Управление развитием резерва управляющих кадрров

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:32, реферат

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнения, ведь деятельность руководства является одной из самых влияющих на работу всей компании и это так в структуре любой организации. Безусловно, эффективное руководство - это залог процветания и успеха фирмы. Как сформировать эффективное руководящее звено, работающее на результат, как мотивировать руководящий персонал на качественную, результативную работу, обучать его или брать со стороны - все эти вопросы еще долго будут предметом споров и самых различных мнений из личного опыта каждого менеджера по развитию персонала.

Содержание

Вступление
1. Управление подготовкой руководящих кадров.
1.1. Управление подготовкой резервов руководящих кадров.
1.2.Подготовка руководящих кадров, методы подготовки.
2. Проектирование (планирование) карьерного роста сотрудников.
2.1. Типы и этапы карьеры
2.2.Выбор карьеры
2.3. Планирование карьеры
2.4.Условия карьеры
3.Вертикальная и горизонтальная карьера, соответствующие особенности организационного поведения.
3.1.Вертикальная карьера
3.2.Горизонтальная карьера (карьера вширь)
Вывод
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 221.63 Кб (Скачать)

В системе подготовки и  переподготовки управленцев доминирует лекционная форма обучения. Посредством  лекций могут передаваться знания, которые способствуют выработке  понятий. Для формирования понятий  и понятийного мышления необходимы активная деятельность обучаемого, эффективные  методы обучения. Однако, по нашему мнению, на базе существующих эффективных методов  нельзя построить программу развивающего обучения, поскольку они не выходят  за рамки рассудочно-эмпирической формы  мышления. Примером могут быть такие  распространенные активные методы подготовки управленцев, как деловые игры и анализ конкретных ситуаций.

Метод деловых игр. Позволяет  выработать разнообразные умения и  навыки, в том числе и умения, принимать решения, разрабатывать  стратегии развития персонала и  организации. Деловые игры приближены к условиям реальной деятельности. Они дают возможность обучающимся  не только найти решение конкретной задачи, но и ощутить последствия  принятых решений. Это достигается  благодаря имитационному моделированию  управляемого объекта и воздействий  на эту модель. При этом играющие выбирают вариант решения, стремясь получить наилучший результат относительно заданного критерия, который оценивают  по алгоритму, скрытому от играющего. Посредством  проб и ошибок играющие учатся формировать  такие последовательности действий, которые позволяют получать высокие  результаты в модельных ситуациях. Благодаря имитационному моделированию  происходит формирование навыка практических действий.

Деловые игры накапливают  эмпирический опыт, но не создают условия  для овладения новыми способами  деятельности. Они вырабатывают частные  умения и навыки, но не понятийное мышление.

Метод анализа ситуаций. Эффект обучения достигается в результате обсуждения различных вариантов  решения одной и той же задачи, углубления опыта, обучения на своих  и чужих достижениях и ошибках. Однако дальше накопления и обобщения  опыта таким путем продвинуться нельзя. Следовательно, деловые игры и методы анализа ситуаций не могут  качественно изменить мышления обучаемых.

 

 

 

 

 

 

2. Проектирование (планирование) карьерного роста сотрудников.

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.[3]

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями  внутри- и в неорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

2.1. Типы  и этапы карьеры

Можно выделить несколько  принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам  карьеры.

Профессиональная  карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности)[2].

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.[2]

Встречаясь с  новым сотрудником, менеджер по персоналу  должен учитывать этап карьеры, который  он проходит в данный момент. Это  может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

 

Таблица 1 – Этапы карьеры [1]

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая  
характеристика

Особенности мотивации  
(по Маслоу)

Предварительный

До 25 лет

Подготовка к  трудовой деятельности, выбор области  деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

До 30 лет

Освоение работы, развитие профессиональ-ных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

До 45 лет

Профессио-нальное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к  переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального  признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими  видами деятельности

Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности


 

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы  профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать  тип личности человека, выбирающего  область деятельности. Наиболее порациональней для данной цели считается типология обозначена в Табл. 2.

 

 

Таблица 2 – типология личностей Дж. Голланда. [1]

Тип личности

Содержание деятельности

Реалистический

Ориентация на манипулирование  инструментами и механизмами

Исследовательский

Ориентация на поиск

Артистичный

Ориентация на эмоциональные  проявления, самопрезентацию

Социальный

Ориентация на взаимодействие с людьми

Предпринимательский

Ориентация на влияние  на людей

Конвенциональный

Ориентация на манипулирование  данными, информацией


 

2.2.Выбор карьеры

Хотя по концепции  Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и  второй (третьей) ориентации, тем ближе  типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова . Все виды деятельности разделены по предметам труда:

Тип П — “человек — природа”, если главный, ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т — “человек — техника”, если главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Тип Ч — “человек — человек”, если главный, ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.

Тип З — “человек — знак”, если главный, ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Тип Х — “человек — художественный образ”, если главный, ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже  определившимся профессионалом, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие  основные ситуации выбора профессии (Табл. 3)

Таблица 3 – основные ситуации выбора профессии[3]

Традиция

Вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев

Случай

Выбор произошел  случайно в силу некоего события

Долг

Выбор профессии  связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или  обязательствах перед людьми

Целевой выбор

Выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора знает о будущей  профессиональной деятельности)


 

Этап карьеры (как  точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального  развития. Человек, находящийся на этапе  продвижения, в рамках другой профессии  может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала  — периоды овладения деятельностью.

В соответствии с  фазами развития профессионала различают:

  • оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
  • адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);
  • адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит “как ключ к замку” производственной работе;
  • интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;
  • мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;
  • авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;
  • наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии “обрастает” единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.

 

 

 

 

 

Схема 1 - Фазы развития профессионала[3]

         

Наставник

       

Авторитет

 
     

Интернал

Мастер

 
 

Адепт

Адаптант

     

Оптант

         

 

2.3. Планирование карьеры 

Одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов.

Это процесс сопоставления  потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами  ее развития, выражающийся в составлении  программы профессионального и  должностного роста. Процесс планирования карьеры изображен на Рисунке 3.

Новый сотрудник


Ориентация в организации

Усатенко А. В. Управление персоналом



 

 

Обучение планированию карьеры



Работа в должности




Обучение


Информация          о вакансиях

Консультации

Подготовка плана развития карьеры



Аттестация сотрудника



Нет



Вакансия




Новая должность



Рисунок  3 – Процесс планирования карьеры[1]

Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное  развитие профессионала для занятия  им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму[2], формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры  в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия  по планированию карьеры, специфичные  для разных субъектов планирования, представлены в таблице 4.

Информация о работе Управление развитием резерва управляющих кадрров