Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 16:51, курсовая работа
Целью данной работы является изучение системы управления стоимостью компании, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи: исследовать теоретическую основу управления стоимостью компании, изучить ее на практическом примере и предложить перечень рекомендаций для улучшения этой системы.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Стоимость компании и система управления стоимостью компании…………………..…………………………....4
1. Стоимость и оценка компании………………………5
2. Как рассчитать стоимость?..........................................9
3. Концепция, основанная на экономической добавленной стоимости………………………………………..…14
4. Управление стоимостью компании…………….….20
Глава 2. Управление стоимостью компании на примере ОАО «ТНК-ВР Холдинг»………………………………………………….25
Глава 3. Пути совершенствования системы управления стоимостью компании………………………………………………34
Заключение……………………………………………………...……36
Список использованной литературы……………………………...38
1.2
Как рассчитать стоимость?
Говорить о
В контексте данной работы, как уже говорилось, будет идти речь о стоимости акционерного капитала фирмы, того, который принадлежит владельцам, людям которые напрямую, или опосредованно, могут принимать решения по управлению фирмой. Поэтому стоимость любой компании зависит от её способности приносить вознаграждение владельцам.
В ходе своей деятельности компания зарабатывает прибыль. Прибыль это разность между доходами и расходами за текущий период времени. Речь скорее идёт об экономической, а не бухгалтерской прибыли.
Если суммировать
всю прибыль, которую компания получит
в будущем, то получиться ценность фирмы
для её владельцев. С финансовой
точки зрения любая компания организовывается
с целью получения
Для того, чтобы оценить стоимость фирмы сегодня, вся будущая прибыль должна быть выражена в "сегодняшних" деньгах.
Доллар сегодня не равен доллару завтра. Чем раньше деньги буду получены, тем выше их стоимость. Так как доллар, полученный сегодня, можно вложить, например, в банк и через год это будет, скажем доллар и десять центов (если вкладывать под 10% годовых). Следовательно, $1 сегодня, равен $1.10 через год. Отсюда можно провести обратную операцию, узнать, сколько в сегодняшних деньгах, стоит доллар, ожидаемый к получению через год. В данном случае это будет примерно $0.91. То есть 91 цент, полученный сегодня, можно вложить под 10% и через год эта сумма превратиться в $1. Значит 91 цент сегодня, равен доллару через год.
Описанный выше принцип и описывает стоимость денег во времени. Именно на его основе определяется стоимость бизнеса.
Для того понять, как рассчитывается стоимость бизнеса, и какие факторы влияют на эту стоимость можно воспользоваться крайне упрощённым представлением о существовании компании. Пусть компания из года в год получает стабильную экономическую прибыль - величина прибыли постоянна.
Но главное в этом предположении это не его реалистичность, а то, что с его помощью можно выявить ключевые показатели, влияющие на главный критерий управления компанией в системе управления на основе стоимости - её стоимость.
Решение о требуемой доходности собственники могут принимать из головы. В случае с большим числом акционеров, с различным представлениями о требуемой доходности, разумней воспользоваться специальными финансовыми формулами. Рассчитывая сегодняшнюю стоимость прибыли всех ожидаемой к получению, с использованием требуемой доходности бизнеса, можно получить значение стоимости компании.
Приняв во внимание,
сделанное предположение о
P = Net / r
В этой формуле:
Р - стоимость компании;
Net - значение прибыли,
принятое постоянным на
r - требуемая доходность в %
Но существует и другой способ рассчитать величину чистой прибыли. Если известна рентабельность, с которой капитал инвесторов вложен в бизнес (в процентах) и собственно величина этих вложений, то их произведение и будет равно прибыли. Обычно расчёт ведётся наоборот, зная величину прибыли и величину вложений, рассчитывают рентабельность вложений акционерного капитала. Для этого прибыль делят на величину вложений акционеров-инвесторов. Но, имея представление о рентабельности вложений, например, на основании прогнозов, на базе исторических данных о рентабельности вложений за последние несколько лет, можно наоборот рассчитать прогнозируемое значение прибыли. В данном случае это сделать просто, поскольку прибыль считается постоянной:
P = (E x ROE) / r, где:
E - это сумма, которую инвесторы вложили в компанию плюс та доля полученной ранее прибыли, которая не была выплачена инвесторам в виде дивидендов, а была оставлена в бизнесе для его развития (так называемая "учётная стоимость акционерного капитала", поскольку именно это значение отражается в бухгалтерском учёте, в разделе акционерный капитал)
ROE - (return on equity) рентабельность
акционерного капитала, это процентное
значение показывающее
По сути инвесторов волнует даже не сама стоимость компании, а эффективное управление вложенных средств. Это означает, что созданная бизнесом стоимость (Р - в том числе и цена за которую данный бизнес можно продать) - ценность для инвесторов превышает вложения в него. То есть необходимо максимизировать не просто параметр стоимость бизнеса, а отношение Р/Е. Отношение стоимости к вложениям.
