Управление материальными ресурсами предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

В своей работе, я поставила целью проанализировать структуру существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, выделить систему и проследить движение материальных ресурсов от момента определения необходимости обеспечения производственного процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта.
Достижение настоящей цели возможно путем комплексного анализа существующих методов управления материальными ресурсами предприятия, периодичного материала, статей и аналитического материала на данную тему.

Содержание

Введение..............................................................................3
1. Создание базы сырья и материалов..........................................4
1.1. Анализ ценности сырья и материалов...............................4
1.2. Определение оптимального количества заказов...............6
1.3. Выбор предприятий - поставщиков..................................8
2. Хранение сырья и материалов , подготовка их к движению...11
3. Экономическое использование ресурсов................................16
4. Управление материальными ресурсами на примере конкретного предприятия...................................... ................................22
Выводы и предложения......... ...........................................25
Список литературы..........................................................26

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по менеджменту

 

Тема: “ Управление материальными  ресурсами предприятия “

Содержание

Введение..............................................................................3

1. Создание базы сырья  и материалов..........................................4

1.1. Анализ ценности сырья  и материалов...............................4

1.2. Определение оптимального  количества заказов...............6

1.3. Выбор предприятий  - поставщиков..................................8

2. Хранение сырья и  материалов , подготовка их к движению...11

3. Экономическое использование  ресурсов................................16

4. Управление материальными  ресурсами на примере конкретного  предприятия...................................... ................................22

Выводы и предложения......... ...........................................25

Список  литературы..........................................................26

 

Введение

 

 Управление материальными  ресурсами предприятия играет  большую роль в управлении  предприятием в целом.

Материальные ресурсы  представляют собой часть оборотных  фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые  полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

 

Для организации прибыльной работы предприятия необходимо создание правильной и реальной структуры  движения материальных ресурсов предприятия. В современном менеджменте существует большое количество вариантов управления материальными ресурсами предприятия.

В своей работе, я поставила  целью проанализировать структуру  существующих методов управления материальными  ресурсами предприятия, выделить систему  и проследить движение материальных ресурсов от момента определения  необходимости обеспечения производственного  процесса сырьем и материалами до момента выхода конечного продукта.

Достижение настоящей  цели возможно путем комплексного анализа  существующих методов управления материальными  ресурсами предприятия, периодичного материала, статей и аналитического  материала на данную тему.

    1. СОЗДАНИЕ  БАЗЫ  СЫРЬЯ  И  МАТЕРИАЛОВ

1.1. Анализ ценности сырья  и материалов

 

 Наибольшую долю материальных  ресурсов предприятия составляют  основные материалы. К ним относятся  предметы труда, идущие на изготовление  продукции и образующие основное  ее содержание. ( При изготовление автомобиля - это металл, стекло, ткань и др.).

К вспомогательным относятся  материалы, потребляемые в процессе обслуживания производства или добавляемые  к основным материалам ( смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.).

Промышленные предприятия  в настоящее время оснащены современной  вычислительной  техникой, с помощью  которой становится возможным моделирование  материальных потоков с учетом влияния  различных факторов внутренней и  внешней среды предприятия, а  также разработка систем управления материальными ресурсами.

Существуют основные  принципы формирования и функционирования системы управления материальными  ресурсами:

1. Самостоятельность предприятий  - поставщиков и предприятий потребителей  в использовании материальных  ресурсов.

2. Саморегулирование.

 

3. Ресурсосбережение и  противозатратность.

4. Комплексность.

5. Оперативность.

6. Восприимчивость к научно-техническому  прогрессу; и др.

Перечисленные принципы должны действовать одновременно, ибо они  определяют условия равновесного состояния  и эффективного функционирования системы.

Для разрешения основных проблем  в рамках создания базы сырья и  материалов существуют многообразные  методы принятия решения, в особенности:

-  ABC- анализ ( первоначальный анализ);

-  метод оценки по  системе баллов;

-  анализ стоимости  сырья и материалов;

-  математические модели  решений.

Рассмотрим подробно анализ стоимости сырья и материалов.

Метод анализа стоимости  чаще всего применяется тогда, когда  требуется снижение издержек и цены выпускаемых изделий с целью  улучшения результатов хозяйственной  деятельности предприятия или увеличения шансов сбыта готовой продукции.

В результате анализа стоимости  сырья и материалов может:

- произойти сокращение  затрат на сырье и материалы;

- экономиться рабочее  время при изготовлении изделий  из этого сырья и материалов;

- повышаться качество  готовой продукции, а также,

- произойти снижение затрат  для реальных инвестиций.

Последовательность одного такого оценочного анализа сырья  и материалов, приведенная ниже, является типичной для осуществления  анализа во многих областях предпринимательской  деятельности.

 

1. На подготовительном  этапе оценочного анализа сначала  формулируются цели исследования  сырья и материалов, а также  выясняются организационные подготовительные  решения.

2. Затем осуществляется  сбор информации о собственной  продукции, а также об аналогичных  изделиях, используемых для сравнения.

3. На следующем этапе,  посредством исследования фактического  состояния сырья и материалов, вскрываются слабые места в  производстве собственной продукции.

4. Затем выявляются предложения  по улучшению качества собственной  продукции и технологического  процесса ее производства.

5. После этого подвергаются  оценке возможные варианты относительно  величины расходов и доходов  при изготовлении собственной  продукции.

6. Затем из этого массива  полезной информации выбираются  наиболее реализуемые решения.

7. Последним шагом оценочного  анализа сырья и материалов  является введение этого оптимального  варианта в производство.(2)

 

   1.2. Определение оптимального количества заказов

 

 Рациональная организация  материально-технического снабжения  и сбыта в значительной мере  предопределяет на предприятии  уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Этим определяется роль и значение материально-технического снабжения и сбыта в системе производственного менеджмента.

