Управление персоналом организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства.
Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями управления персоналом являются следующие:
- формализация методов и процедур отбора кадров;
- разработка научных критериев их оценки;
- научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Управление персоналом организации……………………………...5
Глава 2. Цели, задачи и функции управления персоналом…………………8
2.1. Цели управления персоналом……………………………………..8
2.2. Задачи управления персоналом…………………………………...8
2.3. Функции управления персоналом………………………………...9
Глава 3. Методы управления персоналом…………………………………..14
3.1. Экономические методы…………………………………………...15
3.2. Административно-правовые методы……………………………..15
3.3. Социально-психологические методы…………………………….17
3.4. Социологические методы…………………………………………18
3.5. Психологические методы…………………………………………18
Глава 4. Способы повышения эффективности управления персоналом….19
4.1. Система оценки персонала в организации……………………….20
4.2.Аттестация персонала………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….24
Приложение 1………………………………………………………………….26
Список литературы……………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

контрольная по менеджменту.docx

— 51.87 Кб (Скачать)

     Когда общая стратегия организации  осознана, становится возможным установить индивидуальные функции управления персоналом, которые будут совмещаться  с этой стратегией наилучшим образом. 

     2.3. Функции управления персоналом

       Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия.

     В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом, в том числе:

  1. Планирование персонала (включая стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку она по времени опережает все его функции;
  2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне, а сколько изнутри? В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения местоположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации;
  3. Маркетинг персонала. Он направлен на обеспечение спроса на рабочие места на данном предприятии со стороны лучшим образом подготовленных людей, в первую очередь высококвалифицированных специалистов и менеджеров;
  4. Подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников. Важность этой функции определяется растущей стоимостью рабочей силы и повышением требований к работнику;
  5. Адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие. Сегодня это превратилось по существу в непрерывный процесс, сопровождающий человека в течение всей его трудовой жизни;
  6. Планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного роста работника. Эта функция позволяет полнее и эффективнее использовать потенциал работника;
  7. Мотивация персонала. Мотивация достигается прежде всего через обеспечение совпадения организационных и личных целей;
  8. Руководство персоналом. Она «как функция управления персоналом призвана объединять, координировать, взаимосвязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое»;
  9. Управление расходами на персонал. Это предполагает подсчет того, сколько стоит привлечение, обучение, оформление, оценка, оплата персонала, социальные расходы и т.п., а так же соотнесение расходов с прибылью, которую приносит труд сотрудника;
  10. Организация рабочего места. Эта функция учитывает различные факторы, влияющие на экономическую и социальную эффективность работника: его квалификацию и индивидуальные качества, технику и технологию, служебное помещение, всю рабочую ситуацию;
  11. Обеспечение оптимального распорядка работы. Четкое выполнение этой функции позволяет поддерживать оптимальный трудовой ритм организации, экономить значительные средства, повышать удовлетворенность пребыванием на предприятии;
  12. Освобождение персонала. Эта функция включает в себя не только объявление увольнения работника и оформление соответствующих документов, но и различные формы приспособления численности работников и их использования к потребностям производства;
  13. Кадровое делопроизводство- сбор, хранение и учет анкетных данных, стажа, повышения квалификации и т.д. эта, так сказать, техническая функция необходима для эффективного использования персонала;
  14. Управление информацией о сотрудниках. Современная организация невозможна без налаживания систематического распространения информации;
  15. Оценка результатов деятельности и трудового потенциала персонала. Эта функция проявляется в оценке результатов работы и аттестации работников;
  16. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Эта функция подразумевает не только воздействие со стороны руководителей, но и развитие у сотрудников самоконтроля;
  17. Управление конфликтами. Оно предполагает создание в организации климата, исключающего возникновение деструктивных конфликтов, а также конструктивное, относительно безболезненное разрешение конфликтов;
  18. Правовое регулирование трудовых отношений. Управление персоналом базируется на использовании трудового законодательства и организационных норм, обычно зафиксированных в уставе предприятия;
  19. Налаживание партнерских отношений и сотрудничества с профсоюзами, советами трудовых коллективов и другими организациями, влияющими на персонал;
  20. Обеспечение безопасности, охраны труда и здоровья сотрудников. Это предполагает как контроль за ситуацией на рабочих местах, так и учет индивидуальных запросов и пожеланий работников, связанных с состоянием их здоровья;
  21. Социальное обеспечение сотрудников;
  22. Планирование и развитие организационной культуры, обеспечивающей усвоение сотрудниками этнических норм, целей и ценностей предприятия, уважение его традиций, развитие между работниками отношений взаимного уважения, доброжелательности, сотрудничества и поддержки и т.д.;
  23. Обеспечение репутации фирмы, ее позитивного восприятия клиентами, общественностью и институтами власти;
  24. Консультирование линейных руководителей в вопросах персонала. Эту функцию выполняют сотрудники службы персонала;
  25. Участие в разработке стратегии компании и, в частности, в стратегическом планировании персонала. Представители управления персонала непосредственно участвуют в определении наиболее важных, перспективных целей и задач компании.

