Проведение
реальных тренировок. Основной принцип,
лежащий в основе всех тренировочных
действий – это достичь автоматизма в
действиях людей. Поэтому, все члены группы
должны участвовать в регулярных тренировках,
как можно более приближенных к реальности.
Кроме
нападений террористов, компания должна
быть готова к похищению сотрудников,
мятежам, технологическим авариям
и естественным катаклизмам
3 Подготовка
органов управления
в чС
Особенности
управления в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера
предусмотрены федеральным законом от
21 декабря 1994 года «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
В этом законе под чрезвычайной ситуацией
понимается обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Для
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций сформирована единая государственная
система, объединяющая органы исполнительной
власти и местного самоуправления,
а также организации, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В
законе конкретизированы полномочия органов
государственной власти и местного
самоуправления в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная
их направленность – предупреждение таких
ситуаций.
Непосредственное
государственное управление в области
защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций возложено на
федеральные органы исполнительной
власти. Обязанности этих органов по предупреждению
чрезвычайных ситуаций являются органической
частью их компетенции, осуществляемых
в обычных условиях. По отношению к подведомственным
организациям они разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические
мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных
ситуациях; утверждают отраслевые нормы
и правила безопасности производства,
технологических процессов, продукции,
а также правила защиты работников организаций
от чрезвычайных ситуаций и т. д.
В
чрезвычайных ситуациях проводят аварийно-спасательные
и иные неотложные работы.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий (стихийных бедствий) – МЧС
России – является специальным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление и координацию
федеральных органов исполнительной власти
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные
органы соответствующего профиля.
Закон
определяет также права и обязанности
предприятий, учреждений и организаций,
а также граждан в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Особенности
управления вызываются именно чрезвычайными
ситуациями и необходимостью их ликвидации.
Так,
при чрезвычайных ситуациях Президент
Российской Федерации при обстоятельствах
и в порядке, предусмотренном федеральным
законом, может ввести на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение. Он может принимать
решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженные силы Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС
России в этих условиях осуществляет
разнообразные задачи и функции, в том
числе руководство работами по ликвидации
крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; координацию деятельности органов
исполнительной власти и местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций
по преодолению последствий радиационных
аварий и катастроф; контроль за осуществление
мероприятий в этой области; организует
формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате
чрезвычайных ситуаций.
Полномочия
органов государственной власти, в том
числе Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, подведомственных ему региональных
органов, можно подразделить на две группы:
а)
те, которые осуществляются в нормальных
условиях и направлены на предупреждение
чрезвычайных ситуаций;
б)
те, которые реализуются в чрезвычайных
ситуациях и при ликвидации их
последствий. Взятые в своем комплексе,
они ориентированы на выполнение
важнейшей государственной задачи по
защите интересов граждан и общества.
В
2004 году Федеральным агентством по
строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству были разработаны организационно-методические
указания по подготовке органов управления
сил и средств функциональной подсистемы
единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федерального
агентства по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству на 2005 год.
Главной
задачей по подготовке органов управления,
сил и средств функциональной
подсистемы РСЧС Федерального агентства
по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству на 2005 год является совершенствование
их навыков и умений по экстренному реагированию
на возникающие чрезвычайные ситуации,
обеспечению пожарной безопасности, снижению
рисков и смягчению последствий чрезвычайных
ситуаций, эффективному использованию
резервов финансовых, материальных и информационных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций, действенному осуществлению
государственного пожарного надзора,
повышению уровня защищенности критически
важных для государства объектов инфраструктуры
и населения [6].