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами является начальным звеном производственного  процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под материально- техническим снабжением предприятия  понимается процесс обеспечения  его всеми видами материально-технических  ресурсов в требуемые сроки и  в объемах, необходимых для нормального  осуществления его производственно- хозяйственной деятельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный  и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Основной задачей предприятия  по организации и управлению материально-техническим  снабжением является своевременное, бесперебойное  и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными  ресурсами для осуществления  производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми  заданиями. При этом сам процесс  снабжения должен осуществляться при  минимальных транспортно-складских  расходах и наилучшем использовании  материальных ресурсов в производстве.

В процессе планирования материально-технического снабжения необходимо определить:

1. Какие виды материальных  ресурсов необходимы для обеспечения  производственно - хозяйственной  деятельности предприятия.

2. Количество материальных  ресурсов, которое потребуется для  выполнения производственной программы.

3. Необходимые площади  складских помещений для хранения  материальных ресурсов.

4. Затраты на материально-техническое  снабжение.

Существует множество  методов определения количества заказываемых материальных ресурсов. Все они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, которые  необходимо учитывать, чтобы сберечь  время и сократить затраты.(8)

При определении оптимального количества заказов следует учитывать:

- независимые от количества  заказов расходы (F) , которые образуются  в качестве постоянных исходных  расходов, необходимых для осуществления  запроса предлагаемого сырья  и материалов, учета и сравнения  предложения, а также осуществления  самого процесса заказов,

 

- процентную ставку расходов  для осуществления складского  хранения сырья и материалов (1),

- калькуляционную процентную  ставку (Z), которая соответствует  желаемому среднему начислению  процентов за товары, хранимые  на складе,

- закупочную цену (P) ,складированного  сырья и материалов.

- и общую потребность  в сырье и материалах в течении определенного периода (R).

Оптимальное количество заказов (q) является тем самым коэффициентом, который приводит к самым низким общим расходам (KL ) и к самым низким расходам для осуществления процесса снабжения производства сырьем и материалами по их заказу (KB).

Общие расходы для осуществления  складского хозяйства KL, которые зависят  от стоимости складированного сырья  и материалов, от расходов на содержание складских запасов, от процентной ставки и продолжительности сроков хранения, определяются как:

Расходы, необходимые для  осуществления снабжения производства сырьем и материалами, зависят от частоты поступления заказываемых материалов за определенный период времени:

Таким образом, выражение  для определения общих расходов для материально-технического снабжения  производства сырьем и материалами  имеет вид:

Оптимальное количество заказов  получают посредством определения  значения q из этого выражения после приравнивания к нулю значения K:(2)

1.3. Выбор предприятий  - поставщиков сырья и материалов

 

В условиях рыночной экономики  одной из основных задач предпринимателя  является оптимальный выбор из большого числа предприятий - поставщиков, предлагающих свою продукции, которая подходит для данного предприятия, достойных поставщиков сырья и полуфабрикатов, вспомогательных материалов, комплектующих изделий и пр. продукции.

Высшей мерой при выборе предприятия - поставщика сырья и  материалов являются следующие факторы:

- предприятие-заказчик должно  пойти на договорные отношения  с различными предприятиями-поставщиками  сырья и материалов. Таким образом,  обеспечивается возможность избежать  односторонней зависимости.

- у предприятия-заказчика  должны быть договорные отношения  с предприятиями-поставщиками, ограниченными  необозримым количеством поставок (скидки за оптовое количество  поставки сырья и материалов).

- количество поставщиков  следует оптимизировать.

 Определение методов  и форм снабжения зависит от  сложности выпускаемой продукции,  состава комплектующих изделий  и материалов.

Рассмотрим наиболее часто  используемые методы и формы:

1. Закупка товара (материальных  ресурсов) одной партией.

Предполагает поставку товаров  большой партией за один раз (оптовые  закупки на товарно-сырьевых биржах, аукционах, у поставщиков и др.). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки.

Недостатки: большая потребность  в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

2. Регулярные закупки  мелкими партиями. В этом случае  покупатель заказывает необходимое  количество товаров, которое поставляется  ему партиями в течение определенного  периода. Основные преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются  по мере поступления отдельных  партий; достигается экономия складских  помещений и затрат на содержание  излишних запасов. Недостатки: вероятность  заказа избыточного количества  товара; необходимость оплаты всего  количества товара, определенного  в заказе.

3. Ежемесячные закупки  по котировочным ведомостям. Используются  для закупки дешевых и быстро  используемых  товаров. Преимущества: снижение затрат на складирование  и хранение; ускорение оборачиваемости  капитала; своевременность поставок.

4. Получение товара по  мере необходимости.  Этот метод  похож на регулярную поставку  товаров, но характеризуется следующими  особенностями:

- количество товара строго  не устанавливается, а определяется  приблизительно;

- оплачивается только  поставленное количество товара;

- по истечении срока  контракта заказчик не обязан  принимать и оплачивать товары, которые должны быть поставлены.

Преимущества: отсутствие строгих  обязательств по закупке определенного  количества товаров; ускорение оборота  капитала; минимум работы по оформлению документов.(3)

Процедура получения и  оценки предложений от потенциальных  поставщиков может быть организована по-разному. Наиболее распространенными  и эффективными являются следующие:

1. Конкурентные торги  (тендоры) - проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую сумму или по соображениям формирования долгосрочных связей между поставщиком и потребителем.

2. Письменные переговоры  между поставщиком и потребителем  могут быть организованы двумя  способами:

- инициатива вступления  в переговоры исходит от поставщика  товара;

Информация о работе Управление материальными ресурсами предприятия