Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:54, курсовая работа
Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность деятельности менеджера она зародилась в конце прошлого века. Существует пять видов функций, которые выполняет менеджер по персоналу: планирование, организация, подбор персонала, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой то, что обычно мы называем процессом управления.
Введение
1. Сущность, цели и задачи управления персоналом фирмы
2. Требования к менеджерам в системе управления персоналом
3. Состав и функции системы управления персоналом
4. Методы управления персоналом
Заключение
Список литературы
Психологическая деятельность менеджера по персоналу предопределяется следующими характерными особенностями:
1. Большое разнообразие профессиональной активности и взаимодействие с различными специалистами.
2. Повышенная ответственность за состояние человеческих ресурсов и результаты деятельности, которые непосредственно связаны с другими людьми.
3. Творческий характер работы
4. Повышенная коммуникативность, так как основная сфера деятельности это общение с людьми.
5. высокой общей нервно-психической напряженностью
Важнейшим психологическим аспектом является наличие у менеджера четких личных целей и личных ценностей, что крайне важно для успеха в карьере.[4]
3. Состав и функции системы управления персоналом
Функция - это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого. В этом выражается системный подход* к формированию понятия и структуры функций управления.
Управление - совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства. Отсюда - качественная однородность управления на любых уровнях.
Классификация функций управления:
1. Прогнозирование и планирование
2. Организация
3. Координирование и регулирование
4. Активизация и стимулирование
5. Контроль (учет, анализ)
Реализация функций управления на конкретном объекте связана с выполнением задач, которые призван решать соответствующий аппарат управления.
Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование.[5]
Прогнозирование и планирование.
Прогнозирование - это метод обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей её средой.
Прогнозы носят вероятностный характер, но если он выполнен качественно, то данный прогноз можно использовать как основу для планирования.
Прогнозирование призвано обеспечить решение следующих задач:
- научное предвидение будущего на основе выявления тенденций и закономерностей развития;
- определение динамики экономических явлений;
- составление прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации:
- определение в перспективе конечного состояния системы, её переходных состояний, а также поведения в различных ситуациях на пути к заданному оптимальному режиму функционирования.
Важнейшее условие прогнозирования - моделирование различных переходных ситуаций и состояния системы в течение планируемого периода.
Задача программирования - третьей подфункции планирования, -исходя из реальных условий функционирования системы запрограммировать её переход в новое заданное состояние. Сюда входит разработка алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбор научных средств и методов управления.
Планирование как функция управления представляет собой процесс определения целей и путей их достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный характер.
В ходе долгосрочного планирования (15-20 лет) определяют общие цели фирмы и стратегию.
Основная задача среднесрочного планирования (обычно на 5 лет) - выбор средств для выполнения намеченных целей. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика, общая маркетинговая стратегия.
Краткосрочное, или текущее, планирование (обычно на год) с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Одной из его форм является процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочные, с более детализированными отрезками. При этом обычно на год составляются производственный и финансовый планы, по маркетингу.
Другой формой текущего планирования является разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем. Так, необходимо уже заранее определить возможную политику компании в случае возникновения забастовки.
Третьей формой текущего планирования является бюджетное планирование Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Обычно разрабатываются несколько видов бюджетов или даже их групп:
смета доходов и расходов;
смета затрат времени, материалов;
смета капитальных расходов;
кассовый бюджет;
балансовая смета.
Организация.
Под организацией понимается процесс:
- определения рациональных форм разделения труда;
- распределения работы среди работников, групп работников и подразделений;
- разработки структуры органов управления;
- регламентации функций, подфункций, работ, операций;
- установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
подбора и расстановки кадров;
Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс её совершенствования, упорядочения.
Координация и регулирование
С функцией планирования тесно связана функция регулирования и координирования, которая осуществляется органами управления в процессе выполнения планов.
Регулирование есть деятельность по поддержанию в динамической системе управления производством заданных параметров. Она определяется задачей сохранять состояние упорядоченности, как в подсистеме производства, так и в подсистеме управления.
