2.2.2
УЧЕТ ДОХОДОВ.
Доходами признаются все поступления
субъекту выручки, полученной
от реализации товаров (работ,
услуг), имущества, реализованного
за отчетный период, и внереализационных
доходов в виде денежных средств,
ценных бумаг и иного имущества.
Поступления, которые не являются
выручкой (доходами), не должны учитываться
при расчете базы налогообложения.
К таким поступлениям, в частности
относятся:
-
суммы, полученные за продукцию,
отгруженную до перехода на
упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности, если предприятие
до перехода на упрощенную
систему налогообложения учитывало
при налогообложении выручку
от реализации товаров (работ,
услуг) по мере отгрузки товаров
(выполнения работ, оказания услуг)
и предъявления покупателю (заказчику)
расчетных документов;
-
полученные суммы авансов и
предоплат (при этом суммы авансов
и предоплат, в счет которых
отгрузка товаров или оказание
услуг так и не были произведены,
следует рассматривать как кредиторскую
задолженность, которую по истечении
срока исковой давности следует
включить в налогооблагаемую
базу);
-
суммы, поступающие организации
по полученным ссудам (займам);
-
стоимость товара, принадлежащего
доверителю или комитенту, от
имени или за счет которых
совершались определенные действия.
2.2.3
УЧЕТ РАСХОДОВ.
К расходам, принимаемым для налогообложения,
относятся:
-
стоимость использованных в процессе
производства товаров (работ,
услуг) сырья, материалов, комплектующих
изделий, приобретенных товаров,
топлива стоимость формируется
исходя из цен их приобретения
без учета налога на добавленную
стоимость).
-
эксплуатационные расходы (К эксплуатационным
расходам следует относить расходы
на содержание и эксплуатацию
оборудования и других рабочих
мест, зданий и сооружений, помещений,
используемых для производственной
и коммерческой деятельности).
Ни Федеральный закон, ни Порядок
детально не раскрывают понятие
"расходы на содержание и
эксплуатацию". Возможно, под расходами
на эксплуатацию понимаются затраты,
возникающие в процессе непосредственной
эксплуатации средств труда, без
которых их функционирование
становится невозможным. Исходя
из экономического смысла, расходы
на содержание оборудования и
других рабочих мест представляют
собой затраты, связанные с
содержанием средств труда, без
которых они не могут быть
приведены в рабочее состояние
(например, энергоресурсы, газ, вода
и пр.) и соответственно не могут
быть использованы:
-
текущий ремонт (затраты на текущий
ремонт оборудования и других
рабочих мест, зданий и сооружений,
помещений, используемых для производственной
и коммерческой деятельности);
-
затраты на аренду помещений,
используемых для производственной
и коммерческой деятельности,
-
затраты на аренду транспортных
средств,
-
расходы на уплату процентов
за пользование кредитными ресурсами
банков (в пределах действующей
ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации плюс
3 процента),
-
оказанные услуги (можно применять
перечень услуг, включаемых в
себестоимость продукции (работ,
услуг), учитываемых при налогообложении
прибыли, согласно Постановлению
552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г.
№ 04- 02-10/1).
-
суммы налога на добавленную
стоимость, уплаченные поставщикам;
-
налог с продаж, уплаченный поставщикам;
-
ЕСН и другие отчисления в
государственные внебюджетные фонды;
-
уплаченные таможенные платежи;
-
государственные пошлины и лицензионные
сборы;
Перечисленные в Федеральном
законе расходы принимаются при
расчете базы налогообложения
только тогда, когда они относятся
непосредственно к осуществлению
процесса производства, включая
затраты на аренду, уплату процентов
по кредитам (в том числе связанных
с капитальными затратами и
просроченных) и стоимость оказанных
услуг.
Из валовой выручки исключаются
произведенные расходы, установленные
законодательством, в фактических
суммах затрат. Их не следует
распределять между отгруженной
и оплаченной продукцией ( ПИСЬМО
МФ РФ от 3 июля 1998 г. № 04-02-10/1).
Спорным является включение в
затраты расходов на приобретение
канцтоваров и ряда других, традиционно
относимых к общехозяйственным,
но напрямую не указанных в
перечне.
В перечень не включены такие
виды расходов, как затраты на
капитальные вложения и приобретение
нематериальных активов (включая
их износ), а также расходы по
оплате труда работников в
любой форме, арендная плата
за землю, командировочные расходы.
Затраты, не приведенные в этом
перечне, покрываются за счет
той части дохода, которая остается
в распоряжении организаций.
2.3
ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК
УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА.
По итогам хозяйственной деятельности
за отчетный период (квартал) организация
представляет в налоговый орган
в срок до 20-го числа месяца
(то есть не позже 19-го), следующего
за отчетным периодом, расчет
подлежащего уплате единого налога, а
также выписку из книги доходов и расходов
(по состоянию на последний рабочий день
отчетного периода) с указанием совокупного
дохода (валовой выручки), полученного
за отчетный период. При представлении
в налоговый орган указанных документов
организация предъявляет для проверки
патент, книгу учета доходов и расходов,
кассовую книгу, а также платежные поручения
об уплате единого налога за отчетный
период (с отметкой банка об исполнении
платежа).
