Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:13, реферат
2.1. Организация социального обслуживания населения в Тюменской области
2.2. Проблемы и пути решения в организации социального обслуживания населения
Глава 2. Управление социальным обслуживанием населения в Тюменской области: организация, проблемы и пути решения
2.1. Организация социального обслуживания населения в Тюменской области
2.2. Проблемы и пути решения в организации социального обслуживания населения
Глава 2. Управление социальным обслуживанием населения в Тюменской области: организация, проблемы и пути решения
2.1. Организация
социального обслуживания
Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг. В соответствии с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 год), одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, обеспечивающей разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Она должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий в общественной поддержке, помимо той, которая предоставляется централизованно1.
В научной литературе
понятие «социальное
В «Словаре по социальной работе» Р. Баркера социальное обслуживание определяется как «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)»3.
Следует отметить, что не во всех странах мира в понятие «социальное обслуживание» вкладывается одинаковый смысл. Например, в Финляндии в Законе о социальном обслуживании (1982 г.) под ним подразумевается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, общества».
Основы правового
регулирования в области
В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения – составная часть современной социальной политики, принципиально новое направление социальной защиты населения».
Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб. С началом социально-экономических реформ в конце 1980-х гг. система социального обслуживания населения в нашей стране претерпела значительные изменения.
В советское время оказанием социальных услуг занимались, как правило, государственные стационарные учреждения – дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей, оставшихся без попечения родителей и т.п. Эти учреждения социального обслуживания были призваны помогать тем категориям населения, которые не могли жить самостоятельно скорее не по социальным, а по «естественно-биологическим» причинам (одинокие люди, неспособные обслуживать себя в связи с преклонным возрастом, дети-сироты, не достигшие уровня зрелости, необходимого для самостоятельной жизни в обществе, люди с тяжелой степенью инвалидности и т.п.)4.
Начало реформ и социально-экономический кризис привели к переосмыслению роли системы социального обслуживания. Государству и появившемуся в ходе реформ институту местного самоуправления пришлось столкнуться как с резким увеличением количества людей, нуждающихся в социальной помощи, так и с массовым проявлением их новых категорий – малообеспеченных семей, социальных сирот, жертв домашнего насилия, лиц без определенного места жительства и т.д.
К органам государственной и муниципальной власти, занимающимися социальной помощью, являются следующие:
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, это федеральный уровень. Согласно федеральному закону № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»: «…Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий..». В Тюменской области главным органом занимающимся вопросами социальной помощи и обслуживания, является Департамент социального развития Тюменской области.
Особую роль сыграли муниципалитеты, которым пришлось создавать муниципальные социальные учреждения практически с нуля. Вместе с тем именно на эти учреждения и, соответственно, на местные бюджеты легло основное бремя оказания социальной помощи, поскольку приближенные к населению органы местного самоуправления в наибольшей степени испытывают давление со стороны социально уязвленных категорий населения.
Создание муниципальных учреждений социального обслуживания граждан было инициировано федеральными законами и нормативными актами Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
На сегодняшний день типовыми муниципальными учреждениями, выполняющими данную функцию, являются комплексные территориальные центры социального обслуживания населения. В их составе, как правило, есть отделения общего и специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, отделения дневного пребывания, отделения социально-бытового обслуживания. Распространены также временные приюты и учреждения социальной реабилитации для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями, центры социально-трудовой реабилитации лиц из дезадаптированных групп населения, дома ночного пребывания (ночлежки). В последнее время, во многом благодаря влиянию общественных организаций, начали создаваться кризисные центры для пострадавших от домашнего насилия, телефоны доверия и другие учреждения, ориентированные на оказание специализированной помощи отдельным категориям населения. Объем социальных услуг, оказываемых общественными организациями, крайне невелик
К числу государственных учреждений социального обслуживания населения, появившихся с началом реформ, относятся региональные центры специализированной социальной помощи (по работе с инвалидами, реабилитации несовершеннолетних и т.д.).
Они не только непосредственно оказывают социальную помощь, но и, как правило, являются методическими площадками для обеспечения работы муниципальных учреждений в регионе.
За редким исключением, в ведении государства остались и стационарные учреждения для граждан, утративших способность к самообслуживанию (дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.).
Финансирование деятельности
муниципальных и
В последнее время наряду с государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания социальные услуги населению начали оказывать общественные некоммерческие организации. Большинство этих организаций сформировались на основе групп самопомощи и взаимной поддержки. Типичными примерами таких организаций являются клубы инвалидов, ассоциации выпускников детских домов, ассоциации родителей детей-инвалидов и т.п.
Финансирование деятельности общественных организаций по оказанию социальных услуг осуществляется из разных источников: личные средства членов организации, гранты зарубежных и российских благотворительных фондов, частные пожертвования, благотворительные взносы коммерческих структур, целевые средства региональных и местных бюджетов.
Объем социальных услуг, оказываемых общественными организациями, крайне невелик в силу недостатка финансирования и отсутствия необходимой инфраструктуры (помещений, оборудования, достаточного количества квалифицированных кадров и т.д.). Как правило, такие организации оказывают услуги своим членам или небольшому числу клиентов, которое они могут обслужить.
Вместе с тем потенциал и роль общественных организаций в социальном обслуживании довольно велики. Причиной обращения общественного сектора к той или иной социальной проблеме чаще всего является соответствующий «пробел» в государственной или муниципальной социальной политике: неэффективное решение проблемы государственными и муниципальными социальными службами либо вообще отсутствие внимания к проблеме (например, насилия в семье). Во многих случаях именно общественные организации выступили инициаторами работы с той или иной группой, нуждающейся в социальном обслуживании.
Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах5:
- помощь должна
носить реинтегрирующий
- при оказании помощи
осуществляют индивидуальный
- социальная помощь оказывается
на основе принципа
- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;
- механизмы социальной
помощи «включаются» тогда,
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.
К государственной
социальной службе относятся учреждения
и предприятия социального
К муниципальной
социальной службе относятся учреждения
и предприятия социального
К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.
В контексте данных подходов клиент, попавший в трудную жизненную ситуацию, может получить следующую поддержку на основе его запросов (рис. 1).
Государственные социальные службы ориентированы главным образом на обеспечение нуждающихся лиц различного рода услугами. Этим определяется совокупность и содержание ее функций, среди которых, согласно Концепции развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.), выделяются следующие6:
Рис. 1.
Система помощи клиенту в
системе социального
Специализированные учреждения Тюменской области предоставляют следующие формы социального обслуживания: