Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Существует пять видов функций, которые выполняет менеджер по персоналу: планирование, организация, подбор персонала, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно мы называем процессом управления.
Введение
1. Сущность, цели и задачи управления персоналом фирмы
2. Требования к менеджерам в системе управления персоналом
3. Состав и функции системы управления персоналом
4. Методы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Процессуальные теории мотивации делятся на:
А) Теория ожиданий - в соответствии с этой теорией мотивация зависит от трех факторов:
ожидания возможного результата;
ожидаемого вознаграждения от этого результата;
ожидаемой ценности вознаграждения.
Схематично эту теорию можно представить формулой:
Менеджер должен представлять потребности работников и предполагать адекватное им вознаграждение.
Б) Теория справедливости – люди субъективно оценивают свое вознаграждение за затраченные усилия и сопоставляют его с вознаграждением, полученным их коллегами. И пока человек не начнет считать, что его вознаграждение справедливо, он будет стремиться уменьшить интенсивность труда.
В) Модель Портера-Лоулера - согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Один из наиболее важных выводов из этой модели состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как было принято считать.
Контроль
Контроль можно определить как процесс, обеспечивающий эффективное достижение цели организации. В функцию контроля входят обработка и анализ информации о результатах деятельности всех подразделений организации. Выделяют два типа контроля – стратегический и тактический.
Стратегический контроль направлен на выполнение стратегических задач.
А тактический контроль призван следить за выполнением текущих задач.
Наряду с вышеуказанными видами контроля можно выделить: финансовый, производственный, маркетинговый и контроль качества продукции.
Финансовый контроль осуществляется на основе получения от каждого подразделения организации финансовой отчетности.
- Производственный контроль включает в себя шесть функций:
- Маршрутизация, то есть последовательность операций.
- Нагрузка, то есть распределение работ.
- Производственные графики, определяющие время, когда должна производиться каждая операция.
- Предварительная оценка стоимости выполнения работы.
- Диспетчирование - процесс текущего упорядочения работы.
- Отправка, завершающаяся деятельность, в которой проверяется выполнены ли планы.
Маркетинговый контроль базируется на:
- анализе возможностей сбыта;
- анализе доли рынка;
- анализе соотношения между затратами на маркетинг и сбытом;
наблюдении за отношением клиентов.
Контроль качества включает в себя новизну технологий, устранение дефектов при исполнении.
Система контроля организации, для того чтобы быть эффективной, должна соответствовать ряду требований.
- Контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый менеджер должен осуществлять контроль как одну из своих обязанностей, даже если ему этого не поручали.
- Контроль не может быть ни целенаправленным, ни нейтральным. Главным в контроле является вопрос, что, а не как контролировать. Он должен быть операционным.
- Контроль следует сосредоточить на результатах. Контролировать можно лишь измеряемые явления. Контроль должен быть экономичным. Суммарные затраты на него не должны превышать достигаемых с его помощью результатов. Чем меньше требуется контроля, тем эффективней он является.
- Система контроля должна быть простой. Избыточная сложность создает беспорядок.
- Контроль должен быть непрерывным во времени.
В соответствии с указанными требованиями получила развитие система контроля, которая имеет название "Контроллинг". Суть этой системы, как и маркетинга, заключается в умении мыслить с позиций клиента. Контроллинг как целостная система ориентирована на выявление всех шансов и рисков организации как внешнего, так и внутреннего характера, которые связаны с достижением стратегической цели.[8]
Схематическое выражение основных взаимосвязей между функциями управления:[9]
Рис.1.
4. Методы управления персоналом
Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические (рис. 1.4).
Рис. 1.4 Система методов управления персоналом в организации
Административные методы основываются на дисциплине, власти, взысканиях. Они ориентированы на осознанную необходимость человека в дисциплине, стремлении трудиться, чувстве долга.[10]
Экономические методы – это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие фирмы. Самым важным экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет в себе все экономические методы. Роль экономических методов управления усиливается в условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения. Они становятся очень важным условием для создания эффективной и гибкой системой управления экономикой организации.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Спецификой данного метода является то, что используются личные интересы индивида, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы используются на знании социологии и психологии. Объектами на которые они воздействуют являются отельные личности и группы.
