Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:26, дипломная работа
Цель данной выпускной работы состоит в следующем:
провести анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод"
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить основные аспекта маркетинговой деятельности;
сделать анализ организационной структуры предприятия;
сделать анализ ТЭП и финансовой деятельности ОАО "Гурметзавод";
отметить положительные стороны и выявить недостатки в управлении маркетинговой деятельностью предприятия;
предложить пути усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия ;
сделать заключение по выполненной работе.
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА 10
1.1. Сущность маркетинга, его принципы, цели, задачи и функции. 10
1. 2. Основные составляющие маркетинга 13
1.2.1. Исследование рынка . 13
1.2.2. Товарная политика 14
1.2.3. Товародвижение и сбыт ( каналы распределения). 15
1.2.4. Ценовая политика 16
1.2.5. Продвижение товара на рынок. 20
1.2.6. Управление маркетингом . 21
1.3. Аспекты маркетинга во внешнеэкономической деятельности. 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО -ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД". 29
2.1. Характер и масштабы деятельности предприятия. 29
2.2. Организационная структура управления ОАО "Гурьевский металлургический завод 31
2.3. Анализ производственно-финансовой деятельности ОАО"Гурметзавод" 35
2.3.1. Анализ технико-экономических показателей. 35
2.3.2.Финансовое состояние ОАО “Гурьевский металлургический завод”. 41
ГЛАВА III. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД" 45
3.1. Направления маркетинга и сбыта продукции металлургической промышленности, перспективы отрасли. 45
3.2. Ассортимент продукции , ее конкурентоспособность 48
3.3. Поставщики сырья и материалов для ОАО "Гурьевский металлургический завод". 50
3.4. Потребители металлопродукции ОАО "Гурьевский металлургический завод". 54
3.5. Конкуренты ОАО "Гурьевский металлургический завод". 58
3.6. Товародвижение и каналы распределения. 60
3.7. Ценовая политика ОАО "Гурьевский металлургический завод" . 62
3.8. Продвижение товара на рынок: реклама, стимулирующие мероприятия. 62
ГЛАВА IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД" 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 75
тракторное и сельскохозяйственное дизельное дорожное станкостроение, горно - рудное, железнодорожное, металлургическое и автомобилестроение. Существенно снизилось потребление металла в оборонном комплексе, легкой и пищевой промышленности.
Следует отметить, что, если в 1991-1994 гг. темпы падения потребления металлопроката на внутреннем рынке составляли более 20% в год, то в 1995-1996 гг. они сократились и составили соответственно 10% и 5,5%. Это свидетельствует о достижении определен ной стабилизации в ряде отраслей машиностроения и возможности, при соответствующей экономической ситуации, перехода к росту металлопотребления.
В целом ожидается, что потребление металлопродукции в машиностроении составит порядка 7,4 млн. т., в том числе 4,8 млн. т готового проката.
Необходимость под держания в работоспособном состоянии имеющихся производственных мощностей приведет к сохранению объемов потребления металла для ремонтно-эксплуатационных нужд, особенно в промышленности и на транспорте (приблизительно 4 млн. т).
Определенное оживление возможно в 1997 г. в потреблении стальных труб и некоторых других видов продукции.
Таким образом, следует ожидать, что уровень потребления металлопродукции на внутреннем рынке России в 1997 г. составит около 17,2-17,5 млн. т. Доля готового проката составит 53,7%.
В этих условиях стабильность работы предприятий черной металлургии во многом будет зависеть от возможности сохранения экспортной активности на мировом рынке.
В 1996 г. на экспорт было поставлено 60% произведенного готового проката.
В то же время конъюнктура мирового рынка на ближайший период (1997-1998 гг.) складывается не очень благоприятно для российских экспортеров.
Основной рынок- Китай и страны Юго-Восточной Азии - становится объектом жесткой конкуренции. Ожидаемый ввод мощностей по производству черных металлов в этом регионе, а также высокие складские запасы приведут как к снижению цен, так и к сокращению потребностей этих стран в импорте.
