Успешное публичное выступление — несколько секретов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 20:28, реферат

Описание работы

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда вас представили, поднимитесь, обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Работа содержит 1 файл

4.docx

— 35.25 Кб (Скачать)

4. Успешное публичное выступление — несколько секретов.

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и  не делайте суетливых движений. Идите  своей обычной походкой, этим вы убедите присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите. Когда  вас представили, поднимитесь, обязательно  подарите залу легкую улыбку и войдите  в непосредственный зрительный контакт с аудиторией.

Для того, чтобы показать свою значимость и вызвать уважение аудитории, необходимо контролировать максимально допустимое пространство. Не старайтесь показать себя маленьким человеком и не таитесь где-то в углу сцены. Обязательно займите место в центре или же хотя бы направляйте в центр свой взгляд время от времени. Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Когда вы поднялись на подиум, сцену, трибуну или заняли другое место для выступления, не спешите  сразу же начинать говорить. Обязательно  сделайте паузу. Можете воспользоваться  любой возможностью — попросите  стакан воды, разложите бумаги, что-то передвиньте. Используйте паузу  настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение  с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов  перед началом речи. Пауза также  вам поможет, чтобы за несколько  секунд изучить пространство вокруг вас, прикинуть, как вы его будете использовать. Помните театральную  аксиому: чем талантливее актер, тем большую паузу он умеет держать.

Далее не просто охватите глазами, а внимательно осмотрите зал, присмотритесь ко всей аудитории. Остановитесь взглядом на нескольких из присутствующих, которые станут зрительными точками  опоры, маяками в вашем выступлении. Потом, в случае необходимости, вы их можете изменить.   Попробуйте подарить ваше персональное внимание как можно  большему количеству людей, но обязательно  пройдитесь взглядом по всему пространству зала — слева направо, от первого  к последнему ряду. Не задерживайтесь долго в задних рядах и снова  переведите свой взгляд на передние места. Помните, что их всегда занимают наиболее заинтересованные люди, в их глазах вы найдете для себя поддержку. Зафиксировав для себя несколько таких зрительных «якорей», начинайте говорить.

Ваша мимика и жесты  дают человеку куда больше впечатлений, чем все, что вы произносите. Жестами  вы сконцентрируете внимание на важности информации. При жестикулировании существует три правила: первое — не кладите руки в карманы; второе — не прячьте их за спину; третье — не занимайте их посторонними предметами. Руки — это помощники, которые всегда должны быть свободными и готовыми объединиться в единое целое с вашими мыслями.

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует  неуверенность в том, что человек  говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать  улыбку. Постоянно контролируйте  свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Во время публичного выступления  не застывайте, будто памятник, и  не отбрасывайте голову назад, так как  этим вы отталкиваете аудиторию и  задерживаете поток психологической  энергии, который должен динамично  влиять на присутствующих. Обязательно  двигайтесь. Нужно показать себя живым, энергичным, динамичным. Ваши движения должны быть короткими, точными и  убедительными. Когда вы хотите что-то подчеркнуть, подайтесь телом навстречу аудитории или воспользуйтесь жестом приближения вашего тела к присутствующим. Если есть возможность приблизиться к аудитории, то сделайте это тогда, когда вы хотите сообщить ей что-то важное донести и убедить присутствующих в вашей правоте.

Постоянно удерживайте зрительный контакт с аудиторией. Опытный  оратор всегда следит за вниманием  слушателей, переводя взгляд из передних рядов на задние. Если вы пользуетесь записками, то делайте это очень аккуратно: быстрым и коротким взглядом вниз посмотрите текст и снова поднимите глаза, переведя все внимание обратно на аудиторию.

Учитывайте культурные, национальные, религиозные и прочие особенности  аудитории. Например, у китайцев и  японцев ваш открытый взгляд в  глаза может вызвать отрицательные  чувства, так как в восточных  культурах это не принято. У кавказских народов прямой твердый взгляд в  глаза мужчине воспринимается как  вызов на поединок и т.д. Также  с большой осторожностью нужно  использовать шутки на национальную или религиозную тематику.

У вас не должно быть замороженного, неподвижного выражения лица. В противном  случае вы вызовете равнодушие и скуку  у публики. Основа вашей привлекательности  как оратора — это легкая приятная улыбка. Попробуйте переход к каждой ключевой теме сопровождать особым изменением на лице: немного поднимите брови  или поведите глазами, используйте  медленные повороты головы. Если сидите — включайте в дело руки: что-то переведите или измените немного  их позицию. Во время сидения все  время подчеркивайте свободу вашей позы.

