Управление рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором вы держите свои денежные средства, может обанкротиться, деловой партнер, с которым заключена сделка, — оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, — некомпетентным

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Управление рисками в организации………………………………………….3
Цели управления рисками………………………………………………...3
1.2 Виды рисков………………………………………………………………4
1.3Внешние и внутренние факторы системы управления рисками. Элементы системы управления рисками………………………………………..7
1.4Управление рисками: этапы и методы…………………………………...9
1.5 Принципы управление различными видами рисков…………………..13
1.6 Организация управления рисками……………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Введение

Работа содержит 1 файл

КР Менеджмент.docx

— 79.35 Кб (Скачать)

Первым этапом управления рисками  является постановка целей. Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с риском, бессмысленным. С позиции методологии исследования рисков, на данном этапе происходит определение условий, которым должны удовлетворять методы исследования рисков. Например, определяется, какие меры риска будут применены для оценки степени достижения цели. На основании целей устанавливается характер применяемых методов исследования риска.

Вторым этапом риск-менеджмента является анализ риска (повторный анализ риска). Он, в свою очередь, состоит из двух подэтапов – количественного и качественного анализа риска. Для их обозначения используются понятия "выявление" и "оценка" риска. Выявление рисков – это качественная составляющая анализа, а оценка — это количественное описание выявленных рисков. Каждый из подэтапов анализа риска содержит в себе множество методов, различных по своей природе и назначению.

При качественном анализе риска  используемые методы можно разделить  на четыре группы:

  1. Методы, базирующиеся на анализе имеющейся информации
    • рассмотрение и анализ первичных документов финансовых и управленческих;
    • анализ данных периодических (годовых, квартальных) отчетов организации.
  2. Методы сбора новой информации
    • стандартизированный опросный лист;
    • персональные инспекционные посещения производственных подразделений организации;
    • консультации со специалистами, как работающими в самой организации, так и внешними.
  3. Методы моделирования деятельности организации
    • составление и анализ диаграммы организационной структуры организации;
    • анализ карты потоков, отражающей технологические потоки производственных процессов.
  4. Эвристические методы качественного анализа

Рассматривая методы количественного  анализа рисков, можно составить  следующую классификацию методов:

  1. Аналитические методы
    • анализ чувствительности
    • анализ сценариев
  2. Вероятностно-теоретические методы
    • статистические методы
    • имитационное моделирование (метод симуляций Монте-Карло, метод исторических симуляций)
    • методы построения деревьев (деревья событий, деревья отказов, события-последствия)
    • логико-вероятностные методы
  3. Эвристические методы количественного анализа
  4. Нетрадиционные методы
    • системы искусственного интеллекта (нейронные сети)
    • моделирование на основе аппарата нечеткой логики.

В разных источниках приводятся различные  классификации методов воздействия  на риск [1, c. 71].

 Приведем одну из классификаций  групп методов управления риском:

•  избежание риска,

•  снижение риска,

•  принятие риска на себя,

•  передача части или всего риска третьим лицам.

Примером несоответствия деятельности, подверженной рискам, практическим принципам  исследования рисков является ситуация, когда снижение рисков не ведет к  уменьшению вероятности их возникновения  и возможного ущерба, в связи, с чем наилучшим способом работы является его избежание – например, отказ от проекта, реализация которого ведет к рискам, катастрофическим для предприятия.

Сутью методов снижения риска является уменьшение вероятности наступления риска и уменьшение объемов возможных потерь. Наиболее показательным для данной группы методов является использование результатов метода "построения деревьев". Например, разработка дерева отказов позволяет определить все возможные причины отказа системы (технико-производственный риск) и, тем самым, дает возможность понизить вероятность возникновения ущерба.

Третья группа - принятие риска на себя, - означает оставление всего (или части) риска за компанией и покрытие возможных потерь собственными средствами. Наиболее часто данные методы применяются, если риски маловероятны и возможный ущерб невелик. Одной из проблем в данном случае является определение размера резервного фонда, предназначенного для покрытия риска.

