Управление персоналом.Планирование как функция управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 03:49, контрольная работа

Описание работы

Основной особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Ситуация которая сложилась в настоящее время в нашей стране несёт как большие возможности, так и большие угрозы для каждой личности в плане устойчивости её существования. То есть сейчас существует крайне высокая степень неопределенности в жизни каждого человека. Следовательно, необходимо разработать новый подход к управлению персоналом. Этот подход заключается в следующем:

Содержание

Мотивация персонала
Роль и значение мотивации персонала
Методы стимулирования персонала
Планирование как функция управления
Сущность планирования
Принципы планирования
Виды планирования
Методы планирования

Работа содержит 1 файл

Мотивация, планирование(без тита).docx

— 53.89 Кб (Скачать)

  2. Управление  по целям. Эта система широко  используется в США и предусматривает  установление для личности или  группы цепи целей, способствующих  решению главной задачи организации  (достижение определенных количественных  или качественных уровней, повышение  квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически  означает повышение уровня зарплаты  или другую форму поощрения.

  3. Обогащение  труда - эта система в большей  степени относится к неэкономическим  методам и означает предоставление  людям более содержательной, перспективной  работы, значительной самостоятельности  в определении режима труда,  использовании ресурсов. Во многих  случаях к этому добавляется  и рост оплаты труда, не говоря  уже о социальном статусе.

  4. Система  участия в настоящее время  существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива  к принятию решений по важнейшим  проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности  путем приобретения акций собственного  предприятия на льготных условиях (США, Англия).

  В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются  отдельные методики и системы стимулирования персонала. 

  1. Планирование  как функция управления
 

  Функция планирования как одна из основных функций управления в настоящее  время приобрела качественно  новые черты и особенности; планирование получило принципиально новое содержание, поскольку потребность в нем  обусловлена масштабами обобществления производства. Расширение горизонтов планирования означает, что оно выполняет  не только оперативные задачи, но и  задачи перспективного развития, что  является новым моментом планирования. Его назначение как функции управления состоит в стремлении по возможности заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

  Планирование  – это попытка заглянуть в  будущее, оно помогает оценить масштабы организации, определить конкурентов, найти свою нишу на рынке, определить пути и цели стратегических достижений организации. В планах отражается вся  производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Менеджеры на основе планов определяют сильные и слабые стороны  организации, анализируют их и разрабатывают  тактику своих действий, оценивают  положение в области финансов, маркетинга, производства и других сферах. Образно говоря, речь здесь  идет об определении «где мы находимся  в настоящее время, куда хотим  двигаться и как собираемся это  делать».

  Развитие  хозяйственной системы – это  не простое наращивание ее производственных мощностей, а движение к определенной цели. В процессе развития требуется  единство действий отдельных элементов  системы – вот это и можно  обеспечить планированием всей деятельности предприятия. Планирование – это  не только активное и сознательное стремление к будущему, но одновременно и концепция целенаправленного  поведения. 

  2.1 Сущность планирования

     Планирование  – это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения операций, это своего рода инструмент принятия управленческих решений. Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле. В узком – планированием является составление специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги организации по достижению поставленных целей.

     Сам процесс планирования начинается с  анализа настоящего и будущего состояния  предприятия и среды. На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии  и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.

     В некоторых крупных организациях планирование осуществляет плановый комитет, членами которого обычно бывают руководители подразделений, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.

     В задачу плановых органов входит определение  того, какие подразделения будут  участвовать в реализации тех  или иных организационных целей, в какой форме это будет  происходить, как обеспечиваться ресурсами.

     Если  организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно на всех уровнях. Причина состоит в том, что ни одно плановое решение не является независимым от других, и  требуется понимание проблем  всех связанных между собой звеньев  управленческой цепочки.

     С учетом степени централизации управления организацией процесс планирования может осуществляться тремя способами.

  1. если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
  2. при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
  3. в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.

     В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.

     Более богатые организации могут позволить  себе изменять планы, подстраиваясь  под новые возможности и, привлекая  для их использования дополнительные средства, излишками которых они  располагают. Таким образом, составленные однажды планы в зависимости  от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил  название адаптационного.

     И, наконец, предприятия, располагающие  значительными ресурсами, могут  использовать оптимизационный подход к планированию, исходящий из целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют. 