3.1
Направления подготовки
органов
Руководители
подведомственных организаций, структурных
подразделений центрального аппарата
Агентства, председатели комиссий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности организовывают
подготовку органов управления, сил и
средств РСЧС в 2005 году по следующим основным
направлениям:
- в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций – обеспечение эффективной работы
и повседневной готовности функциональных
подсистем и звеньев РСЧС, их органов управления,
сил и средств в решении вопросов предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации
тушения пожаров и ликвидации последствий
стихийных бедствий на основе соблюдения
норм законодательства Российской Федерации
и законодательства субъектов Российской
Федерации, принципов сотрудничества
и невмешательства в исключительную компетенцию
друг друга при осуществлении совместной
деятельности;
- в области
обеспечения пожарной безопасности –
реализация комплекса мероприятий, направленных
на снижение количества пожаров и гибели
людей при пожарах в городах и населенных
пунктах, совершенствование технологий
тушения пожаров в населенных пунктах
и на объектах экономики.
Основные
усилия по обеспечению реализации указанных
основных направлений подготовки в 2005
году сосредотачиваются на:
- совершенствовании
ведомственной правовой и методической
базы в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечении
в подведомственных организациях, независимо
от организационно-правовых форм собственности,
дальнейшей реализации положений федеральных
законов от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»,
от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
и постановления Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой
государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
- совершенствовании
подготовки (переподготовки) вновь назначенных
председателей комиссий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности, их
заместителей, а также работников, специально
уполномоченных решать задачи в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Для
реализации главной задачи:
- в функциональных
подсистемах подведомственных Агентству,
отраслевых и объектовых звеньях РСЧС
при изменении организационно-штатной
структуры и форм собственности подведомственных
организаций, обеспечивается сохранение
в структуре управленческого аппарата
должностей работников, специально уполномоченных
на решение задач по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, в качестве
постоянно действующих органов управления
подсистемы (звеньев) РСЧС;
- подготовка
руководителей и специалистов органов
управления функциональных подсистем
и звеньев РСЧС, аварийно-спасательных
формирований организовывается в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке
населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»,
а также программами обучения, утверждаемыми
Министерством образования и науки Российской
Федерации;
- обеспечивается
реализация мероприятий по повышению
защищенности критически важных для национальной
безопасности объектов инфраструктуры
и населения в соответствии с решениями
совместного заседания совета безопасности
Российской Федерации и президиума Государственного
совета Российской Федерации (протокол
№ 4 от 13 ноября 2003 г.), а также федеральной
целевой программы «Снижение рисков и
смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера
в Российской Федерации до 2005 года», утвержденной
постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098;
- упорядочивается
информационное обеспечение в подведомственных
организациях в соответствии с приказами
Минпромэнерго России от 2 сентября 2004
г. № 89 «Об организации работы по сбору
и обмену оперативной информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
в Минпромэнерго России, в подведомственных
федеральных агентствах и организациях,
находящихся в их ведении» и Федерального
агентства по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству от 22 октября 2004 года № 134 «О
предоставлении в Минпромэнерго России
оперативной и текущей информации о чрезвычайных
ситуациях на объектах жизнеобеспечения
населения»;
- обеспечивается
своевременное представление информации
в вышестоящие органы управления функциональной
подсистемы РСЧС Агентства о прогнозируемых
и возникающих чрезвычайных ситуациях,
принятых мерах по ликвидации их последствий;
- повышается
уровень готовности центрального диспетчерского
отдела Агентства, дежурно-диспетчерских
и иных служб отраслевых подсистем и звеньев
функциональной подсистемы РСЧС Агентства,
обеспечиваются их рабочие места современной
техникой и аппаратурой для сбора, обработки
и передачи информации;
- в функциональных
подсистемах Агентства продолжается работа
по созданию локальных систем оповещения
персонала и населения в районах размещения
потенциально опасных объектов в соответствии
с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р;
- подготовка
специалистов органов управления РСЧС
