Управление системой обеспечения конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение управление конкурентоспособностью продукции и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
- дать общую характеристику предприятия;
- проанализировать систему управления в организации;
- провести исследование конкурентоспособности продукции;
- разработать положения по работе отдела маркетинга и отдела сбыта;
- оценить социальную и экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.

Работа содержит 1 файл

Курсовая новая.docx

— 162.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение  образования

"БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  И УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

 

курсовая работа

 

по дисциплине: Менеджмент

 

на тему: Управление системой обеспечения конкурентоспособности продукции (на примере ОАО «Борисовский мясокомбинат»)

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

3 курса 76эи группы  ______________ Реут Каролина Анатольевна 

 

Руководитель

Старший преподаватель_________________ Назарова Мария Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2012

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы: Управление системой обеспечения конкурентоспособности продукции (на примере ОАО «Борисовский мясокомбинат»)

35 с.: Табл 10. Ил. 3. Библиогр. 29 –назв.

 

Ключевые  слова:

 

Объект исследования: ОАО  «Борисовский мясокомбинат»

 

В работе проведено  изучение системы и процесса управления конкурентоспособностью продукции на предприятии, проведено исследование конкурентоспособности продукции.

 

Область возможного практического применения проведенных  исследований: ОАО «Борисовский мясокомбинат».

 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой  проблемы.

 

________________________

(Подпись)

 

 

Введение

В настоящее  время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих  однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции  и услуг по сравнению с аналогами  – главная задача любой фирмы  в любой стране. И каждая фирма  стремится сделать все, чтобы  ее продукция была конкурентоспособной.

Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с  присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени  оценки: высокую, среднюю, низкую.

Для конкурентоспособности  потребительских товаров характерен рыночный успех на конкретном рынке  в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам  такие товары способны выдерживать  конкуренцию аналогов:

- функциональную (наиболее приемлемым способом  удовлетворять потребность пользователей  и формировать у них новые  потребности);

- предметную (быть лучшими среди хороших, выделяться важными параметрами потребительских свойств);

- видовую (иметь лучший дизайн).

Главными  составляющими конкурентоспособности  продукции (товара) служат следующие  характеристики: технические (классификационные, нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы по доставке и  вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень сервиса).

Само понятие  конкуренция означает динамичный и  непрерывно возобновляемый процесс  соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить.

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с перечисленными выше составляющими конкурентоспособности  продукции.

Тема конкурентоспособность  является достаточно разработанной  как в зарубежной, так и в  отечественной литературе. В научную  литературу термин "конкуренция" вошел благодаря работам –  Адама Смита. Впоследствии над развитием  теории конкуренции работали также  Д.Рикардо, Дж.Робинсон, А. Маршал, М.Портер и др.

Проблема  конкурентоспособности продукции  на современном этапе развития рыночных отношений становится одной из важнейших. От того настолько эффективно она  будет решена зависит научно-технический  уровень многих производящих отраслей белорусской экономики, оказывающего прямое воздействие на благосостояние и уровень жизни людей. Оценка конкурентоспособности позволяет предприятиям оперативно менять свою товарную политику, сокращать виды не пользующихся спросом товаров.

Именно по этой причине большую актуальность приобретают исследования в области  конкурентоспособности продукции, поиск путей её повышения.

Практическое  значение работы определяется возможностью использования ее результатов при  управлении конкурентоспособностью продукции.

Объектом  исследования является ОАО «Борисовский мясокомбинат»

Предметом исследования выступает система и процесс  управления конкурентоспособностью продукции  на предприятии.

Методологической  основой послужили теории и концепции, традиционные как для современной  западной, так и для отечественной  управленческой науки.

В работе были использованы фактические материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, а также  материалы, собранные автором на ОАО «Борисовский мясокомбинат»

Целью настоящей  работы является изучение управление конкурентоспособностью продукции  и определение направлений ее совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд  задач:

- дать общую  характеристику предприятия;

- проанализировать систему управления в организации;

- провести  исследование конкурентоспособности  продукции;

- разработать  положения по работе отдела  маркетинга и отдела сбыта;

- оценить  социальную и экономическую эффективность  от внедрения предложений и  рекомендаций.

Работа состоит  из трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и  приложения.

Первая глава  посвящена теоретическим основам  конкурентоспособности продукции.

