Управление рисками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:41, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение самого понятия риска, его влияния на деятельность рисковых предприятий, описание методов оценки, анализа риска и способов его снижения. В общем, будут рассмотрены вопросы, необходимые для эффективного управления риском.

Работа содержит 1 файл

кр.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и  реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.д.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.д.).

          Критический объем производства можно представить в виде:

     Окр=Зпост/(Ц - Зпер)

     где Окр – критический объем производства, Ц – цена единицы продукции, 3пост — постоянные затраты, 3пер –  переменные затраты.

     Чем больше разность между фактическим  объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.

     Любое изменение объема производства или  уровня продаж оказывает существенное влияние на прибыль (эффект производственного  левериджа). Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

     Производственный  леверидж определяется с помощью  следующей формулы [10]:

               либо             

     где ЭПЛ — эффект производственного левериджа, МД — маржинальный  доход, Зпост — постоянные затраты, П — прибыль.

     Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при некотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, а следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию.

  • Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска.

     Среднее ожидаемое значение связано с  неопределенностью ситуации, оно  выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов  Е(х), где вероятность каждого  результата А используется в качестве частоты или веса соответствующего значения х.

     Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn.

          Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить изменчивость показателей, определить меру колеблемости возможного результата. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.

          Дисперсия представляет собой  среднее взвешенное из квадратов  отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:

     s2=(å(х-е)2А)/(åА)

     где s2 – дисперсия, х – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения, е – среднее ожидаемое значение, А – частота случаев, или число наблюдений.

     Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратичного отклонения к средней арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.

     V=s/e*100

     где   V – коэффициент вариации, s – среднее квадратическое отклонение, е – среднее ожидаемое значение.

          Этот коэффициент позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака (до 10% – слабая колеблемость, 10—25% – умеренная колеблемость, более 25% — высокая колеблемость).

     В зарубежной практике в качестве метода количественного определения риска вложения капитала предлагается использовать древо вероятностей[9].

     Этот  метод позволяет точно определить вероятные будущие денежные потоки инвестиционного проекта в их связи с результатами предыдущих периодов времени.

 

      2.4 Методы организации управления риском

     2.4.1 Понятие риск-менеджмента.

     Предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью  избежать его он не может. Конечно, можно  просто уклониться от мероприятия, связанного с риском, однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.

     Риском  можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в  определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

     Главная цель менеджмента - добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве, необходимо постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском - риск-менеджменту.

     Риск-менеджмент – система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска[11].

     Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управления).

     Объектом  управления выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения  между хозяйствующими субъектами в  процессе реализации риска – связи  между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами.

     Субъект управления – группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Данный процесс осуществляется при  постоянном циркулировании необходимой информации между субъектом и объектом управления.  

     2.4.2 Методы снижения риска. 

     Общими  в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

  • не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
  • не забывать о последствиях риска;
  • не рисковать многим ради малого.

     Приобретение  надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную  роль, поскольку оно помогает принять  правильное решение по действиям  в условиях риска. Очень важны  сведения о вероятности того или  иного страхового события, о величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих  конкурентов, клиентов. В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины[12].

     В качестве органа управления риском может  выступать финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий  аппарат управления, проводящий венчурные и портфельные инвестиции (то есть рисковые вложения в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта), разрабатывающий программу рисковой инвестиционной деятельности. В его функции должны входить:

  • сбор, анализ, обработка и хранение информации об окружающей обстановке.
  • определение степени и стоимость рисков.
  • разработка стратегии и приемов управления, программы рисковых решений и организация ее выполнения, контроль и анализ результатов.
  • осуществление страховой деятельности.
  • ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

     При разработке стратегии из возможных  вариантов рисковых вложений капитала выбирается вариант, дающий наибольшую эффективность результата при минимальном или приемлемом для инвестора риске, при котором вероятности выигрыша и проигрыша для одного и того же рискового вложения капитала имеют наименьший разрыв. Оцениваются ожидаемые величины выигрыша и риска, и принимается решение вложить капитал в то мероприятие, которое позволяет получить ожидаемый выигрыш и одновременно избежать большого риска.

     В предпринимательской деятельности выделяют потери материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные  виды потерь.

     Материальные  виды потерь проявляются в непредусмотренных  проектом дополнительных затратах или  прямых потерях оборудования, имущества, продукции, сырья и т.д. Материальные потери измеряются в тех же единицах, в которых измеряется количество данного вида материальных ресурсов (в физических единицах веса, объема, площади и т.д.).

     Трудовые  потери – потери рабочего времени, вызванные непредвиденными обстоятельствами. Трудовые потери выражаются в человеко-часах, человеко-днях или просто часах рабочего времени. Перевод трудовых потерь в стоимостное, денежное выражение осуществляется путем умножения трудочасов на стоимость одного часа.

     Финансовые потери – прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными платежами, выплатой штрафов, уплатой дополнительных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг. Кроме того, финансовые потери могут быть при недополучении или неполучении денег из предусмотренных источников, при невозврате долгов, неоплате покупателем поставленной ему продукции, уменьшении выручки вследствие снижения цен на реализуемые продукцию и услуги, росте инфляции. Существуют временные финансовые потери, обусловленные замораживанием счетов, несвоевременной выдачей средств, отсрочкой выплаты долгов.

     Потери  времени существуют, когда процесс  предпринимательской деятельности идет медленнее, чем было намечено. Оценка таких потерь осуществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в получении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к каким потерям дохода, прибыли от предпринимательства способны приводить случайные потери времени.

     Специальные виды потерь имеют место в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Специальные виды потерь трудно определить в количественном и стоимостном выражении.

     Полностью избежать риска практически невозможно, но, зная источник потерь, можно снизить  их угрозу, уменьшить действие неблагоприятных  факторов. Очень важен финансовый риск. Чем выше отношение заемных  средств к собственным, тем больше предприятие зависит от кредиторов, тем серьезнее и финансовый риск, поскольку ограничение или прекращение кредитования, ужесточение условий кредита влечет обычно трудности и даже остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.п.

     Основные приемы снижения степени риска:

  • Диверсификация – процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, непосредственно не связанных между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.
  • Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Более полная информация позволяет сделать точный прогноз и снизить риск, что делает ее очень ценной. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
  • Лимитирование - установление предельных сумм расходов, продажи, кредита, сумм вложения капитала. Применяется банками для снижения степени риска при выдаче ссуд, хозяйствующими субъектами для продажи товаров в кредит, предоставления займов, определения сумм вложения капитала и т.п.
  • Резервирование – установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта.
  • Операции своп (соглашение об обмене активов и пассивов на аналогичные активы или пассивы с целью продления или сокращения сроков погашения или с целью повышения или снижения процентной ставки с тем, чтобы максимально увеличить доходы или минимизировать издержки финансирования).
  • Самострахование.  Создание натуральных и денежных страховых фондов непосредственно в хозяйствующих субъектах, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности.
  • Страхование - защита имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, то есть передача определенных рисков страховой компании.

Информация о работе Управление рисками на предприятии