Управление рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Деятельность любого предприятия неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором вы держите свои денежные средства, может обанкротиться, деловой партнер, с которым заключена сделка, — оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, — некомпетентным

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Управление рисками в организации………………………………………….3
Цели управления рисками………………………………………………...3
1.2 Виды рисков………………………………………………………………4
1.3Внешние и внутренние факторы системы управления рисками. Элементы системы управления рисками………………………………………..7
1.4Управление рисками: этапы и методы…………………………………...9
1.5 Принципы управление различными видами рисков…………………..13
1.6 Организация управления рисками……………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Введение

Работа содержит 1 файл

КР Менеджмент.docx

— 79.35 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Управление рисками в организации………………………………………….3
    1. Цели управления рисками………………………………………………...3

1.2  Виды рисков………………………………………………………………4

1.3Внешние и внутренние факторы системы управления рисками. Элементы системы управления рисками………………………………………..7

1.4Управление рисками: этапы и методы…………………………………...9

1.5 Принципы управление различными видами рисков…………………..13

1.6 Организация управления рисками……………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20 

Введение

Деятельность любого предприятия  неразрывно связана с понятием «риск»: банк, в котором вы держите свои денежные средства, может обанкротиться, деловой партнер, с которым заключена  сделка, — оказаться недобросовестным, а сотрудник, принятый на работу, —  некомпетентным. Не стоит забывать и о стихийных бедствиях, компьютерных вирусах, экономических кризисах и  других явлениях, способных нанести  урон компании. В связи с этим каждая организация должна предвидеть возможные риски, уметь избегать или управлять ими, особенно в условиях рынка и в самом разгаре мирового кризиса. Таким образом, актуальность темы контрольной работы налицо.

Главная цель контрольной  работы – управление рисками на уровне организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:  постановка целей  управления рисками, выделение видов  рисков, принципов управления ими, этапов и методов управления рисками, а  также выявление внешних и  внутренних факторов системы управления рисками, элементов системы. Сделать  выводы и дать рекомендации по изученному вопросу. 

1 Управление рисками  в организации

Для того чтобы компания могла принимать обоснованные решения  в условиях неопределенности, она  должна выработать политику по управлению рисками. Управление рисками следует  регламентировать специальным внутренним документом — программой по управлению рисками. Как правило, она включает следующие разделы:

  • определение понятия «риск», принятое на предприятии;
  • цели управления рисками;
  • классификация и подробное описание основных видов рисков, с которыми может столкнуться компания;
  • принципы управления различными видами рисков;
  • организация управления рисками.

Каждый финансовый менеджер имеет свое представление о риске, методах его оценки и способах определения его размеров. В толковом словаре русского языка С. Ожегова  риск определяется как «возможная опасность; действие наудачу в надежде на счастливый исход». Следует отметить, что понятие «риск» трактуется по-разному в зависимости от сферы обращения риска. Для математиков риск — это функция распределения случайной величины, для страховщиков — объект страхования, размер возможного страхового возмещения, связанного с объектом страхования. Для инвесторов же риск — это неопределенность, связанная со стоимостью инвестиций в конце периода, вероятности не достичь цели и т. д.

 

1.1 Цели управления рисками

В зависимости от сферы  деятельности, деловой среды, стратегии  развития и других факторов компания может сталкиваться с различными видами рисков. Тем не менее, существуют общие цели, достижению которых должен способствовать эффективно организованный процесс управления рисками. Как правило, основная цель, которую преследуют компании при создании системы управления рисками, — это повышение эффективности работы, снижение потерь и максимизация дохода. Для достижения этой цели основой системы управления рисками должны стать принципы комплексности, непрерывности и интеграции.