Существует 2 вида социально-психологических методов:
1. Социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности.
2. Психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.
Социологические методы играют очень важную роль, они позволяют установить роль и место человека в коллективе, обеспечить разрешение конфликтов, выявить лидеров в группе.
Достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование. Существует несколько социальных методов исследования:
1. Анкетирование – с помощью специальных анкет позволяет собирать всю нужную информацию.
2. Интервьюирование - в ходе индивидуального опроса конкретного человека (интервью) получают необходимую информацию.
3. Социометрический метод – он необходим когда проводится анализ деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе. Это позволяет выявить предпочтительные контакты между людьми, а также неформальных лидеров в коллективе.
4. Метод наблюдения позволяет выявить качества работников, которые можно увидеть лишь в неформальной обстановке.
5. Собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.[11]
Психологические методы играют важную роль в управлении персоналом и направлены они на обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, мышлению, поведению для того, чтобы направить его внутренний потенциал на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
Заключение
В данной курсовой работе был проведен анализ системы управления персоналом. Управлять персоналом значит организовывать его работу, следить за распределение, перераспределением и использованием кадров.
Как свидетельствует опыт, в современных условиях научно-технического прогресса 40% прироста производительности труда является результатом применения прогрессивных систем управления.
Персонал является основным ресурсом предприятия, поскольку, субъекты управления, в первую очередь, воздействуют на людей, а затем с их помощью на различные процессы.
На современном этапе управление персоналом имеет важное значение, как фактор повышения конкурентоспособности и долгосрочности развития фирмы. Система управления персоналом является основой системы управления организацией.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включает в себя подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем.
Системы управления персоналом должны быть гибкими и легко приспосабливаться к быстро изменяющимся рыночным условиям. Это в свою очередь требует проведения исследовательских работ в области маркетинга и менеджмента персонала.
Роль управления персоналом состоит в том, чтобы создать работникам условия для качественного и эффективного выполнения своих обязанностей, стимулировать их активную деятельность и давать возможность для раскрытия своего потенциала.
Существуют различные методы по управлению персоналом, но наибольший эффект и качество системы по управлению персоналом достигаются при использовании системы методов в комплексе. Это позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчётов.
Список литературы:
1. Базарова Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. М., 2004., 452 с.
2. Аширов Д.А. Управление персоналом. М.: Проспект, 2007.
3. Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. М.: Альфа Пресс, 2006.
4. Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.
5. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова -2е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 638с.
6. Управление персоналом организации. Учебное пособие для вузов. / Федосеев В.Н., Капустин С.Н. - М: Экзамен, 2003. – 129 с.
7. Ю. Одегов, Н. Маусов, М. Кулапов. “Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект)”, М. РЭА им. Плеханова, 2003г.
8. Э. Уткин. “Управление фирмой”, М. “Акалис”, 2006г.
9. Под ред. А. Кибанова. “Управление персоналом”, М. “Инфра-М”, 2007г.
10. Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев “Управление персоналом”, М. “Финстатинформ”, 2007г.
11. Е. В. Маслов “Управление персоналом предприятия”, Москва – Новосибирск, 2008г.
26
[1] Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. М.: Альфа Пресс, 2006.
[2] Управление организацией: Учебник / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 669 с.
[3] Аширов Д.А. Управление персоналом. М.: Проспект, 2007.
[4] Под ред. А. Кибанова. “Управление персоналом”, М. “Инфра-М”, 2007г.
[5] Базарова Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации: Учебное пособие. М., 2004., 452 с.
[6] Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев “Управление персоналом”, М. “Финстатинформ”, 2007г.
[7] Е. В. Маслов “Управление персоналом предприятия”, Москва – Новосибирск, 2008г.
[8] Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова -2е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 638с.
[9] Э. Уткин. “Управление фирмой”, М. “Акалис”, 2006г.
[10] Управление персоналом организации. Учебное пособие для вузов. / Федосеев В.Н., Капустин С.Н. - М: Экзамен, 2003. – 129 с.
[11] Ю. Одегов, Н. Маусов, М. Кулапов. “Эффективность системы управления персоналом (социально-экономический аспект)”, М. РЭА им. Плеханова, 2003г.