Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
В задачи курсовой работы входит:
- изучить необходимость и особенности управления предприятием;
- рассмотреть сущность технического и организационного развития предприятия;
- произвести оценку управления техническим и организационным развитием ОАО «Белкард».
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие, принципы, функции и методы управления
1.2. Производственная и общая структура предприятия
2. СУЩНОСТЬ ТЕХНИЧЕСКОГО И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Техническое развитие предприятия
2.2. Организационный прогресс на предприятии
2.3 Оценка эффективности технического и организационного развития предприятия
3. ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ И ОРГАНИЗАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ НА ПРИМЕРЕ (ОАО «БЕЛКАРД»)
3.1. Технико-экономическая характеристика предприятия
3.2. Техническое и организационное развитие ОАО «Белкард»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Целями технико-технологических инноваций являются:
- снижение конструктивно-технологической сложности выпускаемых изделий за счет конструктивных новшеств;
- снижение материалоемкости изделий за счет применения новых материалов;
- комплексная механизация и автоматизация технологических процессов;
- применение робототехники, манипуляторов и гибких автоматизированных систем;
- снижение технологической трудоемкости изделий и затрат ручного труда за счет повышения технического уровня и качества технологической оснастки, инструментов, приспособлений, научной организации труда;
- комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством на основе электроники и компьютерной техники и т.д.
Развитие технико-технологической базы осуществляется за счет модернизации оборудования, технического перевооружения, реконструкции и расширения, нового строительства.
Выбор конкретного направления технического развития предприятия проводится на основе результатов диагностического анализа и оценки технико-организационного уровня производства. Основные показатели этой оценки:
степень охвата рабочих механизированным и автоматизированным трудом;
техническая оснащенность труда (фондовооруженность труда и энерговооруженность труда);
доля новых технологий в объеме или трудоемкости продукции;
средний возраст применяемых технологических процессов;
коэффициент использования сырья и материалов (выход готовой продукции из единицы сырья);
мощность (производительность) оборудования;
удельный вес прогрессивного оборудования в общем его парке;
средний срок эксплуатации оборудования;
коэффициент физического износа оборудования;
доля технически и экономически устаревшего оборудования в общей его численности;
коэффициент технологической оснащенности производства (количество примененных приспособлений, оснастки и инструмента в расчете на одно рабочее место в основном производстве);
степень утилизации отходов производства и др.
Управление техническим развитием предприятия должно включать: установление целей и выявление их приоритетов; выбор направлений технического развития; оценку эффективности возможных вариантов решений; составление программы технического развития; корректировка плана и контроль за выполнением предусмотренных программой мер.
Организационный прогресс выражается в совершенствовании действующих и применении новых методов и форм организации производства и труда, элементов хозяйственного механизма.
Для осуществления производственного процесса необходимо его материально-техническое обеспечение и соответствующая организация - правильное и эффективное соединение живого труда (работников) с вещественными элементами производства (орудиями и предметами труда).
Организация труда представляет собой систему мероприятий, направленных на наиболее рациональное использование рабочей силы в производстве.
Соединение участников трудового процесса обеспечивается разными формами разделения и кооперации труда, организацией обслуживания рабочих мест, установлением рациональных режимов труда и отдыха.
Основными направлениями организационного прогресса являются:
совершенствование организации производства (усиление непрерывности и гибкости производства, согласованности в продолжительности и производительности всех взаимосвязанных подразделений производства, рационализация организации потока и использования средств производства и т.п.);
улучшение организации труда (внедрение комплекса мероприятий, основанных на достижениях науки и передового опыта, которые дают возможность наилучшим образом соединить технику и людей в производственном процессе, эффективнее использовать материальные и трудовые ресурсы, позволяют повысить производительность труда, улучшить условия труда, сделать его более содержательным и привлекательным);
рационализация элементов хозяйственного механизма (системы управления, планирования и прогнозирования, финансирования, материального стимулирования, материально-технического обеспечения, научно-технического обслуживания производства), переход предприятия на рыночные экономические отношения с государством и другими контрагентами.
Основными современными тенденциями организационного прогресса также являются: ускорение темпов развития отдельных общественных форм организации производства (деконцентрации, кооперирования, конверсии, диверсификации), углубление мотивации труда, развитие коллективной формы организации и оплаты труда.
Основным обобщающим показателем экономической эффективности технико-технологических нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.
Показатель экономического эффекта от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий.
При расчетах экономического эффекта в первую очередь должен соблюдаться народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны.
Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях.
Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:
Э = Р – З
Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.
При расчетах экономического эффекта необходимо учитывать фактор времени путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году.
При оценке эффективности организационных инноваций их подразделяют на две группы:
нововведения, требующие определенных дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);
нововведения, не требующие дополнительных инвестиций.
Эффективность первой группы организационных нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.
При определении эффективности нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).
