Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 23:26, дипломная работа
Цель данной выпускной работы состоит в следующем:
провести анализ маркетинговой деятельности предприятия на примере ОАО "Гурьевский металлургический завод"
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
осветить основные аспекта маркетинговой деятельности;
сделать анализ организационной структуры предприятия;
сделать анализ ТЭП и финансовой деятельности ОАО "Гурметзавод";
отметить положительные стороны и выявить недостатки в управлении маркетинговой деятельностью предприятия;
предложить пути усовершенствования маркетинговой деятельности предприятия ;
сделать заключение по выполненной работе.
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА 10
1.1. Сущность маркетинга, его принципы, цели, задачи и функции. 10
1. 2. Основные составляющие маркетинга 13
1.2.1. Исследование рынка . 13
1.2.2. Товарная политика 14
1.2.3. Товародвижение и сбыт ( каналы распределения). 15
1.2.4. Ценовая политика 16
1.2.5. Продвижение товара на рынок. 20
1.2.6. Управление маркетингом . 21
1.3. Аспекты маркетинга во внешнеэкономической деятельности. 24
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО -ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД". 29
2.1. Характер и масштабы деятельности предприятия. 29
2.2. Организационная структура управления ОАО "Гурьевский металлургический завод 31
2.3. Анализ производственно-финансовой деятельности ОАО"Гурметзавод" 35
2.3.1. Анализ технико-экономических показателей. 35
2.3.2.Финансовое состояние ОАО “Гурьевский металлургический завод”. 41
ГЛАВА III. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД" 45
3.1. Направления маркетинга и сбыта продукции металлургической промышленности, перспективы отрасли. 45
3.2. Ассортимент продукции , ее конкурентоспособность 48
3.3. Поставщики сырья и материалов для ОАО "Гурьевский металлургический завод". 50
3.4. Потребители металлопродукции ОАО "Гурьевский металлургический завод". 54
3.5. Конкуренты ОАО "Гурьевский металлургический завод". 58
3.6. Товародвижение и каналы распределения. 60
3.7. Ценовая политика ОАО "Гурьевский металлургический завод" . 62
3.8. Продвижение товара на рынок: реклама, стимулирующие мероприятия. 62
ГЛАВА IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ОАО "ГУРЬЕВСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД" 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 75
По сортовому прокату брак увеличился на 0,01 % и составил за год 0,37 % (758,3 тонны).
Увеличился брак на производстве шаров и составил 0,17 % (81,5 тонны) против 0,13 % в 1995 году. При производстве труб брак составил 4 % (51,4 тонны).
Труд и зарплата.
Среднесписочная численность работников завода в отчетном году составила 2577 человек и возросла по отношению к 1995 году на 64 человека, в том числе численность по основной деятельности 2177 человек, рост на 53 человека за счет пуска в эксплуатацию участка по производству сварных труб и развития участка по разделке металлошихты мартеновского цеха. Производительность труда снизилась на 20,1 % за счет снижения объема производства проката и шаров.
Среднемесячная
зарплата в 1996 году составила 1266 тыс. рублей,
против 892 тыс. рублей в 1995 году и возросла
в 1,43 раза.
рис.2.1.
Из рис.2.1. видно, что заработная плата опережает рост производительности труда , при том ,что численность рабочих растет.
Всего израсходовано средств 41 млрд. 42 млн. рублей, в том числе фонд оплаты труда составил 39 млрд. 500 млн. рублей.
Выплаты социального характера составили 1 млрд. 500 млн. рублей, в том числе: страховые выплаты - 776 млн. рублей; женщинам по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет - 21,3 млн. рублей; материальная помощь - 271,2 млн. рублей; единовременная выплата пособий при уходе на пенсию - 62,3 млн. рублей; прочие выплаты (погашение ссуд, приобретение путевок, транспорт на посадку и уборку урожая и пр.) - 369,2 млн. рублей.
Кроме того оказано материальной помощи пенсионерам на общую сумму 53,2 млн. рублей.
Выплачено 24,1 млн. рублей работникам, получающим пенсию за счет завода.
Среднемесячная зарплата по ведущим профессиям рабочих в отчетном году составила: сталевар - 2390 тыс. рублей; старший вальцовщик прокатного цеха - 1943 тыс. рублей; старший вальцовщик шаропрокатного цеха - 1150 тыс. рублей; вагранщик литейного цеха - 1650 тыс. рублей; машинист тепловоза - 1950 тыс. рублей; токарь 5 разряда - 1440 тыс. рублей.
