Управление рисками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение самого понятия риска, его влияния на деятельность рисковых предприятий, описание методов оценки, анализа риска и способов его снижения. В общем, будут рассмотрены вопросы, необходимые для эффективного управления риском.

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     2.4.3 Страхование

     Страхование представляет собой экономическую категорию, сущность которой заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями внутри общества, возникающими по причине хозяйственных отношений между членами общества.

     Страхование выполняет четыре функции:

  1. Рисковая функция. Выражается в возмещении риска. В рамках действия этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования в связи с последствиями случайных страховых событий. Рисковая функция страхования является главной, т.к. страховой риск непосредственно связан с основным назначением страхования по возмещению материального ущерба пострадавшим.
  2. Предупредительная функция – финансирование за счет средств страхового фонда мероприятий по уменьшению страхового риска.
  3. Сберегательная функция – при помощи страхования сберегаются средства на дожитие. Это сбережение вызвано потребностью в страховой защите достигнутого семейного достатка.
  4. Контрольная функция – контроль за строго целевым формированием и использованием средств страхового фонда.

     Страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное страхование осуществляется в силу закона.

     Добровольное  страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Страхование коммерческих операций риска имеет очень широкую номенклатуру.

     Для снижения степени риска используются имущественное страхование и  страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др.

     По  целям и технике проведения операции хеджирование делится на хеджирование продажей (заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок), хеджирование покупкой (заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара).

     Фьючерсы (фьючерсные контракты) предполагают покупку  или продажу какого-либо актива в  будущем по цене, зафиксированной в момент заключения фьючерсной сделки. В качестве основного может выступать какая-нибудь ценная бумага, иностранная валюта, нефть, металл, зерно и другие товары, торговля которыми осуществляется на различных биржах. Покупая фьючерс, предприятие может застраховаться от резкого изменения цен на базисный товар в будущем[14].

     2.4.4 Взаимосвязь риска и доходности

     Если  риски не учитываются в хозяйственном  плане, тогда они становятся источником, с одной стороны, убытков, а с  другой — прибылей. Можно выбрать  решения, содержащие меньше риска, но при этом меньше будет и получаемая прибыль. Более высокий риск связан с вероятностного извлечения более высокого дохода. Данную проблему легче рассмотреть на примере рынка ценных бумаг (а именно, акций).

     Доходы  от акций складываются из двух составляющих, дивидендов и курсовой доходности, обусловленной разностью между текущей рыночной ценой и ценой покупки. Оценка инвестиционной привлекательности акций с точки зрения высоких дивидендов востребована для долгосрочных инвестиций, имеющих смысл при стабильно благоприятных экономических условиях. В этом случае стратегия управления инвестициями довольно проста - "купи и держи". Но такая примитивная стратегия длительного пассивного ожидания довольно опасна. Цена акций может упасть, компания обанкротиться, тогда вложенные деньги будут потеряны. Поэтому на более коротких интервалах времени нужно применять активные стратегии управления, главным образом ориентированные на извлечение прибыли из разности цен покупки и продажи. Волатильность (показатель изменчивости цены бумаги за определенный период времени) цены дает принципиальную возможность получать значительные доходы от активной торговли акциями. Высоко волатильные акции могут принести большой доход, но равно есть большой риск сильно проиграть. С другой стороны, акции с меньшей волатильностью уменьшают риск проигрыша, но и уменьшают возможный доход.

     

     Рисунок 1. Распределения доходностей высоко- и низковолатильных акций.

     Обе кривые на графике (рисунок 1) симметричны. Это свидетельствует о том, что с равной вероятностью цены могут как возрасти, так и понизиться. Возможность получить большой доход сопряжена с увеличенным риском потерпеть убытки. За риск отвечает левая часть распределения (часть графика, находящаяся слева от 0), а за доходность - правая. Так, высоко волатильные акции допускают высокие доходы, но игра на них сопровождается высоким риском.

     Стратегия будет эффективной, если центр тяжести  кривой такой плотности вероятности  будет смещен в положительную область. В этом случае доходность от одной сделки, в среднем, будет положительной, что обеспечит положительный суммарный доход при достаточной продолжительности управления.

     
     Рисунок 2. Стратегии, приносящие прибыль.