всех уровней обеспечивается по вопросам
создания, накопления, использования по
назначению и восполнения резервов финансовых
и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций. С этой целью активизируется
работа по накоплению материальных и финансовых
ресурсов в указанных резервах в соответствии
с постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке
создания и использования резервов материальных
ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера»;
- в подведомственных
организациях в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
22 ноября 1997 г. № 1479 «Об аттестации аварийно-спасательных
служб, аварийно-спасательных формирований
и спасателей», Квалификационными требованиями
и методическими рекомендациями по проведению
аттестации аварийно-спасательных служб,
аварийно-спасательных формирований и
спасателей, утвержденных на заседании
Межведомственной комиссии по аттестации
аварийно-спасательных формирований,
спасателей и образовательных учреждений
по их подготовке (протокол № 4 от 18 декабря
1997 г.), создаются аттестационные комиссии
и активизируется их работа по аттестации
аварийно-спасательных служб, формирований
и спасателей. Обеспечивается укомплектованность
сил постоянной готовности функциональных
подсистем подведомственных организаций
личным составом, техникой, материально-техническими
средствами (специальной аппаратурой);
- продолжается
наращивание усилий по поддержанию аварийно-спасательных
формирований в постоянной готовности
к выполнению возложенных на них задач
по ликвидации чрезвычайных ситуаций,
связанных с техногенными авариями и чрезвычайными
ситуациями на потенциально опасных объектах
отраслей промышленности, ликвидации
последствий террористических актов;
- полнее используется
потенциал научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, направленных
на решение проблем защиты производственного
персонала, прогнозирования, снижения
риска и смягчения последствий чрезвычайных
ситуаций;
- надзорная
и контрольная деятельность за работой
подведомственных организаций организовывается
в соответствии с Федеральным законом
от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
и Методическими рекомендациями по проверке
деятельности функциональных подсистем
федеральных агентств Минпромэнерго России,
утвержденными заместителем Министра
А.Г. Реусом (письмо от 28 июня 2004 г. № АР-524).
При проведении проверок функциональных
подсистем подведомственных организаций
практикуется одновременно контроль и
оказание методической помощи на одном-двух
объектах, находящихся в их ведении [3].
3.2
Проведение мероприятий
по подготовке органов
упрвления в ЧС
Основной
задачей руководителей подведомственных
организаций по оперативной подготовке
на 2005 год является повышение готовности
органов управления и сил РСЧС к действиям
и выполнению задач по предназначению.
Основными формами обучения для них определяются
командно-штабные учения и командно-штабные
(штабные) тренировки.
Учения
и тренировки по выполнению задач
в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций,
в том числе вызванных террористическими
актами, проводятся с периодичностью и
продолжительностью, определенными постановлением
Правительства Российской Федерации от
4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения
в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
Главные
цели проводимых мероприятий:
- совершенствование
знаний, практических навыков руководителей
и специалистов в принятии решений и планировании
действий сил и средств;
- оценка реальности
имеющихся планов действий по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- отработка
вопросов взаимодействия в работе органов
управления и сил различных уровней.
При
проведении мероприятий оперативной
подготовки обучаемым предоставляется
самостоятельность и инициатива в решении
поставленных задач. Оценка обстановки
и выработка решений осуществляются на
основе оперативных расчетов с обязательным
использованием автоматизированных систем
управления, моделей и методик решения
оперативных задач.
Тематика
командно-штабных, тактико-специальных
(специальных) учений, командно-штабных
(штабных) тренировок определяется с учетом
вида и масштабов возможных чрезвычайных
ситуаций, прогнозируемых на соответствующей
территории. Кроме того, на соответствующих
территориях, которым присущи чрезвычайные
ситуации, связанные с аварийными разливами
нефти и нефтепродуктов, предусматривается
по согласованию в установленном порядке
с органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации отработка вопросов
ликвидации аварийных разливов нефти
и нефтепродуктов.
Подготовка
председателей, заместителей председателей
и членов комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности подведомственных
организаций планируется и проводится
на учебно-методических сборах и семинарах
в соответствии с планом основных мероприятий
Федерального агентства по строительству
и жилищно-коммунальному хозяйству по
вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 2005 год.