Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: российская, японская модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить процесс управления карьерой персонала, как комплексную технологию, направленную на развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта и рациональное использование их потенциала, как в интересах сотрудников, так и в интересах организации.
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ;
- исследование особенностей реализации технологий управления карьерой.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Понятие карьеры…………………………………………………………….…3
1.2.Виды карьеры………………………………………………………………4-5
1.3.В мире распространены две модели построения карьеры……………...6-8
2.Управление деловой карьерой персонала: цели, правила, карьерограмма, профессиограмма……………………………………………………………….8-9
2.1.Продвижение работников в фирме……………………………………….9-11
2.2.Управление карьерой персонала на внутрифирменном рынке труда...11-12
3.Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: российская, японская модели………………………………………………..12-16
Заключение…………………………………………………………………….17
Используемая литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Изюмова.docx

— 95.03 Кб (Скачать)

План:

    Введение………………………………………………………………………….2

1.Понятие карьеры…………………………………………………………….…3

1.2.Виды карьеры………………………………………………………………4-5

1.3.В мире  распространены  две модели построения карьеры……………...6-8

2.Управление  деловой карьерой персонала: цели, правила, карьерограмма, профессиограмма……………………………………………………………….8-9

2.1.Продвижение  работников в фирме……………………………………….9-11

2.2.Управление  карьерой персонала на внутрифирменном  рынке труда...11-12

3.Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: российская, японская модели………………………………………………..12-16

    Заключение…………………………………………………………………….17

    Используемая  литература…………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современный бизнес развивается, конкуренция растет, и, как следствие, организациям необходимо прилагать все больше усилий, чтобы  активно развиваться и быть успешными. Наряду с профессионально организованными  процессами подбора и найма персонала, его стимулирования, ориентации и  оценки, одним из способов, помогающим генерировать новые идеи для бизнеса, разрабатывать и внедрять современные  технологии и системы, а также  готовить высоко профессиональных, ориентированных  на успех сотрудников, является создание системы обучения персонала.

В этой работе я  хочу показать, как человек планирует  свое будущее (карьеру), основываясь  на своих потребностях. Нет ничего удивительного в том, что он желает знать перспективы служебного роста и возможности повышения квалификации в данной организации, а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случае мотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, не стремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, где можно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективную работу.

Объект исследования – совокупность кадровых процессов  на предприятии. Предмет исследования – технологии управления карьерой.

Цель работы – изучить процесс управления карьерой персонала, как комплексную  технологию, направленную на развитие способностей работников, накопление ими профессионального опыта  и рациональное использование их потенциала, как в интересах сотрудников, так и в интересах организации.

Задачи исследования:

- изучение теоретических  основ;

- исследование  особенностей реализации технологий  управления карьерой.

В этой работе подробно рассмотрены такие понятия как  – «карьера» и «система служебно-профессионального  продвижения»   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятие карьеры

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Д. М. Иванцевич  и А. А. Лобанов в одной из первых публикаций по карьерным вопросам в  России утверждают, что карьера —  это индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и  поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни . Другие российские специалисты  под карьерой понимают:

  • линию продвижения работника, позволяющую реализовать его потребности в улучшении материального положения, достижении социального статуса, повышении властных полномочий и самореализации;
  • процесс постепенного должностного перемещения за период работоспособного состояния;
  • степень реализации потенциала человека;
  • индивидуально осознанную позицию и поведение, связанное с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека;
  • процесс профессионального, социально-экономического развития человека, выраженный в его продвижении по ступеням должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций, или развитие человека и освоение им социального (организационного) пространства.

 
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
 
 
 
 
 

1.2.Виды карьеры

 

Выделяют несколько  принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам  карьеры.

Профессиональная  карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).

Карьера внутриорганизационная — вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию — последовательно в стенах одной организации.

Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т.п.).

Карьера деловая — поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути, достижение известности, славы, обогащения.

Карьера межорганизационная — вид карьеры, означающий, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию — последовательно, работая на различных должностях в разных организациях.

Карьера неспециализированная — вид карьеры, широко развитый в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-то отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года.

Карьера специализированная — вид карьеры, который характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии.

Карьера ступенчатая — вид карьеры, совмещающий элементы горизонтального и вертикального видов карьеры.

Карьера центростремительная (скрытая) — вид карьеры, наименее очевидный для окружающих; доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.

Карьера-молния — стремительный путь к успеху, видному положению в обществе за чрезвычайно короткое время.

Существует взгляд на карьерный рост как на достижение человеческой или профессиональной некомпетентности, называемый принципом Питера.

1.3.В мире распространены  две модели построения карьеры

Характеристики  американской и японской моделей  управления персоналом показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.

Американские  же фирмы расценивают переход  работника в другую фирму как  естественный вариант развития его  карьеры. Такой подход называется диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы  гордятся, что ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С  другой, продолжительная работа в  известной фирме является лучшей рекомендацией и гарантией получения новой работы.

Таблица 1

Этапы карьеры менеджера

Этапы карьеры Возраст,  лет Потребности достижения цели Моральные потребности Физиологические и материальные потребности
Предварительный до 25 Учеба, испытания  на разных работах Начало самоутверждения Безопасность  существования
Становление до 30 Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста Самоутверждение, начало достижения независимости  Безопасность  существования, здоровье уровень зарплаты
Продвижение до 45 Продвижение по служебной лестнице, рост квалификации Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения Здоровье, высокий  уровень оплаты труда
Сохранение до 60 Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к  смене вида деятельности. Стабилизация  независимости,  самовыражения, рост уважения. Сохранения  уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода.
Пенсионный после 65 Занятие другими  видами деятельности Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье
 

В табл. 1 показаны связи между этапами карьеры  и потребностями. Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание того, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.

Предварительный этап включает учебу в школе, получение  среднего и высшего образования  и длится до 25 лет. За этот период человек  может сменить несколько различных  работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребностям и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Этап становления  длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения  обычно происходит в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс  роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению  достигнутых результатов и занимает возрастной период от 45 до 60 лет. Наступает  пик совершенствования квалификации и происходит ее повышение в результате активной деятельности и специального обучения, работник заинтересован передать свои знания молодежи. Этот период характеризуется творчеством, здесь может быть подъем на новые служебные ступени.

Человек достигает  вершин независимости и самовыражения. Появляется заслуженное уважение к себе и окружающим, достигшим своего положения честным трудом. Хотя многие потребности работника в этот период удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, но появляется все больший интерес к другим источникам дохода (например, участие в прибылях и капитале других организаций).

Информация о работе Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: российская, японская модели