Методы передачи риска третьим лицам применяются в том случае, если риски весьма вероятны и размер ущерба невелик. Либо если вероятность наступления ущерба низка, однако его размер значителен. Наиболее часто используемым методом этой группы является страхование – передача риска в страховую компанию, хеджирование риска на рынке ценных бумаг и пр. [3, c. 27]

Непосредственно с анализом риска  связан третий этап – выбор (корректировка) методов управления риском. На данном этапе происходит оценка сравнительной эффективности указанных методов, а также анализируется их воздействие в комплексе. Необходимость этого объясняется тесной взаимосвязью рисков между собой.

 

Четвертым этапом управления рисками  является контроль и переосмысление рисков. На этом этапе исследование риска позволяет получить новую информацию о сущности риска, о правильности предыдущих выводов о его природе.

Таким образом, весь процесс управления рисками можно отобразить следующим образом (рис.2):

Рис. 2 Процесс исследования риска

На каждом из этапов используются свои методы исследования рисков, каждый из них по отдельности дает результаты, являющиеся исходными данным и для  последующих этапов, что требует  объединения этих этапов в систему. Это позволит максимально эффективно добиваться целей, поставленных перед  организацией, поскольку информация, получаемая на каждом из этапов, позволяет  корректировать не только методы воздействия  на риск, но и переосмысливать цели, ставящиеся перед организацией.

 

1.5 Принципы управления различными видами рисков

В общем, управление рисками начинается с выявления и оценки всех возможных угроз, с которыми компания сталкивается в процессе своей деятельности. Затем осуществляется поиск альтернатив, то есть рассматриваются менее рискованные варианты осуществления деятельности с возможностью получения тех же доходов. При этом необходимо сопоставлять затраты на реализацию менее рискованной сделки и размеры риска, который удастся снизить. Другими словами, не должно получиться так, что компания избежала риска потерять 100 тыс. долл., потратив на это 200 тысяч. После того как риски выявлены и оценены, руководство должно решить, принимать эти риски или уклоняться от них. Принятие рисков подразумевает, что компания берет на себя ответственность по самостоятельному предотвращению и ликвидации последствий этих рисков. Руководство компании также может уклоняться от рисков, то есть либо избегать видов деятельности, связанных с данными рисками, либо страховать их. Решение о принятии или уклонении от тех или иных рисков во многом зависит от реализуемой компанией стратегии и так называемого отношения к риску. Управление рисками — это не столько разработка мероприятий противодействия факторам риска, сколько изменение системы принятия управленческих решений в организации.

При управлении кредитными рисками компания предварительно определяет приемлемый размер потерь, который она может себе позволить (лимит потерь). В том случае, если та или иная сделка характеризуется риском потерь, размер которых превышает установленный лимит, она отклоняется. Предполагается, что вероятность дефолта со стороны сразу нескольких покупателей (заемщиков) довольно низка, поэтому в качестве основного показателя рассматривается объем убытков на одного клиента. В мировой практике максимальный размер кредитного риска на одного клиента варьируется в пределах 15–25% от собственного капитала компании. Каждая организация выбирает для себя эту величину в зависимости от отношения к риску. После определения максимально допустимого размера кредитного риска на одного клиента необходимо оценить вероятность неисполнения каждым конкретным покупателем (заемщиком) своих обязательств. Сделать это можно путем анализа внутренних факторов, влияющих на кредитоспособность клиента, таких как стабильность денежных потоков, величина собственного капитала, кредитная история, качество управления и т. д. Каждому из вышеперечисленных факторов риск-менеджер присваивает определенный вес (оценку значимости показателя в процентах) и балл (качественную оценку). По результатам кредитного анализа составляется сводная рейтинговая таблица, в которой каждому контрагенту присваивается риск-класс (рейтинг кредитоспособности).

Пример 1

В рейтинговой таблице представляется трехуровневая структура факторов, влияющих на кредитоспособность клиента.