Потери рабочего времени к отработанному времени составили 11,6 % (в 1995 году 6,5 %) в основном за счет роста по целодневным простоям (6,6 %) из-за отсутствия в отдельные месяцы топлива, заготовки и другого сырья для ритмичной работы по производству готовой продукции.
По итогам работы за 1996 год получена балансовая прибыль в сумме 36831 млн. рублей, в том числе прибыль от реализации товарной продукции 37284 млн. рублей (см. таблицу № №2.5, 2.6).
Результат от прочей реализации - прибыль составила 615 млн. рублей. От внереализационной деятельности - убыток в сумме 1067 млн. рублей.
Полученная балансовая прибыль распределена в следующем порядке:
1. Платежи в бюджет налога на прибыль - 6422 млн. рублей.
содержание
жилого фонда и соцкультобъектов - 11643
млн. рублей; расходы на приобретение медикаментов,
оплату лечения и содержание медсанчасти
- 305 млн. рублей.
Таблица № 2.5 | |||||||
Прибыль
от реализации товарной продукции,
рентабельность реализованной продукции | |||||||
№
п/п |
Вид продукции | Прибыль от реализации товарной продукции в млн. руб. | Рентабельность
реализованной продукции в
%% | ||||
1994 год | 1995 год | 1996 год | 1994 год | 1995 год | 1996 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
СОРТОВОЙ ПРОКАТ | |||||||
1 | Швеллер | 317 | 4063 | 5323 | 64,6 | 94,3 | 67,4 |
2 | Средний сорт | 1425 | 4335 | 1731 | 56,7 | 78,1 | 32,1 |
3 | Крупный сорт | 8166 | 39591 | 25639 | 24, | 32,6 | 15,9 |
4 | Конструкционный | 164 | -361 | -3552 | 27,6 | -7,5 | -24,6 |
5 | Инструментальный | 64 | 353 | 415 | 822,4 | 84,1 | 48,1 |
Итого сортового проката | 10136 | 47981 | 29556 | 27,3 | 35,2 | 15,7 | |
ШАРЫ СТАЛЬНЫЕ МЕЛЮЩИЕ | |||||||
6 | диаметром 40 мм | 2945 | 9594 | 1107 | 30,1 | 38,8 | 3 |
7 | диаметром 50 мм | 24 | 135 | - | 16,6 | 62,9 | - |
8 | диаметром 60 мм | 3232 | 7655 | 5397 | 56,5 | 35,7 | 23,9 |
9 | диаметром 80 мм | 789 | 2392 | -1785 | 21,8 | 31 | -11,4 |
10 | диаметром 100 мм | 52 | 101 | -401 | 18,6 | 0,9 | -3,6 |
Итого шаров | 7042 | 19877 | 4318 | 36 | 30,6 | 5 | |
МЕТИЗЫ | |||||||
11 | Болты с гайками | 121 | 563 | 165 | 89,3 | 150,7 | 170 |
12 | Гайка свободная | 190 | 367 | 166 | 64,8 | 64,2 | 20,5 |
13 | Сетка плетеная | 483 | 3600 | 2833 | 42,3 | 110,6 | 61,9 |
14 | Проволока | 22 | 262 | 300 | 31,2 | 27,4 | 27,1 |
15 | Гвозди | 180 | 1755 | 1996 | 20,3 | 53,9 | 26,1 |
16 | Ось | -2 | -55,9 | ||||
Всего метизов | 990 | 6545 | 5460 | 38,9 | 77,8 | 38,4 | |
17 | Трубы сварные | -452 | -12,5 | ||||
Прочая продукция и виды услуг | -1901 | -1096 | -1601 | ||||
Всего по заводу | 16267 | 73307 | 37281 | 25,8 | 33,9 | 12,3 |
3.
Отчислено в фонд потребления 4324 млн. рублей,
в том числе: расходы на выплату зарплаты
работникам медсанчасти и отчисления
во внебюджетные фонды - 342 млн. рублей;
дотации на питание работающих на заводе
- 1609 млн. рублей; использовано на премирование
из фонда директора с отчислениями во
внебюджетные фонды - 752 млн. рублей; возмещено
командировочных, выданных сверх нормы
расходов - 95 млн. рублей; приобретены путевки
на курортно - санаторное лечение - 269 млн.