     На  рисунке 2 показаны две кривые, соответствующие  двум различным стратегиям, приносящим прибыль. При стратегии 1 максимум смещен в отрицательную область. Это  значит, что чаще будут иметь дело убыточные сделки. Но кривая очень быстро затухает в отрицательной области. То есть убытки будут невелики. В то же время в положительной области возможны сделки, хотя и нечастые, но с большой доходностью. Убыточные позиции закрываются сразу, принося много мелких потерь, а прибыль достигается благодаря редким, но крупным, выигрышам, обусловленным правильно угаданным трендом.

     Во  второй стратегии положительные  сделки происходят чаще, чем отрицательные. Такая картина более характерна для коротколаговых стратегий (краткосрочное планирование).

     Стратегии, смещающие функцию распределения  доходности в положительную область, в конечном счёте, дают положительный  доход, но наличие отрицательных "хвостов" линии распределения все же не исключает риска проигрыша. Риск тем больше, чем более волатильна цена акции.

     После того, как тщательно продумана  стратегия игры на акциях каждой компании отдельно и центр тяжести кривой плотности вероятности доходности смещен в положительную область, имеется возможность значительного  снижения риска, оставляя математическое ожидание дохода положительным. Такая возможность связана с формированием оптимального портфеля акций и с концепцией диверсификации портфеля. Диверсификация подразумевает составления портфеля акций многих компаний, выбраных по специфическим признакам таким образом, чтобы снизить риск. 
 
 

 

      Заключение 

     Исходя  из проведенных мною исследований данной темы, можно сделать следующие  выводы:

     Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

     Итак, следует напомнить, что существует три метода управления персоналом:

     - Административный метод;

     - Экономический метод;

     - Социально-психологический метод.

     Экономический метод основывается на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника».

     Административный  метод ориентирован на необходимость  дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться на конкретном предприятии  или организации.

     Социально-психологический  метод - это способ осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии.

     Руководители  предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

     Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей  работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

     Умелое  и грамотное применение и сочетание  различных методов управления, является одним из главных факторов успеха организации, ведь, люди - главное достоинство любой организации.

     Человек постоянно сталкивается с риском. Часто, не имея полной информации, нам  приходится делать выбор, который, к  сожалению, не всегда является правильным. Любой предприниматель всегда действует на свой страх и риск, дальнейшая деятельность организации будет зависеть именно от этого человека, от его дальновидности и знаний.

     В данной работе были рассмотрены виды рисков и потерь организаций, основные методы оценки и анализа рисков, принятия решений – то, без чего невозможно эффективное управление риском. Главная сложность проблемы управления рисками заключается в том, что не существует каких – либо «готовых» рецептов. Каждому вопросу, требующему рассмотрения на предприятии, нужен свой уникальный подход.

     Обязанности управляющего будут состоять в выборе наиболее подходящих для компании решений. Одна из основных его задач –  оценить риск и свести его к  минимуму, чтобы получить максимальную прибыль в случае удачной сделки и понести минимальные потери в случае неудачной сделки. Неправильно определив влияние некоторых факторов, менеджер может привести компанию к краху. Поэтому резко возрастает важность таких качеств, как опыт, квалификация, и, конечно, интуиция. Необходим постоянный анализ существующей ситуации, очень важно использование опыта других организаций (возможность учиться на чужих ошибках).

     В общем, управление рисками – проблема очень важная. Необходимо грамотное  определение направлений развития фирмы. Этим должен заниматься высококвалифицированный специалист.

     Список  используемой литературы 

     1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для ВУЗов. М.: Норма, 2001 г. 

     2. Дорошенко Л.С. Управление трудовыми ресурсами. К.: МАУП, 2000. 

     3. Мурашко Н.И. Управление персоналом организации. К.: Компас, 2002. 

     4. Управление персоналом организации: Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М,2000. 

     5. Управление персоналом: Энциклопедический словарь. Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М,2001. 

     6. Базаров Т.Ю., Еремен Б.Л. Управление  персоналом 2001 

     7. Управление персоналом Алексахина  Ю.В. Москва: МГОУ, 2001 

     8. http://www.fitnessmachine.ru

     9. Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами.– М.: Финансы и статистика, 1996, с.391-392.

     10. Керимов В.Э. Производственный леверидж – эффективный инструмент управленческого учета. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» №6 / 1999.

     11. Литовских А.М. Финансовый менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. 76c.

  1. Уткин Э.А. Риск – менеджмент М: 1998.

     13. http://www.franklin-grant.ru – сайт аналитической компании «Франклин и Грант».

    1. http://www.gaap.ru – электронная библиотека.

Информация о работе Управление рисками на предприятии