Резко сокращаются возможности проникновения на рынок стран ЕС, которые сами переживают период перенасыщения рынка. Демпинговые поставки проката и труб на этот рынок российскими экспорте рами вызвали введение заградительных пошлин и квот.
Спрос на металлопродукцию на рынке стран СНГ продолжает сокращаться.
С учетом экспортных возможностей объем производства проката в черной металлургии России оценивается в 1997 г. величиной порядка 38 млн. т, или на 1-2% ниже, чем в 1996 г. Видимо, в 1997 г. будет пройдена нижняя точка спада внутреннего спроса на черные металлы.
Объемы внутреннего потребления металлопродукции на сегодняшний день недопустимо низки с точки зрения развития экономики страны, ее экономической безопасности.
В настоящее время крупнейшие страны-продуценты металлопродукции потребляют на своих внутренних рынках свыше 80 млн. т стальной продукции. Приближался к этой цифре и бывший Советский Союз. Сегодня общее потребление металлопродукции в СНГ не превышает 35 млн. т, т.е. по душевому потреблению мы приблизились к уровню слаборазвитых стран.
Для поддержания и развития внутреннего рынка металлопродукции необходимы принятие мер по его защите, оживлению платежеспособного спроса в сек торах машиностроения, строительства и транспорта, привлечение инвестиций отечественных и зарубежных коммерческих структур в индустриализацию России.
Подробный перечень выпускаемой продукции в Приложении №4
( каталог продукции ОАО"Гурметзавод").
В связи с переходом к рыночной экономике изменился и уменьшился спектр потребителей ОАО"Гурметзавод". Сократили объем выпуска своей продукции многие предприятия машиностроения. Многих потребителей спецпрофилей завод "потерял" из-за увеличения железнодорожного тарифа на перевозку грузов. Поэтому такие спецпрофиля как прокат специальный для электролизера, профили нижнего и верхнего кольца поворотного круга (используемый в автомобилестроении), сталь зетовая (в судостроении), спецпрофили для планки опорной направляющей колеса трактора, спецпрофиль для резьбовых планок опорных катков трактора и др. завод прекратил выпускать из-за падения спроса на данную продукцию.
В настоящее время конкурентоспособной продукцией является сталь угловая 40х4мм, 50х5мм, 63х5мм, 70х7мм, шары стальные мелющие 40мм, 60мм, 80мм, 100мм. Конкурентоспособность данной продукции обеспечивается высоким качеством и умеренной ценой.
Шары стальные мелющие - это уникальная продукция, без которой не могут функционировать горнорудная промышленность, цветная металлургия, цементная и энергетическая отрасли. Гурьевский металлургический завод в 80-ые годы производил почти 50% шаров, потребляемых промышленностью бывшего СССР, а около 200 тыс. т и все равно дефицит шаров был в пределах 100 тыс. т. С вводом в действие нового шаропрокатного цеха, производственные мощности увеличены до 300 тыс. т, однако потребность шаров упала до 50 тыс. тонн в год из- за падения производства в отраслях, потребляющих шары.
Конкурентоспособной является также квадратная заготовка 100х100мм. Отгружается она в основном только на экспорт. Цена на нее довольно низкая. Это связано с падением мировых цен на продукцию металлургического комплекса. Осуществление маркетинговой деятельности в таких условиях становится все более сложным и неэффективным, однако экспорт в настоящее время остается едва ли не единственным способом зарабатывания "живых" денег и получения необходимого минимума на заработную плату рабочим завода.
Швеллер N 10, 12 также является конкурентоспособной. Данный размер в регионе никто не выпускает. Основные потребители АО "Алтайвагонзавод" и КМК.
Из спецпрофилей завод постоянно катает спецпрофиль для скребка конвейера СР-70. Потребитель - Анжерский машзавод.
Специально для Киселевского машзавода завод выпускает швеллер СП-12 с отогнутой полкой для ваганеток. В последнее время спрос упал.
Профиьл для обвязки двери вагона и порога вагона выпускается специально для Алтайского вагонзавода.
ОАО"Гуррметзавод" является единственным поставщиком а России полосы для кос для Артинского механического завода. Оъем поставок небольшой, с производства снимать завод не будет, так как понимает значимость этой продукции в экономике страны.