В случае превышения оплаченной
суммы патента над суммой единого
налога, подлежащего уплате по
расчету за отчетный период, сумма
этого превышения может быть
зачтена в счет последующей
уплаты или возвращена плательщику
по его заявлению.
2.4
ВОЗВРАТ К ПРЕЖНЕЙ (ТРАДИЦИОННОЙ)
СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
При превышении определенной
Федеральным законом предельной
численности работающих или суммы
валовой выручки налогоплательщики
переходят на принятую ранее
систему налогообложения, учета
и отчетности начиная с квартала,
следующего за кварталом, в
котором должен быть, представлен
отчет. Плательщики единого налога
в этих случаях решением территориальной
налоговой инспекции переводятся
на общепринятую систему налогообложения,
учета и отчетности начиная
с квартала, следующего за кварталом,
в котором должен быть, представлен
отчет.
Таким образом, если превышение
предельного уровня среднесписочной
численности или размера выручки
произошло в I квартале, то возврат
на принятую ранее систему
налогообложения осуществляется, начиная
с III квартала. При этом последний
отчет по упрощенной системе
представляется за I полугодие.
2.5
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА.
Отражение выручки (доходов) малым
предприятием, перешедшим на упрощенную
систему налогообложения, для
целей налогообложения производится
только по мере оплаты, то есть
кассовым методом. При этом
в расчет должны приниматься
фактически поступившие средства,
отражаемые в Книге учета доходов
и расходов. (ПИСЬМО МФ РФ от
29 октября 1997 г. № 04-02-11/1 и другие
разъяснения).
Что касается включения в состав
валовой выручки сумм по сделкам
при совершении товарообменных (бартерных
операций), то указанные суммы
должны учитываться организацией
в составе валовой выручки
того отчетного периода, в котором
осуществлена указанная сделка.
При кассовом методе под расходами
подразумеваются фактически произведенные
затраты по оплате стоимости
материалов, товаров, сырья и пр.
использованных в производственной
деятельности. Соответственно если
у предприятия возникает разница
во времени между датой приобретения
товара и датой их оплаты, то
при расчете единого налога
стоимость приобретенных товаров,
материалов, работ, услуг, использованных
в производственной деятельности,
будет приниматься, только если
она фактически оплачена поставщику.
- ДОСТОИНСТВА
И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ
СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
В последнее время много говорится
о необходимости снижения налогового
бремени на малый бизнес. Вот
уже и правительство взялось
за подготовку нового законопроекта,
призванного привести к реальному
сокращению взимаемых налогов.
Что ж, подождем - увидим. Сейчас
же я хочу еще раз окинуть
критическим взором упрощенную
систему налогообложения малого
бизнеса, выделить ее недостатки
и подчеркнуть достоинства.
ПРЕИМУЩЕСТВА:
По
процедуре ведения:
1.
Максимально упрощается ведение
бухгалтерского учета: отменяются
способ двойной записи, обязательность
применения плана счетов и
множество других требований, усложняющих
работу. То есть весь бухучет
сводится к ведению книги учета доходов
и расходов.
2.
Облегчается документооборот за
счет значительного сокращения
форм отчетности.
3.
Упрощается порядок отражения
хозяйственных операций в Книге
учета доходов и расходов. Они
фиксируются по мере совершения
в хронологической последовательности
на основе первичных документов.
В
сфере налогообложения:
1.
Юридические лица (далее юрлица.)
платят один налог вместо совокупности
федеральных, региональных и местных
налогов и сборов. Размер налога
определяется по результатам
хозяйственной деятельности организации
за отчетный период.
2.
Индивидуальные предприниматели
(далее ИП) не платят налог на
доходы физлиц (п. 3 ст. 1 ФЗ № 222
от 29.12.95). Для них уплата налога
на доходы физлиц заменяется
стоимостью патента на занятие
предпринимательской деятельностью,
в которой уже заложена ставка
единого налога (размер зависит
от вида деятельности).
3.
Субъектам федерации предоставляется
право выбора объекта налогообложения
- это может быть либо совокупный
доход (который определяется как
разница между валовой выручкой
и конкретным перечнем расходов),
либо валовая выручка.
4.
Юрлица не платят НДС и налог
с продаж (основание: п. 2 ст. 1 ФЗ
№ 222 от 29.12.95).
НЕДОСТАТКИ:
По
процедуре ведения:
1.
Ведение бухучета усложняется,
если:
а)
организация (ИП) занимается несколькими
видами деятельности (например, производством
и торговлей) и ведет их раздельный
учет, а это сложно отображать в
Книге доходов и расходов;
б)
необходимо отражать хозяйственные
операции, возникшие до перехода на
упрощенную систему (к примеру, авансы,
полученные от покупателей), но нет
определенной ясности, как это сделать,
так как отражение подобных операций
в упрощенной системе не предусмотрено;