Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:57, реферат

Описание работы

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл.

Работа содержит 1 файл

Управление персооналом.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

Введение

С развитием  рыночной экономики, в частности  в нашей стране, термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли  в нашу жизнь и наш словарный  обиход, заменив такие термины, как "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер. Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие  более узкое и применяется  лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.

Если немного  раскрыть определение "менеджмента", то мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка  (спроса, потребления), т.е. маркетинг  и прогнозирование;

- производство  продукции с минимальными затратами  и реализация ее с максимальной  прибылью;

- управление  персоналом, следовательно знание  социологии, психологии, а также  анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

Ведь основная функция менеджмента, я считаю,- это  умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет  сам директор, а в крупных - менеджер (организатор, управляющий, руководитель). Но сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту  обязанность, современный менеджер выступает в нескольких ипостасях.

Во-первых, это  управляющий, облеченный властью, руководящий  большим коллективом людей.

Во-вторых, это  лидер, способный вести за собой  подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно  преодолевающий внутренние и внешние  конфликты.

В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными  качествами, способный создать коллектив  и направляющий ею развитие в нужное русло.

В-пятых, это - инноватор, понимающий роль науки в современных  условиях, умеющий оценить и без  промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение. 

1. Требования предъявляемые к менеджеру

Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

— к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или  программно-целевых групп;

— к руководителю предприятия в целом или его  подразделений (управлений, отделений, отделов) ;

— к руководителю по отношению к подчиненным;

— к администратору любого уровня управления, организующего  работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру  любого уровня предъявляются высокие  требования.

Можно выделить несколько ролей, в которых выступает  менеджер:

Менеджер-управляющий.

От него в  частности требуется:

— наличие общих  знаний в области управления предприятием;

— компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;

— владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы  в наиболее выгодных сферах применения;

— принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение  участия каждого в их исполнении. Так как принятие управленческого  решения —это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.  
 
 

Таблица 1.1 - Требования к профессиональной компетенции  менеджеров

 
Специальные знания Человеческие  качества  
Понимание природы управленческого труда  и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации  
Знание  должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей  и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.)  
Умение  использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и  принятия решений Способность к  самооценке, конструктивному анализу  своих действий и непрерывному повышению  квалификации  
Умение  мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий  
     

Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять  профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может быть неполной и недостоверной; принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться неготовым к изменениям. Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:

- должны уметь  обосновывать и принимать решения  в ситуациях, для которых характерны  высокая динамичность и неопределенность;

- должны знать  все, что связано с внешней  средой организации и происходящими  в ней изменениями;

- должны иметь  четкое представление о том,  как развивается отрасль, в  которой работает предприятие.  Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли;

- менеджеры должны  владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы;

- менеджерам  необходимы знания и умения  по управлению всеми видами  ресурсов организации, а также  умения по их эффективному  распределению и использованию;

- должны владеть  методами планирования и прогнозирования  работы организации и постоянно  совершенствовать свое умение  в использовании современной  информационной технологии и  средств коммуникации;

- управляя другими  людьми, менеджеры должны знать,  как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

Вторая группа требований к профессиональной компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой.

В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют  с широким кругом лиц -- коллегами, подчиненными, руководителями, высшими  администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и  организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия.

Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры  должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие  и уважение со стороны тех, с кем  они вступают в контакт. Это прежде всего:

- высокое чувство  долга и преданность делу;

- честность в  отношениях с людьми и доверие  к партнерам;

- умение четко  выражать свои мысли и убеждать;

- уважительное  и заботливое отношение к людям  вне зависимости от их положения в организационной иерархии;

- способность  быстро восстанавливать свои  физические и душевные силы  и критически оценивать собственную  деятельность. От ошибок в работе  не застрахованы даже самые  опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Происходит становление  частного предпринимательского управления, выполняемого индивидуальным собственником. В случае, если предприниматель (собственник) перепоручает управление специально приглашенному менеджеру, частное управление трансформируется в профессиональное управление. [13]

Ситуационное  управление концентрируется не на поиске лучшего образа действия или оптимального решения, а на обнаружении или выборе приемлемого, исходя из сложившихся обстоятельств, варианта. Оно требует широкой децентрализации и не может быть реализовано в условиях жестокой централизации.

Оперативное управление - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения.

Предупредительное (профилактическое) управление состоит  в заблаговременной подготовке к  возможным и ожидаемым событиям с оценкой вероятности их наступления  и последствий бездействия.

Конкурентное  управление - это деятельность, связанная  с выполнением заключения о несостоятельности  должника, носит принудительный характер.

Адаптивное управление характеризуется способностью управляющей  системы реагировать на изменение  внешней среды, оно предполагает непрерывность планирования, прогнозных оценок, учет неопределенности и т. д.

Выделяют также  внешнее управление и внутреннее управление, демократическое управление (согласительное на основе консенсуса и голосовательное на основе подчинения меньшинства большинству) и принудительное управление.

Понятие доверительного управления порождено понятием доверительной  собственности - личного или государственного имущества, которое доверяется другим физическим или юридическим лицам. В отличие от принудительного конкурентного управления, доверительное управление не допускает передачу имущества в траст без соглашения трудового коллектива, даже если более 50% имущества акционируемого предприятия остается в государственной собственности.

В некоторых  товаропроизводящих отраслях России уже учреждены трастовые компании, функционирующие на основе доверительного управления.

Различают также  научное управление и эмпирическое управление. Первое базируется на разработанных  наукой рекомендациях, а второе - на опыте, здравом смысле.

Выделяют ещё  селективное управление, т. е. управленческая деятельность, ориентированная на выделение  приоритетных объектов (направлений) в  целях ресурсной и иной поддержки.

По отношению  к ним применяются такие методы, как делегирование дополнительных полномочий, целевое финансирование, дотации, кредитные и налоговые льготы, субсидии, субвенции и преференции.

Все перечисленные  виды управления в практике тесно  переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности. [19]

Информация о работе Управление персоналом