Принцип комплексности подразумевает  взаимодействие всех подразделений  компании в процессе выявления и  оценки рисков по направлениям деятельности. Например, отдел сбыта не должен устанавливать лимиты на кредитование покупателей. Не менее важным принципом  системы управления рисками предприятия  является непрерывность, то есть постоянный мониторинг и контроль рисков предприятия. Это необходимо, поскольку условия, в которых работает предприятие, постоянно меняются, появляются новые  риски, которые тоже требуют тщательного анализа и контроля. Принцип интеграции позволяет учесть взаимосвязь отдельных рисков. Как показывает практика, выявление таких связей между рисками дает возможность сформировать более взвешенную оценку ситуации и соответственно оптимизировать потребность в объеме средств, необходимых для обеспечения сбалансированной непрерывной деятельности компании.

 

1.2 Виды рисков

Основные виды рисков, с которыми сталкивается компания:

Под кредитными рисками подразумевают вероятные потери, связанные с отказом или неспособностью контрагента полностью или частично выполнить свои кредитные обязательства. Например, покупатель может не выполнить обязательства по оплате товаров, после того как они были ему поставлены. Размер ущерба в результате наступления рискового события определяется как стоимость всех непокрытых обязательств контрагента перед компанией в денежном выражении, включая возможные расходы, связанные с возвратом его долга.

Рыночные риски характеризуют возможные потери, возникающие в результате изменения конъюнктуры рынка. Они связаны с колебаниями цен на товарных рынках и обменных курсов валют, курсов на фондовых рынках и т. д. К примеру, компания заключила договор на поставку товаров покупателю через определенное время и зафиксировала в договоре цену поставки. Когда подошел срок исполнения обязательств по договору, покупатель отказался от выполнения условий сделки. К этому времени цена на рынке на этот товар значительно снизилась, в результате из-за реализации товаров по более низкой цене другому покупателю компания понесла убытки. Рыночным рискам в наибольшей степени подвержены такие активы компании как товары, денежные средства, ценные бумаги и т. д.

Риски ликвидности — вероятность получения убытка из-за нехватки денежных средств в требуемые сроки и, как следствие, неспособность компании выполнить свои обязательства. Наступление такого рискового события может повлечь за собой штрафы, пени, ущерб деловой репутации фирмы, вплоть до объявления ее банкротом. К примеру, компания должна рассчитаться по своим кредиторским обязательствам в течение двух недель, но из-за задержки платежа за отгруженную продукцию она не располагает наличными денежными средствами. Очевидно, что со стороны кредиторов к предприятию будут применены штрафные санкции.

Под операционными рисками подразумеваются потенциальные потери компании, вызванные ошибками либо непрофессиональными (противоправными) действиями персонала компании, а также сбоями в работе оборудования. В качестве примера можно привести риск выпуска бракованной продукции в результате нарушения технологического процесса. К операционным рискам промышленной компании необходимо относить и так называемые форс-мажорные риски (например, риски воздействия природных катастроф).

Юридические риски представляют собой возможные потери в результате изменения законодательства, налоговой системы и т. д. Юридический риск может возникнуть из-за несоответствия внутренних документов компании (клиентов и контрагентов) существующим законодательным нормам и требованиям. К примеру, сделка будет признана недействительной, если договор между организациями оформлен с нарушением юридических норм и правил [4, c. 12].

На практике существует много  различных классификаций рисков. Помимо кредитных, рыночных, операционных, правовых и других рисков нередко  выделяют стратегические и информационные. Стратегические риски представляют собой опасность убытков из-за неопределенности, обусловленной долгосрочными стратегическими решениями компании. Под информационными рисками понимают вероятность ущерба в результате потери значимой для компании информации.