     2.2 Принципы планирования

     Эффективность функции планирования зависит от того, какими принципами руководствуются  менеджеры при составлении планов.

     Планирование  базируется на следующих принципах:

     1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Как правило, люди скорее и охотнее выполняют те задачи, которые сами себе поставили, чем «спущенные сверху», поскольку они им ближе и понятнее.

     2) Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности фирмы. В соответствии с ним планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что они послужат основой составления планов в будущем.

     3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых решений в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «окна», дающие в определенных пределах свободу маневра.

     4) Единство и взаимосвязанность  отдельных частей организации  требует соблюдения такого принципа  как согласование планов. Он реализуется путем их координации и интеграции. Координация осуществляется «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня, а интеграция – «по вертикали», между выше- и нижестоящими.

     5) Важным принципом планирования  является экономичность, предполагающая, что затраты на составление плана должны быть меньше эффекта, приносимого его выполнением.

     6) Создание необходимых условий для выполнения плана – организационных, ресурсных, идеологических и т.п.

     7) Полнота планирования, – т.е. при осуществлении планирования должны учитываться все ситуации и события.

     8) Точность планирования – для ее достижения используются все современные методы, средства и процедуры прогнозирования.

     9) Ясность планирования, – т.е. поставленные цели должны быть простыми, легкими, доступными всем членам организации.

     Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в то же время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы.

     Например, при планировании на уровне цеха важную роль играет принцип узкого места, в соответствии, с которым выпуск продукции нужно определять исходя из возможностей единицы оборудования, обладающей самой низкой производительностью. В то же время, на уровне предприятия он обычно не применяется, зато важнейшую роль здесь играет научность планирования. 

     
  1. Виды  планирования
 

     В зависимости от уровня управления различается:

  • стратегическое и перспективное планирование – это высший уровень;
  • тактическое (или текущее) планирование – это средний уровень;

     – оперативное планирование – это нижний уровень.

     В зависимости от назначения различают три основных типа планов:

     1) планы-цели, представляющие собой  набор качественных и количественных  характеристик желаемого состояния  объекта управления и его отдельных  элементов в будущем. Эти цели  согласовываются и ранжируются  по тому или иному принципу, однако никогда не связываются  ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого  ресурсами. Планы-цели используются  при больших сроках либо принципиальной  непредсказуемости конкретных событий;

     2) планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки, а  также порядок осуществления  в стандартных ситуациях, например, железнодорожное расписание. Обычно  в них предусматриваются «окна», позволяющие обеспечить свободу  маневра в случае возникновения  непредвиденных обстоятельств и  необходимости осуществления коррекции;

     3) планы для неповторяющихся действий, составляемые для решения специфических  проблем, возникающих в процессе  развития и функционирования  организации. Такие планы могут иметь вид программы, бюджета поступления и распределения ресурсов и пр.

     По  срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории планов-целей; среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок одной смены до одного месяца. 

     1.2 Методы планирования 

     Основная  цель планирования состоит в том, чтобы, насколько возможно при данных условиях, найти оптимальный вариант  решения задач, стоящих перед  организацией. Это не всегда возможно, но стремиться к нему необходимо.

     Поиск такого варианта осуществляется путем  итераций, то есть последовательного перехода от одного планового решения к другому, чем-то улучшающему предыдущее. В настоящее время сложилось несколько способов составления планов, или методов планирования: бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические и пр.

     Бюджетный метод. Он основывается на составлении  бюджетов, то есть таблиц, отражающих состояние или распределение на производственные и иные нужды имеющиеся у организации ресурсов в соответствии с ее целями. Такие бюджеты могут быть отчетными и плановыми. В последующем плановые бюджеты координируются, уточняются, корректируются.

     В организации могут составляться несколько видов бюджетов.

     Основной (общий) бюджет (отражает движение денежных средств, состояние активов и пассивов, прибыли и убытки).

     Оперативные бюджеты:

     – производства, продаж;

     – рабочей силы;

     – запасов готовой продукции;

     – распределения прибыли.

     Бюджетный метод планирования (бюджетирование) обеспечивает:

     1) повышение эффективности работы  организации за счет децентрализации  управления, быстрого обнаружения  и корректировки отклонений.

     2) оптимизацию распределения и  экономность расходования ресурсов.

Информация о работе Управление персоналом.Планирование как функция управления