Управления организациями

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:13, реферат

Описание работы

Важной функцией управления является функция организации, которая
заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений
между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий
функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями:
через административно-организационное управление и через оперативное
управление.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие и принципы построения управленческих структур…….4

2. Типы структур управления организациями………………………..8

3. Виды бюрократических структур управления организациями…...10
4. Виды органических структур управления организациями………..13
5. Тенденции эволюции организационных структур………………... 17

Работа содержит 1 файл

ме-мент.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

следующие  вопросы:  какие  задачи  будет  решать новый  отдел?  Кому  он   

будет  непосредственно  подчинен? Какие органы  и подразделения  

организации будут  доводить до него необходимую информацию?  На 

каких  иерархических  уровнях  будет  представлена  новая   служба?    

Какими полномочиями наделяются работники нового отдела? Какие формы   

связей  должны быть установлены между новым отделом и другими  

отделами? 

   Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ  неизбежно  приводит   

к многократному  росту  числа  и  сложности  связей,  возникающих  в   

процессе принятия  управленческих  решений;   следствием   этого   нередко    

является замедление процесса управления,  что  в  современных  условиях   

тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента  

организации.[1] 

    К  структуре управления предъявляется  множество  требований,   

отражающих ее  ключевое  для  менеджмента  значение.  Они   учитываются    

в   принципах формирования  ОСУ,  разработке   которых   было   посвящено    

немало   работ отечественных авторов в дореформенный  период.  Главные   

из  этих  принципов могут быть сформулированы следующим образом.

  

1. Организационная  структура управления должна  прежде  всего   

отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть  подчиненной   

производству и его потребностям. 

    2. Следует  предусматривать оптимальное разделение труда между   

органами управления и  отдельными  работниками,  обеспечивающее   

творческий  характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую  

специализацию. 

    3. Формирование  структуры управления надлежит  связывать с   

определением полномочий и  ответственности  каждого  работника  и  органа   

управления,  с установлением системы вертикальных и горизонтальных  

связей между  ними. 

    4. Между  функциями и обязанностями, с  одной стороны, и  полномочиям и                                                                                                                                     

ответственностью  с другой, необходимо поддерживать  соответствие,   

нарушение                                                                                                                                                

которого приводит к дисфункции системы управления в целом. 

    5.  Организационная  структура   управления  призвана  быть   адекватной 

социально-культурной среде организации, оказывающей существенное  

влияние  на решения  относительно  уровня  централизации  и  детализации,   

распределения полномочий  и  ответственности,  степени    

самостоятельности   и   масштабов контроля руководителей и менеджеров.  

Практически это  означает,  что попытки слепо копировать структуры   

управления,  успешно  функционирующие  в  других социально-культурных  

условиях, не гарантируют  желаемого результата. 

    Реализация  этих принципов означает необходимость  учета при  

формировании (или перестройке)  структуры  управления   множества    

различных   факторов воздействия на ОСУ. 

    Главный  фактор, «задающий»  возможные   контуры  и  параметры   

структуры управления, – сама организация. Известно,  что  организации   

различаются  по многим критериям. Большое разнообразие организаций  в   

Российской  Федерации предопределяет  множественность   подходов   к    

построению   управленческих структур.   Подходы   эти   различны   в    

организациях    коммерческих    и некоммерческих, крупных, средних и   

малых,  находящихся  на  разных  стадиях жизненного цикла, имеющих  

разный уровень  разделения и  специализации  труда, его кооперирования и  

автоматизации, иерархических и «плоских», и  так  далее. 

Очевидно, что  структура управления крупными предприятиями  более   

сложна  по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где  все   

функции  менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного – двух   

членов  организации  (обычно руководителя   и   бухгалтера),   где    

соответственно   нет   необходимости проектировать формальные  

структурные параметры. По мере  роста  организации,  а значит, и объема  

управленческих  работ,  развивается  разделение  труда,  и формируются  

специализированные  звенья (например, по  управлению  персоналом, 

производством,  финансами,  инновациями  и  т.п.),  слаженная  работа   коих 

требует координации  и контроля. Построение формальной структуры   

управления, в которой четко определены роли,  связи,  полномочия  и   

уровни,  становится императивом.[2] 

    Важно обратить внимание на сопряжение  структуры  управления  с   

фазами жизненного  цикла  организации,  о  чем,  к  сожалению,   нередко    

забывают проектанты и специалисты, решающие задачу  совершенствования   

управленческих структур.   На   стадии   зарождения    организации     

управление    нередко осуществляется  самим   предпринимателем.   На    

стадии   роста   происходит функциональное разделение труда менеджеров.  