Неоднократное повторение простых  выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Однако старайтесь избегать неуместного  и несвоевременного их употребления. Нельзя допускать, чтобы содержание фраз было далеко от мыслей, которые нужно донести до аудитории.

Не демонстрируйте превосходства  или легкомысленности при общении  с аудиторией, не вещайте «свысока»  менторским тоном. Очень серьезно подходите  к формулированию ответов на поставленные вопросы — ответы дают возможность  еще раз подчеркнуть основные положения вашей речи. Избегайте  раздражения, враждебности или сарказма, даже если вопросы неприятны для  вас. Куда лучше — спокойствие, доброжелательность и легкий юмор.

Воспринимайте философски любые  неожиданности и неловкости —  поломку микрофона, падение на пол  стакана с водой, внезапную паузу  и т.п. Нельзя выдавать своей растерянности  и проявлять негативное отношение  к отрицательным моментам, которые  возникли случайно или же оказались  «домашними заготовками» ваших недоброжелателей. Лучше всего реагировать на это  с юмором, обыграть в выгодном для  себя ключе. Оратор должен контролировать ситуацию, показывать, что все это  не препятствует ему, а неприятности не выбивают его из колеи.

Если речь перерывается аплодисментами, необходимо дождаться их окончания  и только потом продолжать — чтобы  начало вашей следующей фразы  было всеми услышано. Также помните  о том, что аплодисменты аплодисментам  рознь Речь должна закончиться до того, как утомленные и раздраженные слушатели начнут «захлопывать» выступающего.

Завершая речь необходимо посмотреть в глаза слушателям и  сказать что-нибудь приятное, продемонстрировав  свое удовлетворение от общения с  аудиторией. Такой позитивный информационный импульс в финале останется в  памяти людей, в их восприятии вашего публичного выступления.

12Постановка на публике

Многие выступающие сталкиваются с проблемой — как же начинать выступление, чтобы сразу понравится? Как появиться на сцене? Как встать, чтобы это выглядело естественно? Как сразу завоевать доверие  публики? С чего начать? Как произвести благоприятное первое впечатление? Известно, что у нас никогда  не будет второго шанса произвести первое впечатление — поэтому  важно использовать шанс первый и  единственный. Существуют закономерности впечатления и восприятия, которые  должен учитывать любой человек, появляющийся в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами:

 ПОСЛЕ ТОГО, КАК ВЫ  СКАЗАЛИ «ЗДРАВСТВУЙТЕ», ВЫ ПРОИЗНЕСЛИ 70 ПРОЦЕНТОВ СВОЕЙ РЕЧИ!

 А после приветствия  вы уже будете только дополнять  уже сложившееся впечатление  о вашей личности. В психологии  существует понятие «импритинг» — то есть «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное — оно начинает работать на вас неким «шлейфом», все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала. Если негативное — против вас будет работать отрицательный «шлейф», подсознательно публика будет уже настроена скептически.

 Автор неоднократно  становился свидетелем ситуаций, когда компетентные, умные, знающие  люди не могли произвести убедительного  первого впечатления и откровенно  проваливали свою речь. Причина  провала была только одна —  неудачное начало, слабое первое  впечатление, которое уже не  получилось исправить. В результате  даже потенциально сильные и  содержательные выступления и   презентации не достигали своей  цели, или даже оратор становился посмешищем в глазах публики.

 И наоборот. Автор много  раз наблюдал, как после удачного  начала, подкрепленного дальнейшим  выступлением, публика меняла отношение  к человеку. Он становится полубогом.  Ну, если не полубогом, то, как  минимум, человеком гораздо более  уважаемым! За счет чего происходит  этот эффект? За счет того, что  значимость, или психологический  вес человека, становится в наших  глазах гораздо выше, когда мы  видим, что он обладает каким-либо  мастерством, талантом, редким умением.  Когда мы видим, как работает  мастер, мы как бы присутствуем  при рождении маленького чуда. А разве красивое, убедительное, увлекающее,  радующее людей публичное  выступление не чудо и не  шедевр? Без сомнения,  речь —  это маленькое (или большое)  чудо, сравнимое с чудом сотворения  на наших глазах музыки, чуда  актерского перевоплощения или рождения картины-шедевра.

Так как же произвести сильное  и убедительное первое впечатление? Каковы закономерности восприятия? Что  должно происходить в самом начале выступления? Прочитаем еще раз  заголовок. В самом выражении  «постановка на публике» заключен некий  двойной смысл. Первый смысл, прямой и буквальный, происходит от слова  «ставить» или «стоять» — куда и в какую позу себя поставить, какое положение тела принять? И  зачастую это является проблемой  для оратора, который не знает, какое  место на сцене, в зале ему занять, как встать, как сесть, что делать с ногами и куда девать руки? И  второй смысл — переносный. Есть такое устойчивое словосочетание в  нашем языке — «он поставил себя в коллективе». Что имеется  ввиду? Что этот человек заслужил уважение, авторитет, положение в  негласной ранговой иерархии коллектива. Если же оратор является новым человеком  для слушателей — он должен заслужить  уважительное отношение. Сразу! Времени  на раскачку у оратора мало! И  даже если выступающего знают, положение на сцене обязывает на особую роль. И в этой роли — он все равно новый человек для публики.  