     Перечисленные функции не исчерпывают всего  их перечня. Они отчасти накладываются  друг на друга. Однако их перечисление дает представление о содержании управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности и  о предмете науки управления персоналом.

       В реальной жизни все элементы  управления персоналом находятся  во взаимодействии: его субъекты  с помощью различных методов  и средств выполняют необходимые  для организации функции по  управлению сотрудниками, реализуя  при этом цели экономической  и социальной эффективности. Управление  персоналом как относительно  самостоятельная сфера управления  развивается и обогащается в  ходе развития общества и деловых  организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Методы управления персоналом

    Методы  управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.  В литературе имеются различные классификации таких методов. Так, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют:

    - методы стимулирования, связанные с удовлетворением определенных потребностей сотрудника;

    - методы информирования, предполагающие передачу сотруднику сведений, которые позволят ему самостоятельно строить свое организационное поведение;

    - методы убеждения, т.е. непосредственного целенаправленного воздействия на внутренний мир, систему ценностей человека;

    - методы (административного) принуждения, основанные на угрозе или применении санкций.

    Можно выделить следующий набор методов  управления персоналом:

    1. административные  методы

    2. экономические  методы 

    3. социально-психологические  методы 

    Методы  управления персоналом можно также  классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, регулирования, стимулирования, анализа, учета.

    Методы  управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить  их в технологическую цепочку  всего цикла работы с персоналом. Выделяются методы:

     - найма, отбора и приема персонала; 

    - деловой оценки, профориентации  и трудовой адаптации персонала; 

    - мотивации трудовой деятельности;

    - организации системы обучения;

    - управления конфликтами и стрессами; 

    - управления безопасностью; 

    - организации труда; 

    - управления деловой карьерой  и служебно-профессиональным продвижением;  
          - высвобождения персонала.

    Точно установить силу и конечный эффект воздействия указанных методов  довольно трудно. Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в комплексе.

    3.1. Экономические методы

    Экономические методы управления являются способами  воздействия на персонал на основе использования экономических законов  и обеспечивают возможность в  зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать». Эффективность  экономических методов управления 
определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

    3.2. Административно-правовые методы

    Административно-правовые методы являются способами осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового  воздействия: 

  1. Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
  2. Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.
  3. Дисциплинарная ответственность и взыскания. Дисциплина — это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

   За  совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить  следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим  основаниям.

   Дисциплинарные  взыскания налагаются руководителем  организации, а также должностными лицами организации, которым в установленном  законом порядке делегированы соответствующие  права.

  1. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения, действия или без действия, если иное не предусмотрено Кодексом и иными федеральными законами.
  2. Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений, регулируемых Кодексом об административных правонарушениях. Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно – хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

    3.3. Социально-психологические методы

    Социально-психологические  методы — это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей  социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. По масштабам и способам воздействия  их можно разделить на: социологические, направленные на группы сотрудников в процессе их производственного взаимодействия, и психологические, целенаправленно воздействующие на внутренний мир конкретной личности.

    Психология  изучает и прогнозирует поведение  индивида, возможности изменения  поведения личности, выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям или поступкам людей. Современная психология делает акцент на приемы восприятия, обучения и тренировки, выявление нужд и разработку мотивационных  методов, оценку степени удовлетворенности  работой, психологические аспекты  процессов принятия решений.

    3.4. Социологические методы

    Социологические методы позволяют оценить место  и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и  обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе.

    3.5. Психологические методы

    Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность и, как правило, индивидуальны. Главной особенностью этих методов является то, что они  направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить  внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.  
 
 
 
 
 

Глава 4. Способы повышения эффективности управления персоналом

     Управление  любой организацией как социальным объектом различного масштаба и профиля  деятельности условно подразделяется на два вида: управление деятельностью  организации с учетом ее взаимодействия с внешней средой и управление людьми (персоналом), работающими в  организации.

     Очевидно, что по мере деактуализации первого  вида управления организацией на этапе  стабилизации экономики проблема управления людьми будет становиться все  более насущной. Причина заключается  в том, что в конечном счете  конкурентоспособность продукции, ее низкую стоимость и высокое  качество при всей энерговооруженности  производства решает высокопроизводительный, высококачественный труд работников всех категорий. Организовать же такой труд до последнего времени у нас так  и не сумели. Очевидно, что в рамках стратегического менеджмента предстоит  кардинальным образом решить эту  проблему уже в ближайшем будущем. Но для этого следует отыскать именно тот инструмент, который позволит соединить в единый неразрывный  узел цели и результаты, чтобы на практике реализовать мощную целеориентированную  мотивацию активного труда персонала  — как руководителей, так и  рядовых сотрудников.

Информация о работе Управление персоналом организации