Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 03:49, контрольная работа
Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:
Мотивация персонала
Роль и значение мотивации персонала
Методы стимулирования персонала
Планирование как функция управления
Сущность планирования
Принципы планирования
Виды планирования
Методы планирования
2. Управление
по целям. Эта система широко
используется в США и
3. Обогащение
труда - эта система в большей
степени относится к
4. Система
участия в настоящее время
существует в многообразных
В рамках
этих групп методов сегодня
Функция
планирования как одна из основных
функций управления в настоящее
время приобрела качественно
новые черты и особенности; планирование
получило принципиально новое
Планирование
– это попытка заглянуть в
будущее, оно помогает оценить масштабы
организации, определить конкурентов,
найти свою нишу на рынке, определить
пути и цели стратегических достижений
организации. В планах отражается вся
производственно-хозяйственная
Развитие
хозяйственной системы – это
не простое наращивание ее производственных
мощностей, а движение к определенной
цели. В процессе развития требуется
единство действий отдельных элементов
системы – вот это и можно
обеспечить планированием всей деятельности
предприятия. Планирование – это
не только активное и сознательное
стремление к будущему, но одновременно
и концепция целенаправленного
поведения.
2.1 Сущность планирования
Планирование – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.
Сам процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего состояния предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
В задачу плановых органов входит определение того, какие подразделения будут участвовать в реализации тех или иных организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и требуется понимание проблем всех связанных между собой звеньев управленческой цепочки.
С
учетом степени централизации
В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
Более
богатые организации могут
И,
наконец, предприятия, располагающие
значительными ресурсами, могут
использовать оптимизационный
подход к планированию, исходящий из целей,
поэтому, если проект ожидает быть прибыльным,
средств на него не жалеют.
2.2 Принципы планирования
Эффективность
функции планирования зависит от
того, какими принципами руководствуются
менеджеры при составлении
Планирование базируется на следующих принципах:
1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.
2) Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.
3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.
4)
Единство и взаимосвязанность
отдельных частей организации
требует соблюдения такого
5) Важным принципом планирования является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.
6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.
7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.
8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.
9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.
Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.
Например,
при планировании на уровне цеха важную
роль играет принцип узкого
места, в соответствии, с которым выпуск
продукции нужно определять исходя из
возможностей единицы оборудования, обладающей
самой низкой производительностью. В то
же время, на уровне предприятия он обычно
не применяется, зато важнейшую роль здесь
играет научность
планирования.
В зависимости от уровня управления различается:
– оперативное планирование – это нижний уровень.
В зависимости от назначения различают три основных типа планов:
1)
планы-цели, представляющие собой
набор качественных и
2)
планы для повторяющихся
3)
планы для неповторяющихся
По
срокам выполнения планы принято делить
на долгосрочные
(свыше 5 лет), относящиеся в основном к
категории планов-целей; среднесрочные
(от года до пяти лет), выполняемые в виде
различного рода программ; краткосрочные
(до года), имеющие форму бюджетов, сетевых
графиков и пр. Разновидностью краткосрочных
планов являются оперативные, составляемые
на срок одной смены до одного месяца.
1.2
Методы планирования
Основная цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант решения задач, стоящих перед организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.
Поиск такого варианта осуществляется путем итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.
Бюджетный метод. Он основывается на составлении бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.
В организации могут составляться несколько видов бюджетов.
Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).
Оперативные бюджеты:
– производства, продаж;
– рабочей силы;
– запасов готовой продукции;
– распределения прибыли.
Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:
1)
повышение эффективности
2)
оптимизацию распределения и
экономность расходования
Информация о работе Управление персоналом.Планирование как функция управления