Открытое акционерное общество "Белкард" (ОАО "Белкард") расположено в г. Гродно по улице Счастного, 38, является действующим предприятием, специализирующимся на выпуске карданных валов.
История развития предприятия началась Приказом Министерства автомобильной и тракторной промышленности №568 от 10 августа 1951 года "Об организации ремонтно-подшипникового завода в г. Гродно". После ремонта здания и подготовки производственной площадки в декабре 1951 года они были приняты в эксплуатацию Государственной комиссией. Это было предприятие численностью 52 человека, производственной площадью 1000 кв. м и станочным парком, состоящим из трёх единиц (один токарный и два пресса). В 1952 году завод отремонтировал 10000 подшипников, которые были направлены в сельское хозяйство. Всего за период существования заводом освоен ремонт более 50 типоразмеров подшипников. В 1955 году отремонтировано 226000 штук.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1955 года Гродненский ремонтно-подшипниковый завод реорганизован в завод "Автозапчасть". В соответствии с этим была начата реконструкция завода. В мае 1959 года начался монтаж оборудования с Минского автомобильного завода. В этом же году была выпущена первая партия карданных валов для автомобилей ЗИЛ-120. Быстро растущие объёмы производства настоятельно требовали расширения площадей. Капитальное строительство было развёрнуто в 1957 году. Во втором квартале того же года начал возводиться механо-сборочный корпус. А в конце 1965 года был построен свой кузнечно-прессовый цех с проектной мощностью 20000 тонн поковок в год. Это был первенец кузнечного производства в городе. За комплексное решение технологических, организационных вопросов, высокий уровень механизации, автоматизации производства кузнечно-прессовый цех награждён дипломом ВДНХ второй степени, группе работников завода присуждена премия Совета Министров СССР. Завод стал специализироваться на выпуске карданных валов. МАЗ, ЗиЛ, Урал, ЛАЗ и другие заводы начали получать гродненские карданные валы.
8 сентября 1961 года приказом Министерства автомобильной промышленности завод "Автозапчасть" переименован в завод карданных валов. Первая очередь нынешнего механо-сборочного производства вместе с четырёхэтажным бытовым зданием была сдана в эксплуатацию в 1970 году. После завершения строительства третьей очереди общая площадь его достигла почти 30000 кв. метров.
В 1971 году завод начинает выпуск новых карданных валов к автомобилям ЗИЛ-131. Принципиально новая конструкция, жёсткие требования в вопросах соблюдения размеров потребовали от инженерно-технических работников и всего коллектива завода большого труда.
Важным событием в истории завода явился 1975 год - год завершения строительства нового кузнечно-прессового корпуса мощностью 15000 тонн поковок в год. А жизнь тем временем ставила новые задачи. На Кировском заводе был создан мощный трактор К-700. Тракторостроителям нужны были карданные валы и крестовины. И завод быстро наладил их производства. Параллельно шла подготовка к освоению карданных валов к автомобилям БелАЗ. За последние годы произошли большие перемены в характере и организации производства. Возросла техническая оснащенность завода. Многократно увеличились основные производственные фонды.
Внедряется малая механизация производственных процессов. Осваивается покраска карданных валов в электростатическом поле. Завод оснащается станками-полуавтоматами, агрегатами, автоматическими линиями и специальным оборудованием. Внедряется система подземных стружкоуборочных конвейеров.
28 февраля 1995 года приказом №69 Министерства по управлению Госимуществом и приватизацией Республики Беларусь завод преобразован в Открытое Акционерное Общество "Белкард".
ОАО "Белкард" сегодня - это предприятие, оснащённое высокопроизводительным металлообрабатывающим оборудованием, в т.ч. станками-полуавтоматами, агрегатами и специальным оборудованием и автоматическими линиями. Завод располагает следующими производствами
> механо-сборочным;
> кузнечно-прессовым;
> инструментально-механическим;
> производством литья горячих штампов;
> ремонтно-строительным и др.
Кроме того, имеются специализированные участки по брикетированию стружки, нанесению полимерных антифрикционных покрытий, участок покраски карданных валов и т.д.
Уровень механизации основного производства составляет 81%, погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ - 84,5%.
ОАО "Белкард" является одним из крупнейших поставщиков карданных валов для грузовых автомобилей, автобусов, автотранспортной техники и сельхозмашин, подвижного состава ЖД и легковых автомобилей. Карданные валы поставляются на конвейеры автомобильных заводов МАЗ, БелАЗ, КамАЗ, КАЗ, ГАЗ, УралАЗ и другие.
Главными целями и задачами перспективного стратегического развития предприятия являются:
- постоянное обновление выпускаемой продукции;
- повышение степени конкурентоспособности продукции на основе повышения качества, надежности и долговечности;
- замена основных производственных фондов и на этой базе широкое применение высоких и уникальных технологий производства продукции.
Информация о работе Упрпавление техническим и организационным развитием предприятия ОАО "Белкард"