Гвозди строительные имеют довольно высокую цену, но спрос на них не падает, особенно в летний период времени, когда интенсивно идет строительство как общественного, так и частного жилого фонда.
На сетку плетенную спрос заметно падает, что связано с неритмичной работой шахт, которые были основными потребителями этого вида продукции.
Результатом признания продукции завода потребителями является отсутствие в последнее время претензий по качеству и внешнему виду товара.
Компания "Кумтор Оперейтинг Компани" (Киргизия) отбирали опытные партии шаров стальных мелюших со всех предприятий- изготовителей, чтобы заключить договор на поставку.
Испытание проводилось в Институте машиноведения НАН с помощью прибора ТК-14-250 (Приложение № 5 ). В результате испытаний по твердости шары ОАО"Гурметзавод" были признаны самыми лучшими и Фирма заключила договор с заводом на достаточно крупную партию шаров.
ОАО"Гурметзавод" не часто, но все же обновляет ассортимент выпускаемой продукции. Так в 1996г. начато производство электросварных труб диаметром 20,25мм. В перспективе - производство труб диаметром до 80мм.
В связи с падением спроса на сетку с ячейкой 20х20х2мм, разрабатываются ТУ на выпуск сетки других размеров, имеющих спрос.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятие и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров.
События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Необходимо следить за ценами на предметы снабжения, поскольку рост цен на закупаемые материалы может заставить поднять цены и на выпускаемую предприятием продукцию.(9,с.106)Нехватка тех или иных материалов, забастовки и прочие события могут нарушить регулярность поставки график отгрузки продукции заказчикам. В результате, в краткосрочном плане будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном - подорвано благорасположение предприятия со стороны клиентов. (9,с.106)
Любое предприятие может потерпеть неудачу со своими потребителями, если оно не найдет взаимопонимания с поставщиками.
ОАО "Гурметзавод" - предприятие с неполным металлургическим циклом. Оно работает на привозном сырье и материалах: заготовка, чугун, кокс, мазут, ферросплавы и т.д. Поэтому поставщики оказывают решающее значение на ритмичную деятельность предприятия.
В связи с нехваткой сырья и заготовки производственные мощности используюся не полностью (см. Пприложение№2).
Работу с поставщиками ведет отдел материально-технического снабжения во главе с коммерческим директором.
Основными поставщиками сырь являются: Новолипецкий МК, Нижне-Тагильский МК, Орско-Халиловский МК, Кузнецкий МК, Саткинский метзавод, НПО "Тулачермет", Кузнецкий ферросплавный завод, Алапаевский метзавод, Лысьвенский метзавод, Оскольский ЭМЗ, Челябинский МК и другие.
При выборе поставщика изучается ценовая политика предприятия, условия поставки, качественные характеристики поставляемой продукции. Работниками ОМТС изучаются цены всех возможных поставщиков, используя длительные связи, а так же ежемесячный обзор цен Комитета металлургии по основным производствам металлургической продукции (Приложение5).
Для примера рассмотрим присланные последние данные Комитетом металлургии цены на чугун (таблица № 3.2.)Железнодорожный тариф за перевозку 1т чугуна от ст. Новотроицк (Орско-Халиолвский МК) составляет 250000 руб., от ст. Новокузнецк- 25000 руб. Из проведенного анализа видно, что выгоднее всего получать чугун с Орско-Халиловского МК. Несмотря на то , что КМК расположен
Таблица №3.2. | ||||
Цены на чугун по предприятиям черной металлургии | ||||
Предприятия | Цена на чугун | |||
декабрь | Январь | февраль | март | |
Нижне - Тагильский МК | 1340100 | 1458000 | 1350700 | 1404500 |
КМК | 1588832 | 1566142 | 1622087 | 1756434 |
Орско-Халиловский МК | 1377800 | 1128370 | 1134320 | 1279300 |
Рис. 3.1 Динамика цен на чугун.
близко от ОАО "Гурметзавод" и железнодорожный тариф не большой, но цена высока, поэтому выгоднее получать от дальнего поставщика. Даже с учетом железнодорожного тарифа конечная цена получается дешевле.