Управление персоналом

Автор: Люба Гладкова, 08 Ноября 2010 в 12:34, лекция

Описание работы

1.Персонал как система. Кадровая политика. Подбор персонала. Оценка персонала.

Работа содержит 1 файл

Программированное задание.doc

— 148.00 Кб (Скачать)

1 СИСТЕМА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ 

    1. Персонал  как система:

Рынок трудовых ресурсов 

Рынок труда- совокупность социально-экономических отношений  между государством, работодателями и работниками по вопросу купли-продажи  рабочей силы, обучения работников и использования их в процессе производства.

Рынок трудовых ресурсов- совокупность социально-экономических  отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов(занятых, незанятых и учащихся).

Трудовые ресурсы- «население обоих полов в трудоспособном возрасте (для мужчин в возрасте от 16до 59 лет, для женщин- от 16-54 лет включительно), за исключением неработающих инвалидов войны и труда 1 и 2 групп и лиц получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лица в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике. »

Рынок трудовых ресурсов обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения. Его основная функция состоит в обеспечении через сферу обращения перераспределения рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечении работой незанятого в данный момент населения. 

Классификация персонала по категориям 

     Классификация по категориям работников предусматривает  выделение двух основных частей персонала (рис.1) 

     
ПЕРСОНАЛ
 
 
Производственный  персонал

(рабочие)

Управленческий  персонал

(служащие)

 

Основные
Вспомогательные
Руководители
Специалисты

                     

                                 

                                                                                                                   Рис.1

Рабочие обеспечивают реализацию продукции, обмен, сбыт и сервисное обслуживание (уборщица, электрик и т.п.)

Специалисты управления (бухгалтер, финансист, маркетолог);

Специалисты инженеры (программисты, системщики);

Технические специалисты(операторы) 
 

1.2 Кадровая политика

Кадровая политика включает такие элементы:

-тип власти  в обществе

-стиль руководства

-философия предприятия

-правила внутреннего  распорядка

-коллективный договор 

Принципы работы с персоналом 

     Действующие в организации основные принципы:

     - бюрократия;

     - гибкость;

     - децентрализация;

     - дисциплинированность;

     - единоначалие;

     - кадры решают все;

     - коллегиальность;

     - кооперация;

     - корпоративность;

     - оперативность;

     - ротация;

     - специализация;

     - справедливое вознаграждение;

     -эффективность. 
 

Кадровая политика находит своё отражение в Философии  организации, Правилах внутреннего  трудового распорядка и Трудовом договоре 

Стиль руководства в рассматриваемой  организации – смешанный (предусматривает сочетание либерального, авторитарного и демократического стилей). 

1.3 Подбор персонала 

Подбор персонала  представляет собой процесс отбора подходящих кандидатур на вакантные  рабочие места исходя из имеющегося резерва кадров на бирже труда и на предприятии. 

Подбор персонала  включает следующие элементы:

-расчет потребности  в кадрах рабочих и служащих

-модели рабочих  мест 

-профессиональный  подбор кадров

-формирование  резерва кадров 
 

     При подборе персонала используются характеристики в основном: возраст, опыт работы, семейное положение, знания и умения, вредные привычки, уровень квалификации, иногда приводиться психологическое тестирование; проводится собеседование (решающее значение при приеме на работу). Главная цель собеседования – обеспечить отбор наилучших претендентов для включения в окончательный список.

     В организации действуют методы подбора  кандидатов в резерв:

     - социально-психологические (изучение  личного дела и др. документов; собеседование с кандидатами;  отзывы о работнике, руководителей, коллег и подчиненных; психологическое тестирование и экспертная оценка);

     - практические (временное замещение  руководителя на период отпуска,  болезни, командировки; стажировка; дублерство – заместитель руководителя; назначение руководителем коллектива, выполняющего временную задачу);

     - учебные (деловые игры; разбор  конкретных ситуаций; тренинги; бизнес-проектирование). 

