Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:32, реферат
Актуальность темы не вызывает сомнения, ведь деятельность руководства является одной из самых влияющих на работу всей компании и это так в структуре любой организации. Безусловно, эффективное руководство - это залог процветания и успеха фирмы. Как сформировать эффективное руководящее звено, работающее на результат, как мотивировать руководящий персонал на качественную, результативную работу, обучать его или брать со стороны - все эти вопросы еще долго будут предметом споров и самых различных мнений из личного опыта каждого менеджера по развитию персонала.
Вступление
1. Управление подготовкой руководящих кадров.
1.1. Управление подготовкой резервов руководящих кадров.
1.2.Подготовка руководящих кадров, методы подготовки.
2. Проектирование (планирование) карьерного роста сотрудников.
2.1. Типы и этапы карьеры
2.2.Выбор карьеры
2.3. Планирование карьеры
2.4.Условия карьеры
3.Вертикальная и горизонтальная карьера, соответствующие особенности организационного поведения.
3.1.Вертикальная карьера
3.2.Горизонтальная карьера (карьера вширь)
Вывод
Список литературы.
В системе подготовки и
переподготовки управленцев доминирует
лекционная форма обучения. Посредством
лекций могут передаваться знания,
которые способствуют выработке
понятий. Для формирования понятий
и понятийного мышления необходимы
активная деятельность обучаемого, эффективные
методы обучения. Однако, по нашему мнению,
на базе существующих эффективных методов
нельзя построить программу
Метод деловых игр. Позволяет
выработать разнообразные умения и
навыки, в том числе и умения,
принимать решения, разрабатывать
стратегии развития персонала и
организации. Деловые игры приближены
к условиям реальной деятельности.
Они дают возможность обучающимся
не только найти решение конкретной
задачи, но и ощутить последствия
принятых решений. Это достигается
благодаря имитационному
Деловые игры накапливают эмпирический опыт, но не создают условия для овладения новыми способами деятельности. Они вырабатывают частные умения и навыки, но не понятийное мышление.
Метод анализа ситуаций. Эффект обучения достигается в результате обсуждения различных вариантов решения одной и той же задачи, углубления опыта, обучения на своих и чужих достижениях и ошибках. Однако дальше накопления и обобщения опыта таким путем продвинуться нельзя. Следовательно, деловые игры и методы анализа ситуаций не могут качественно изменить мышления обучаемых.
2. Проектирование (планирование) карьерного роста сотрудников.
Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.[3]
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и в неорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
2.1. Типы и этапы карьеры
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности)[2].
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
Встречаясь с
новым сотрудником, менеджер по персоналу
должен учитывать этап карьеры, который
он проходит в данный момент. Это
может помочь уточнить цели профессиональной
деятельности, степень динамичности
и главное — специфику
Таблица 1 – Этапы карьеры [1]
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая |
Особенности мотивации |
Предварительный |
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание |
Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональ-ных навыков |
Социальное признание, независимость |
Продвижение |
До 45 лет |
Профессио-нальное развитие |
Социальное признание, самореализация |
Завершение |
После 60 лет |
Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены |
Удержание социального признания |
Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности |
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее порациональней для данной цели считается типология обозначена в Табл. 2.
Таблица 2 – типология личностей Дж. Голланда. [1]
Тип личности |
Содержание деятельности |
Реалистический |
Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами |
Исследовательский |
Ориентация на поиск |
Артистичный |
Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию |
Социальный |
Ориентация на взаимодействие с людьми |
Предпринимательский |
Ориентация на влияние на людей |
Конвенциональный |
Ориентация на манипулирование данными, информацией |
2.2.Выбор карьеры
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.
Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.
Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова . Все виды деятельности разделены по предметам труда:
Тип П — “человек — природа”, если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.
Тип Т — “человек — техника”, если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.
Тип Ч — “человек — человек”, если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.
Тип З — “человек — знак”, если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Тип Х — “человек — художественный образ”, если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.
Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии (Табл. 3)
Таблица 3 – основные ситуации выбора профессии[3]
Традиция |
Вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев |
Случай |
Выбор произошел случайно в силу некоего события |
Долг |
Выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми |
Целевой выбор |
Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей профессиональной деятельности) |
Этап карьеры (как
точка на временной оси) не всегда
связан с этапом профессионального
развития. Человек, находящийся на этапе
продвижения, в рамках другой профессии
может не быть еще высоким профессионалом.
Поэтому важно разделять этап
карьеры — временной период развития
личности и фазы развития профессионала
— периоды овладения
В соответствии с фазами развития профессионала различают:
Схема 1 - Фазы развития профессионала[3]
Наставник | ||||||||
Авторитет |
||||||||
Интернал |
Мастер |
|||||||
Адепт |
Адаптант |
|||||||
Оптант |
2.3. Планирование карьеры
Одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.
Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Процесс планирования карьеры изображен на Рисунке 3.
Усатенко А. В. Управление персоналом
Обучение планированию карьеры
Обучение
Информация о вакансиях
Консультации
Подготовка плана развития карьеры
Нет
Рисунок 3 – Процесс планирования карьеры[1]
Перечень профессиональных
и должностных позиций в
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в таблице 4.
Информация о работе Управление развитием резерва управляющих кадрров