Во второй главе работы дается общая характеристика деятельности ОАО «Борисовский мясокомбинат», исследуется конкурентоспособность продукции данного предприятия.

В третьей  главе автор предлагает основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью продукции исследуемого предприятия. Дается оценка экономической и социальной эффективности от внедрения предложений и рекомендаций.

 

 

1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции

1.1 Понятие и содержание конкурентоспособности  продукции

Конкуренция — (от лат. Concurrence — сталкиваться) — борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. На мировом рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей (источник 1).

Конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

Как было доказано многими экономистами, конкуренция  является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и  уровня жизни населения. Поэтому конкуренция — очень сложное понятие. Особенно важно изучить ее механизм в условиях белорусской экономики, только начинающей осваивать этот механизм [21. С. 74].

Сущность  конкурентоспособности организации — совокупность трудового и научно–производственного потенциала организации, способного создавать и производить продукцию определённого уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное  единство двух составляющих: конкурентоспособности  продукции и ресурсного потенциала организации.

Управление  конкурентоспособностью организации  представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности  организации.

Сложность и  многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности  в существующих определениях требуют  уточнения понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара — это совокупность потребительских и экономических характеристик товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях [6. С. 34] .

Конкурентоспособность отдельного товара рассматривается  с точки зрения потребителя и  производителя. Покупателя на конкурентном рынке интересует совокупность потребительских  и стоимостных характеристик  товара только с точки зрения эффективности  потребления, а производителя, кроме того, — эффективность производства. На основании указанного обстоятельства и с целью объективной оценки вводится двойное понятие о конкурентоспособности товара:

  • конкурентоспособность товара по потреблению — это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов;
  • конкурентоспособность товара по потреблению и производству — это совокупность потребительских и экономических характеристик товара в сферах потребления и производства относительно аналогичных характеристик товаров–конкурентов.

Для определения  цены потребления в зависимости  от потребительских характеристик  вводится понятие конкурентоспособности  товара по ценообразованию.

Конкурентоспособность товара по ценообразованию — это совокупность потребительских характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

С целью всесторонней, комплексной и количественной оценки уровня и динамики повышения конкурентоспособности  организации требуется уточнить понятия конкурентоспособности  продукции.

Конкурентоспособность продукции по потреблению — это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и стоимостным параметрам относительно товаров–конкурентов.

Конкурентоспособность продукции по потреблению и производству —это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых товаров, оцененных по потребительским и экономическим параметрам относительно товаров–конкурентов.

С целью более  объективной оценки конкурентоспособности  товара и продукции предлагается производить её средневзвешенными  интегральными показателями конкурентоспособности:

  • средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности товара — это интегральные показатели конкурентности товара по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно нескольких конкурирующих товаров;
  • средневзвешенный интегральный показатель конкурентоспособности продукции — это средневзвешенные интегральные показатели конкурентности товаров по определённой совокупности параметров, взвешенные относительно выпускаемых товаров предприятия [52. С. 74].

К факторам конкурентоспособности можно отнести: качество товара и его соответствие спросу; экологическую чистоту; себестоимость  и цену; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара зависит  от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции товара, его свойства, удовлетворяющие какие-либо потребности потенциальных покупателей.

При изучении конкурентоспособности продукции  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие "атрибут" включает характеристики продукта и выгоды потребителей. При  традиционной оценке конкурентоспособности  обычно считают, что связь между  результирующим показателем конкурентоспособности  и факторными является функциональной.

Факторы, определяющие предпочтение, необходимо выявлять в  каждом случае. Они определяются в  зависимости от особенностей продукции.

Различают жесткие  потребительские параметры, которые  соответствуют строго регламентируемым стандартами конструктивным и технологическим  признакам, его потребительским  свойствам и функциям, а также  мягкие потребительские параметры, отражающие эстетические психологические  свойства товара.

По своей  сути конкурентоспособность продукции  — это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых  потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности  именно данного образца, а точность этой оценки подтверждает фактом траты  денег на покупку.

 

1.2 Показатели  конкурентоспособности продукции  и методы их оценки

Одной из основных проблем конкурентоспособности  товара является получение ее числовой оценки. Для эффективного управления системой качества на предприятии необходимо располагать как системой показателей, так и способами их расчета. Важная роль при оценке конкурентоспособности товара принадлежит технико–экономическим показателям.

Информация о работе Управление системой обеспечения конкурентоспособности продукции