P / E = ROE / r
Что влияет на максимизацию
этого критерия? Рентабельность бизнеса
и требуемая доходность. Но управлять
требуемой доходностью
Как это делается? Для того чтобы ответить на это вопрос, необходимо разобраться в том, как формируется этот показатель.
Рентабельность
ROE = Net / E
Если
S - объём продаж
А - величина активов компании (имущества, в распоряжении фирмы)
ROE = (Net / E) x (S / S) x (A / A)= (Net / S) x (S / A) x (A / E)
Это классическая формула. Она показывает, что существует три основных элемента, с помощью которых можно увеличивать значение показателя ROE, что в свою очередь приведёт к росту стоимости компании.
Net/S - это отношение чистой прибыли к величине продаж, маржа продаж. Чем больше прибыли заложено в каждом долларе выручки, тем ценнее такая выручка, тем лучше для собственников. Тем выше значение ROE.
S/A - это отношение
объёма продаж к активам
А/Е - отношение активов компании (её имущества) к величине вложений инвесторов. Часть имущества может финансироваться за счёт кредитов. И если эти инвестиции приносят больше, чем приходится отдавать кредиторам, то такие кредиты приносят дополнительную прибыль собственникам бизнеса. Допустим, инвестор вложил в бизнес 1000 рублей. Он приносит ежегодно 200 рублей чистой прибыли. Это 20% годовых. Если взять 500 рублей в кредит под 12%, то инвестору необходимо будет вложить только 500 "своих" рублей. В этом случае инвестору останется 200 - 500 12% = 140 рублей. Но теперь рентабельность его вложений составит 140/500 = 28%. А свободные 500 рублей инвестор может, к примеру, на таких же условиях вложить в другой бизнес. Это ещё 140 рублей. Итого вместо 200 рублей ранее, теперь инвестор имеет 280. 80 рублей дополнительной прибыли. Этот показатель показывает насколько важно умело управлять кредитной политикой.
Итак, есть три кита
управления показателем ROE и, соответственно
стоимостью бизнеса. Управление продажами,
управление имуществом, и управление
кредитной политикой.
1.3
Концепция, основанная
на экономической добавленной
стоимости
В настоящее время все большую актуальность приобретает концепция управления стоимостью компании.
Суть концепции управления стоимостью компании заключается в том, что, управление должно быть нацелено на обеспечение роста рыночной стоимости компании и ее акций. Т.е. все устремления компании, аналитические методы и приемы менеджмента должны быть направлены к одной общей цели: помочь компании максимизировать свою стоимость, строя процесс принятия управленческих решений на ключевых факторах стоимости. В силу огромной практической значимости, вопросы в рамках концепции управления стоимостью получили широкое отражение в научных и практических исследованиях.
Большой вклад в популяризацию стоимостного подхода к управлению внесли сотрудники консалтинговой компании McKinsey. Книга партнеров компании Тома Коупленда (Tom Copeland), Тима Коллера (Tim Koller) и Джека Мурина (Jack Murrin) "Стоимость компаний: оценка и управление" “Valuation: Measuring and Managing The Value of Companies” стала бестселлером деловой литературы во многих странах мира, в т.ч. и в России. Также можно говорить о формировании ряда школ, представленных разными консалтинговыми компаниями, пропагандирующими свои собственные системы управления стоимостью. Обороты компаний измеряются сотнями миллионов долларов, а число клиентов многими тысячами по всему миру, тратятся огромные средства на исследования проблем управления стоимостью. Все это способствует еще большому росту популяризации концепции управления стоимости как ключевой управленческой парадигмы нашего времени.
Система показателей,
характеризующих деятельность компании
в рамках концепции управления стоимостью,
постоянно обновляется. По мере внедрения
современных информационных технологий,
появления новых идей показатели становятся
все более объективными и сложными (см.
Рис. №1).
Рис.1. Дерево показателей, используемых в рамках управления стоимости компании.
В настоящее время концепция стоимости принята экономическим сообществом в качестве базовой парадигмы развития бизнеса. Концепция стоимости советует отказаться от неэффективных бухгалтерских критериев успешности функционирования компании и принимать во внимание только один критерий, наиболее простой и понятный для акционеров и инвесторов – вновь добавленная стоимость.
Значительный
Метод оценки и управления стоимостью EVA (Economic Value Added) базируется на концепции остаточного дохода, предложенной Альфредом Маршаллом, которая в силу актуализации со стороны инвесторов вопросов, связанных с максимизацией дохода для акционеров, получила широкое распространение. Разработчиком концепции является Стерн Стюарт, активным внедрением и реализацией концепции занимается Stern Stewart & Co.