 

 При этом первый  и второй смысл словосочетания  «постановка на публике» тесно  связаны между собой. От расположения  в зале и позы сильно зависит  первое впечатление, произведенное  нами на зрителей. А от первого  впечатления, как следствие, зависит  и дальнейшее отношение зрителей  к вам — симпатия и доверие  к вашим словам, либо холодная  нейтральность и желание поспорить.  И наша задача, разумеется, за  счет своих знаний и мастерства  добиваться максимально убедительного первого впечатления.

Кредит доверия от сцены. Это важное явление, которое выступающий обязан использовать. Само по себе знание об этом кредите доверия должно прибавить уверенности вам, как оратору! Сцена или любое место выступления дает не только испытание на прочность для оратора, но и несет некий изначальный положительный для оратора эффект. Главное место дает некий кредит доверия и уважения оратору от публики. Сцена поднимает человека не только физически, но и психологически, в глазах слушателей. Мы готовы слушать человека, вошедшего на сцену,  только потому, что он занял это центральное, главное место. Может быть, вы и на своем опыте замечали, что, когда сидишь в зале, а на сцену выходит человек, он автоматически вызывает некое «притихание» слушателей и первоначальную долю уважения. И это только благодаря тому, что он появился на этом главном месте. Этот эффект изначального кредита доверия и уважения идет еще откуда-то с подсознательных детских времен. Когда мы были школьниками, в класс входила учительница, она занимала главное место — и мы автоматически начинали уважать, слушать и бояться. А кто это забывал делать, тому напоминали, кто здесь главный. Более того, вся система образования закрепляла этот эффект и в институтах, училищах, академиях, а потом и на работе. Главный тот — кто на сцене! Это усвоилось нами с молоком всех наших «альма матерей». И осталось в нашем подсознании. Мы не всегда знаем, кто и почему доверил человеку сцену, но раз ему доверено, значит, так и надо! Значит, он имеет право стоять перед нами и внушать нам свои мысли! Изначально сцена наделяет оратора некоторой властью над умами людей, и люди уже готовы к этому — ведь именно оратор находится на сцене, а они сидят в зале. Ведь именно оратору доверено вещать перед публикой!

 Изначальный кредит  доверия и уважением — это  закономерность, но, конечно, она  не исключает, что в зале  могут находиться люди, еще до  этого настроенные против вас,  пришедшие специально сорвать  выступление или поглумиться.  Как их нейтрализовывать — это отдельная тема. А закономерность первоначального кредита доверия важно знать и использовать — то есть увеличивать, а не обесценивать своим поведением этот кредит уважения от зала.

Правило семи секунд. В течение какого времени формируется первое впечатление? Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологами подсчитано, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Конечно, теоретически можно попытаться сгладить и исправить, но это очень сложно. Первое впечатление похоже на отпечаток пятерни на еще влажном мягком цементе или след ботинка на свежем асфальте — оно застывает и закрепляется на века. При появлении человека на сцене у зрителей в сознании, в мозгу, начинает формироваться наш образ, представление о нас, или, как я говорю, новый «файл», которого раньше не было. И этот файл мы формируем сами именно нашим поведением за это короткое время. Уже через семь секунд люди думают, что они многое про нас поняли. Уже через семь секунд зрители думают, что они нас уже прочитали. К этому времени зритель уже оценил оратора и сделал вывод: интересен — неинтересен, симпатичен или нет, нравится — не нравится, умный — глупый, сексуален — несексуален. В реальности, наша личность может совершенно не соответствовать этому образу в сознании, но это представление рождается как результат нашего поведения и судить будут по нему. При этом слушатели могут совершенно ничего и не знать ни про первое впечатление, ни про формирование образа, все это работает помимо их воли, то есть подсознательно, помимо сознания, не подчиняясь осознанному решению. Этот эффект работает не только для публичного ораторского случая, но и для личного общения. Наверняка вы когда-то ощущали на себе, что если человек сразу при знакомстве не понравился, это шлейфом несет отпечаток на дальнейшее к нему отношение. И наоборот, если сразу понравился, расположил, то и дальше хочется с ним общаться и сближаться.

Информация о работе Успешное публичное выступление — несколько секретов