Управленческий риск как  многофакторная категория менеджмента  исследуется в динамике целенаправленного  циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры. В связи с этим существует следующая классификация рисков при антикризисном управлении [5]:

Таблица 1

Признак

Вид риска

Назначение риска

Риск, предполагающий потери; риск, предполагающий выгоду

Функциональные особенности  риск-процесса

Маркетинговый; инновационный; инвестиционный; производственный; страховой; финансовый

Содержание риск-результата

Экономический; социальный; правовой; организационный; инновационный; психологический; имиджевый

Последствия реализации

риск-решения

Социальные; политические; экологические; демографические

Уровень внешних факторов (источников) риска

Международный; макроэкономический; региональный

Рыночный фактор риска

Конкурентный; конъюнктурный; ценовой; коммуникационный

Рынки факторов производства как источники риска

Человеческих ресурсов; информационный; финансовых ресурсов; материальных ресурсов; временной

Средства воздействия

Целевой; стратегический; тактический; прогнозируемый; планируемый; концептуальный; мотивационный; стимулирующий; структурный

Характер проявления

Субъективный; объективный; неправомерный (правомерный); неоправданный (оправданный); криминогенный

Метод (методология)

Экспертный; экономико-математический; дисконтирования; статистический; интуитивный


 

1.3 Внешние и внутренние факторы системы управления рисками. Элементы системы управления рисками

Внешними факторами системы управления риском являются:

  • нормативная база в сфере регулирования риска (нормативы, методики, рекомендации, стандарты бухгалтерского учета и т.п.);
  • макроэкономические факторы;
  • зарубежный опыт управления риском.  
    Наиболее характерными чертами внешней среды является динамичность многообразие и интегрированность. Динамичность предполагает быструю изменчивость внешней среды. Задача - создавать адаптивные системы управления риском, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а меняются вместе с ней. Следующая характерная черта внешней среды - многообразие. Современная организация взаимодействует с огромным числом различных объектов - акционерами, клиентами, партнерами, Центральным банком, органами власти, конкурентами и т.д. Все это многообразие усугубляется еще и тем, что все объекты связаны между собой множеством нитей - экономических, информационных, политических, административных, постоянно влияют друг на друга, то есть внешняя среда интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия организации с любым из этих объектов влечет за собой изменение отношений и с остальными.

Внутренние факторы системы управления риском включают:

  • специфику деятельности организации, его политику, стратегию и тактику,
  • организационную структуру,
  • квалификацию персонала.  
    Основными чертами внутренней среды являются:
  • стремление к выживанию,
  • постоянное изменение, развитие, направленное на приспособление к внешней среде,
  • совершенствование,
  • наличие целостности, единого предназначения для всех элементов.  
    Как система управления, управление риском предполагает осуществление ряда процессов и действий, которые представляют собой элементы системы управления риском. К ним можно отнести:
  • идентификацию и локализацию риска;
  • анализ и оценку риска;
  • способы минимизации и предотвращения риска;
  • мониторинг рисковых позиций.

Процесс управления риском можно упрощенно  представить в виде блок-схемы (рис. 1).

 
Рис. 1 Блок-схема процесса управления риском:

 
1 - сбор и обработка данных; 2 - качественный анализ риска; 

3 - количественная оценка риска; 4 - оценка приемлемости риска; 

5, 11 - оценка возможности снижения  риска; 6,12 - выбор методов и формирование  вариантов снижения риска, 

7 - оценка возможности увеличения  риска; 8- формирование и выбор  вариантов увеличения риска;

9,13 - оценка целесообразности снижения  риска; 

10 -оценка целесообразности увеличения  риска; 14 - выбор варианта снижения  риска; 

15 - реализация проекта (принятие  риска); 16 - отказ от реализации проекта (избежание риска).

По мере перехода от одного этапа  к другому при необходимости  может уточняться потребность в  дополнительной информации, осуществляться ее сбор и обработка [6].

 
1.4 Управление рисками: этапы и методы.

На основе проведенного анализа  разработок исследователей в области  риск-менеджмента предлагается выделить четыре этапа, наличие которых представляется достаточным и необходимым условием эффективного управления рисками. Следует отметить, что эти четыре этапа являются взаимозависимыми.

Информация о работе Управление рисками