Все факторы делятся на внутренние и внешние. Балл группы факторов определяется как сумма произведений оценок факторов и их веса. Так, балл качественных факторов определяется следующим образом: 8х0,25+4х0,15+1х0,5+3х0,2+5х0,15=4,2. При этом качественным факторам присваивается вес 55%. Аналогично определяются балл и вес количественных, отраслевых и страховых факторов. Итоговый балл является суммой оценок внешних и внутренних факторов. Риск-класс устанавливается на основе рассчитанного итогового балла оценки клиента. Каждое предприятие разрабатывает свою шкалу, в которой итоговому баллу соответствует определенный риск-класс. Затем на основе каждого риск-класса определяется размер кредитных лимитов, который может варьироваться от максимально возможного до нуля. Чем выше риск-класс, тем ниже вероятность дефолта со стороны покупателя и тем больший кредитный лимит ему будет установлен. Для эффективного управления кредитными рисками не достаточно установить кредитные лимиты для клиентов — необходимо осуществлять регулярный мониторинг клиентской кредитоспособности, периодически корректировать рейтинговые таблицы и пересматривать установленные лимиты. Делать это целесообразно раз в квартал либо при наступлении любого значительного события, которое прямо или косвенно может повлиять на кредитоспособность клиента.

Размер возможных потерь по конкретному активу компании (готовая  продукция, валютные портфели, инвестиционные портфели и т. д.), подверженному влиянию рыночного риска, может быть определен как на основании «исторического» анализа, так и путем экспертных оценок.

При управлении рыночными  рисками можно установить следующие  виды лимитов:

  • на сумму сделки по приобретению или реализации продукции, если она заключается на таких условиях, при которых результат ее проведения зависит от колебания рыночных цен;
  • на размер валютной составляющей активов, которые снижают вероятность потерь в случае изменения курса какой-либо валюты;
  • на совокупный размер собственного инвестиционного портфеля компании.

Пример 2

Рассчитаем лимит на сумму  сделки по реализации продукции. По условиям сделки компания должна поставить продукцию  покупателю через несколько месяцев  после заключения договора по заранее  оговоренной цене.

Капитал компании составляет 100 млн долл.; максимально допустимый утвержденный размер единовременных потерь компании — 20% от капитала, то есть 20 млн долл. На основании исторического анализа, проведенного риск-менеджером, было определено, что максимальный размер потерь при заключении подобной сделки может составлять 50% от размера сделки. Лимит сделки будет равен 40 млн долл. (100 млн долл. х 20% : 50%). Таким образом, максимальный размер потерь по сделке в случае наступления наихудшего из возможных рыночных сценариев мы определили как 50%. Другими словами, при максимально допустимом размере потерь в 20 млн долл. мы можем заключить сделку на сумму 40 млн. долл.

Окончательный размер лимита корректируется высшим руководством компании исходя из стратегии развития, наличия  свободных денежных средств и  отношения компании к риску. Необходимо также регулярное проведение так  называемых стресс-тестингов, то есть моделирование последствий наиболее неблагоприятных событий. К примеру, моделируется ситуация значительного роста цен на сырье и материалы и проводится анализ последствий такого роста для предприятия, делаются выводы и разрабатываются соответствующие меры.

Основой управления рисками ликвидности является анализ планируемых денежных потоков компании. Данные о сроках и размерах поступлений и выплат при составлении бюджета движения денежных средств корректируются с учетом выявленных рисков. Например, при выявлении кассовых разрывов менеджмент компании должен ликвидировать их путем перераспределения денежных потоков либо запланировать получение краткосрочного кредита или займа на покрытие таких разрывов.

Операционные  риски неразрывно связаны с деятельностью предприятия, и управляют ими, как правило, руководители структурных подразделений, также вопросы управления рисками контролируются топ-менеджерами компании, финансовым директором или представителями собственника. К примеру, начальник производственного подразделения контролирует изношенность оборудования и определяет необходимые мероприятия для предотвращения сбоев, связанных с выходом из строя оборудования.

Принципы управления операционными  рисками аналогичны способам управления другими видами рисков: выбор критерия управления (установление лимитов или  нормы соотношения риска к  доходу), идентификация и измерение  рисков, а также проведение мероприятий  по их оптимизации. Для управления операционными  рисками необходимо контролировать сигналы о рисках. В качестве таких  сигналов могут выступать и служебные  записки об осложнившейся обстановке на каком-либо участке, о частых поломках различных узлов одного и того же станка, свидетельствующие о высокой  вероятности его выхода из строя.

Информация о работе Управление рисками