1.4 оценка персонала 

Исходными данными  для оценки персонала являются:

-модели рабочих  мест персонала

-положение об аттестации кадров

-методика рейтинговой  оценки кадров

-философия организации

-правила внутреннего  трудового распорядка

-штатное расписание

-личные дела  сотрудников

-приказы по  кадрам

-социологические  анкеты

-психологические  тесты 

     Оценка  персонала осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности). В основном выполняется способами – Оценка потенциала работника (профессиональные знания и умения, производственный опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры) и Оценка индивидуального вклада (качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника).

     Применяемые в организации методы оценки персонала:

     - Источниковедческий (биографический) метод-анализ кадровых данных, листок по учёту кадров, личные заявления, автобиография, документы об образовании, характеристика;

     - Интервьюирование(собеседование)-беседа  с работником в режиме «вопрос-ответ»  по заранее составленной или  произвольной схеме для получения дополнительных данных о человеке;

     - Анкетирование – опрос человека  с помощью специальной анкеты  для самооценки качеств личности  и их последующего анализа;

     - Наблюдение-наблюдение за оцениваемым  работником в неформальной обстановке  (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и фотографии рабочего дня;

     - Тестирование – определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов;

     - Деловая игра-проведение организационно - деятельностной игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям и оценка способности работы в малой группе;

     - Анализ конкретных ситуаций - передача  конкретной производственной ситуации  с заданием проведения анализа  и подготовки предложений по её разрешению в форме доклада;

     - Ранжирование-сравнение оцениваемых  работников между собой другими  методами и расположение по  выбранному критерию в порядке  убывания или возрастания рангов (мест в группе);

     - Программированный контроль-оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов;

     - Самоотчёт (выступление) - письменный  отчёт или устное выступление  руководителя или специалиста  перед трудовым коллективом с  анализом выполнения плана работы и личных обязательств;

- Комплексная  оценка труда - определение совокупности  оценочных показателей качества, сложности и результативности  труда и сравнение их с предыдущим  периодом или нормативом с  помощью весовых коэффициентов. 
 

1.5расстановка персонала

Расстановка персонала обеспечивает эффективное  замещение рабочих мест исходя из результатов комплексной оценки, плановой служебной карьеры, условий  и оплаты труда персонала.

Исходными данными для расстановки кадров являются:

-модели  служебной карьеры

-философия  предприятия

-ТК  РФ

-материалы  аттестационной комиссии

-трудовой  договор сотрудника

-штатное  расписание

-Должностные  инструкции

-личные  дела сотрудников

-Положение  об оплате труда

-Положение  о расстановке кадров

Типовые модели карьеры:

-«трамплин»

-«лестница»

-«змея»

-«перепутье» 
 

     Из  четырех типовых моделей карьеры, к рассматриваемой организации, подходит больше всего модель «перепутье» (предполагает по истечении определенного  фиксированного или переменного  срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки, по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности).

     Планирование  карьеры заключается в выборе модели карьеры (для себя) для различных  этапов жизненного пути и их соединения с повышением личной квалификации и интересами организации.

     Движение  кадров происходит из-за: повышения  в должности (высокая должность); перемещения (перевод в другой отдел); понижения (перевод на более низкую должность, в связи с изменением потенциала работника); увольнения (работник полностью меняет место работы).

     1.6 адаптация персонала 
 

     В организации существуют этапы и  формы адаптации персонала: испытательный  срок, адаптация молодых специалистов, программа введения в должность  руководящего работника, наставничество и консультирование.

     Критериями  адаптации для управленческого  персонала являются: выполнение должностных  инструкций, качество выполненной работы, количество выполненной работы, способность  влиться в коллектив, заинтересованность в работе, интерес к служебному росту, соблюдение философии организации, удовлетворительная оценка качества трудовой жизни.

Информация о работе Управление персоналом