При регулировании ликвидируются все отклонения состояния от заданного значения.
Координация обеспечивает согласованность действий во времени и пространстве органов управления и должностных лиц, а также между системой в целом и внешней средой. Благодаря функции координации достигается гармония взаимосвязей производственных подразделений, осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением технико-экономических задач.
Координация – это центральная функция процесса управления, которая обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главной задачей координации является достижение согласованности всех звеньев организации путем обмена информацией между ними.[6]
Активизация и стимулирование
Одним из важнейших условий достижения цели является обеспечение заинтересованности всех участников процесса управления. Для достижения этой цели необходимо осуществить:
1) Стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).
2) Мотивацию, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду.
Содержательные теории мотивации основаны на определение потребностей человека и их структуры.
Существует несколько теорий мотивации. Основными из них являются содержательные теории мотивации и процессуальные теории мотивации.
В свою очередь они делятся на несколько подвидов.
Содержательные теории мотивации ориентированы на потребности человека и их структуру. Они делятся на:
1. Теория иерархии потребностей А. Маслоу - согласно этой теории успех побуждения работников к производительному труду зависит от того, насколько правильно учтены актуальные потребности человека. Все потребности человека согласно теории А. Маслоу могут быть сведены в строгую иерархию:
А) Физиологические потребности (еда, вода, жилье и т.д.)
Б) Потребности в безопасности и уверенности в будущем
В) Социальные потребности – желание принадлежать к определенной социальной группе (семья, коллеги, друзья и т.д.)
Г) Потребность в уважении к себе
Д) Потребность в самоуважении
Согласно теории А. Маслоу каждый индивид, прежде всего, удовлетворяет свои базисные потребности, т.е. то, что ему необходимо для выживания. И только потом человек удовлетворяет все остальные свои потребности.
Также были проведены исследования об использовании денег в качестве стимулирующего фактора. Исследования показали, что деньги не являются главным мотивирующим фактором производительности труда. Главной мотивацией явилось удовлетворение трудом: радость от выполненной работы, рост личности, свобода в выборе действий, уважение работодателей.
Отсюда можно сделать вывод, что менеджер должен тщательно изучить своих подчиненных и выявить потребности, которые ими движут, чтобы вовремя заметить изменения этих потребностей и соответственно изменить методы удовлетворения этих потребностей.[7]
2. Теория потребностей МакКлелланда – данная теория является усеченной теорией А. Маслоу. В своей теории Дэвид МакКлелланд делает упор на потребности высшего уровня, т.е. власть, успех и причастность.
- Потребность власти выражается, как стремление воздействовать на других людей.
- Потребность в успехе удовлетворяется в процессе доведения работы до успешного завершения.
- Потребность в причастности выражается в стремлении человека принимать участие в решении наиболее важных задач в организации.
Менеджер, располагающий данными о преобладающих мотивациях своих подчиненных должен избрать тот вариант мотивации, который больше всего будет способствовать достижению успеха.
3. Двухфакторная теория Герцберга – данная теория выражается в двух факторах :
А) Гигиенические факторы – данные факторы связаны с окружающей средой, в которой выполняется работа: условия труда, заработная плата, гарантии в сохранении работы.
Б) Мотивации, связанные самим характером с сущностью работы –трудовые успехи, признание заслуг, профессиональный и служебный рост.
Сопоставление теорий Маслоу, МакКлелланда и Герцберга
Теория Маслоу |
1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют собой пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. 2. Поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры. 3. После того, как потребность удовлетворена, её мотивирующее действие прекращается. |
Теория МакКлелленда |
1. Три потребности, мотивирующие человека, - это потребность власти, успеха и принадлежности. 2. Сегодня особенно важны эти потребности высшего порядка, поскольку потребностям нижних уровней, как правило, уже удовлетворены. |
Теория Герцберга |
1. Потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. 2. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой. 3. Мотивации, которые примерно соответствуют потребностям высших уровней у Маслову и МакКлелланда, активно воздействуют на поведение человека. 4. Для того, чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность работы. |