимает больше пространства, чем ему необходимо. Еще засучить рукава — и будет полная картина  «эсесовец на посту». Иногда на тренингах  девушки говорят — а как  же, мол, вот учат же профессиональных моделей и манекенщиц стоять в  «третьей позиции», как раз ножки  вместе, спинка прогнута…? Да, эта стойка красиво смотрится, но учтите, если фотомодель начнет говорить, люди в  зале разбегутся… Задача моделей  и других блондинок — украшать пространство своим присутствием, но никак не покорять публику своей  речью и интеллектом. Поэтому  оптимально в стойке ноги именно на ширине плеч, даже для женщин.

Тянем себя за макушку мысленно за виртуальную длинную ниточку  в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Сутулость — проблема современного человека, большинство  людей ходит согнувшись — годы, заботы, тревоги, усталость, тяжелая  жизнь… И если мы на сцене увидим сутулого человека — будет именно такое и впечатление, плюс от него будет исходить ощущение неуверенности и скованности. Действительно, когда мы тревожимся или волнуемся, интуитивно тело человека сжимается и съеживается, чтобы стать незаметным в минуту опасности. И как раз так на сцене и воспринимаемся. В результате первое впечатление будет неизбежно смазано. Очень важно продемонстрировать на публике прямую противоположность сказанному — уверенность, силу, энергию, свободу, лидерские качества, в том числе за счет хорошей осанки.

 К сожалению,  у большинства людей сутулость  уже вошла в привычку, поэтому  прямая осанка для многих является  некомфортной и долго ее держать  непросто. Это так. Но любую  дурную привычку можно вытеснить  новой более конструктивной привычкой,  как вместо сигареты в момент  волнения можно себя приучить  к леденцам. Поэтому важно сформировать  себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке. Знаете, как в старые времена  гусар приучали держать аристократическую  стать? Гусар должен был вдохнуть  на полную грудь — и так  дальше и стоять, жить, говорить, дышать. А как будущих светских  дам приучали к благородной  осанке? Был еще более жестокий  способ — корсет. Когда женщину  затягивали в корсет на сорок  шнурков, осанку волей-неволей  она держала (скорее, конечно,  неволей). Для женщин, кстати, возможно  использование не мысленной ниточки  в космос, а представление, что  вы подпираете головой балкон  или небесный свод — готовитесь  в кариатиды. Еще вариант —  несете на голове легкий, но  хрупкий предмет — нельзя уронить.  Тренироваться можно с книгой  на макушке, и тогда дадите  фору восточным женщинам, известным  своим изяществом и особой  статью — натренированной кувшинами с водой на голове.

Информация о работе Успешное публичное выступление — несколько секретов