На стадии зрелости  в  структуре управления чаще всего реализуется  

тенденция  к  децентрализации.  На  стадии спада  обычно  разрабатываются   

меры  по  совершенствованию   управленческой структуры  в  соответствии  с   

потребностями  и  тенденциями   в   изменении производства.  Наконец,  на   

стадии  прекращения  существования  организации структура управления или  

полностью разрушается (если  фирма  ликвидируется), или происходит ее  

реорганизация (коль скоро  данную  фирму  приобретает  или 

присоединяет  к себе другая компания, приспосабливающая  структуру   

управления к той фазе жизненного цикла, в которой она находится). 

    На  формирование  структуры  управления  оказывают  влияние    

изменения организационных  форм,  в  которых  функционируют   

предприятия.   Так,   при вхождении  фирмы  в  состав  какого-либо   

объединения,  скажем,  ассоциации, концерна и т.п., происходит  

перераспределение управленческих функций  (часть 

функций,  естественно,  централизуется),  поэтому   меняется   и   структура 

управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается  

самостоятельный и                                                                                                                                             

независимым, но  становится  частью  сетевой  организации,  объединяющей   

на временной  основе  ряд   взаимосвязанных   предприятий   (чаще   всего    

для использования  благоприятной  ситуации),  ему  приходится  вносить  в    

свою управленческую  структуру  ряд  изменений.  Это  связано  с    

необходимостью усиления функций координации  и  адаптации  к  системам   

менеджмента  других компаний, входящих в сеть. 

    Важный  фактор формирования управленческих  структур –  уровень   

развития на предприятии информационной технологии. Общая тенденция к   

децентрализации «электронного интеллекта», то есть к росту числа  

персональных  компьютеров при одновременном расширении использования  

на уровне  предприятия  локальных сетей, ведет к ликвидации или  

сокращению объема работ  по  ряду  функций  на среднем и низовом   

уровнях.  Это  относится,  прежде всего,  к координации 

работы  подчиненных  звеньев,  передаче  информации,  обобщению   

результатов деятельности  отдельных  сотрудников.   Прямым   результатом    

использования локальных сетей может  быть  расширение  сферы  контроля   

руководителей  при сокращении числа уровней управления на предприятии. 

    Следует   отметить,  что  современное   развитие  информационных   систем 

приводит  к  формированию  нового  типа  предприятий,  которые  в    

западной литературе получили название «виртуальных» компаний  

(организаций). Под   ними понимают  совокупности  независимых  (чаще   

всего  небольших  по   размерам) предприятий,   являющихся   как   бы    

узлами   на   информационной    сети, обеспечивающей их тесное  

взаимодействие.  Единство  и  целенаправленность  в работе этих фирм  

достигаются благодаря  гибкой  электронной  связи  на  базе  

информационной  технологии,  которая  пронизывает  буквально  все  сферы   

их деятельности.  Поэтому  границы  между   входящими   в   них    

организациями становятся  «прозрачными»,   и   каждая   из   них   может    

рассматриваться представителем компании в целом. 

2. Типы структур  управления организациями 

    В   современной  теории  менеджмента   выделяются  два  типа   управления 

организациями:   бюрократический   и   органический.   Они   построены    на 

принципиально различных основаниях и имеют  специфические черты,   

позволяющие выявлять сферы их  рационального  использования  и   

перспективы  дальнейшего развития. 

    Исторически  первым сформировался бюрократический  тип.  

Соответствующую концепцию подхода к построению организационных  

структур разработал в  начале XX столетия немецкий социолог Макс Вебер.  

Он  предложил  нормативную  модель рациональной бюрократии,  

Информация о работе Управления организациями