рублей; перечислено по договорам за обучение
в ВУЗах - 110 млн. рублей; материальная помощь
работающим и пенсионерам - 430 млн. рублей;
расходы по автотранспорту - 133 млн. рублей;
возмещенные за счет фондов убытки от
реализации угля рабочим и
Таблица № 2.6 | ||||
Анализ
финансового состояния ОАО «Гурьевский
металлургический завод»
в млн. руб. | ||||
№ п/п | Показатели | 1994 год | 1995 год | 1996 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
1 | Прибыль от реализации товарной продукции | 16267 | 73307 | 37281 |
2 | Результат от прочей реализации, | +243 | +885 | +674 |
в том числе | ||||
а) реализация продукции подсобного хозяйства | -19 | +95 | -73 | |
б) реализации покупных материалов и прочих материальных ценностей | +45 |
+1136 |
+1587 | |
в) реализация продукции столовой | -48 | -514 | ||
г) торговой деятельности | +52 | +73 | -134 | |
д) реализации основных фондов | -102 | -176 | - | |
е) реализации валюты | -94 | -243 | -192 | |
3 | Внереализационные доходы и расходы | +968 | +1402 | -1124 |
в том числе | ||||
- арендный процент | +5 | |||
- прибыль от переоценки валюты | +2052 | +1536 | +302 | |
- превышение штрафов полученных над уплаченными | +117 | +731 | +395 | |
- операции с тарой | +9 | +116 | +395 | |
- судебные издержки и госпошлина | +10 | +1 | -32 | |
- налог на имущество | -504 | -1368 | -3433 | |
- начислено %% оп ценным бумагам | +6 | +255 | ||
- сбор на содержание милиции и пожарной охраны | -6 | -13 | -22 | |
- сбор на нужды образовательных учреждений | -102 | -190 | -395 | |
- %% по валютному счету | +37 | |||
- %% по ссудам трудящихся | +20 | |||
- корректировка на банковский процент | -692 | -613 | +145 | |
- результат по дооценке | +26 | +962 | +824 | |
- убытки от остановки производства | -12 | -14 | ||
- положительная курсовая разница | +226 | |||
- результат от ликвидации основных фондов | +19 | |||
- прочие прибыли и убытки | +7 | +7 | +82 | |
- сбор на благоустройство территории | -8 | -22 | ||
Балансовая прибыль | 17478 | 75594 | 36831 |
пенсионерам завода - 134 млн. рублей.
5. Другие отвлечения, подлежащие внесению в бюджет согласно законодательству РФ в виде пени и штрафных санкций - 1134 млн. рублей.
6. Направлено из чистой прибыли средств на финансирование капитальных вложений - 8838 млн. рублей.
7. Свободный остаток прибыли в сумме 3624 млн. рублей использован на отчисления в фонд потребления для создания резерва на выплату дивидендов членам акционерного общества 2325 млн. рублей и на образование финансового резерва для обеспечения производственного развития предприятия - 1299 млн. рублей.
Из таблицы 2.1. следует, что предприятие за анализируемый период являлось платежеспособным (ликвидным). Коэффициент ликвидности в 1995г составил 1,9 это на 0,3 выше предыдущего года. Однако в 1996 году наблюдается тенденция к снижению общего коэффициента ликвидности. Если на протяжении еще 2х лет будет наблюдаться снижение данного показателя, то платежеспособность предприятия может стать необеспеченной, что приведет к банкротству.
Баланс показал рост дебиторской - кредиторской задолженности, это отрицательно влияет на финансовое положение предприятия. Могут быть высокие штрафные санкции перед бюджетом. В 1996г увеличилась кредиторская задолженность почти в 2 раза. По сумме в целом наибольший удельный вес занимает задолженность поставщикам- 70,2%, 14,2%-бюджету.
Непроизводительные расходы (штрафы, пени) составили за 1996 год 1 млрд. 304 млн. рублей и против 1995 года сократились на 145 млн. рублей. Получено штрафов и пени за отчетный год в сумме 1 млрд. 699 млн. рублей, положительное сальдо в сумме 395 млн. рублей увеличило прибыль.
Госпошлина и не возмещенные судебные издержки уменьшили прибыль на 31 млн. рублей.
Финансовое положение завода в 1996 году продолжало оставаться сложным. Продукция в объеме 84 % реализовывалась в обмен на материальные ценности и услуги и только реализация металлопродукции на экспорт позволяла получать «живые деньги», за счет чего своевременно выплачивались заработная плата, частично перечислялись налоги, страховые взносы в Пенсионный фонд, оплачивались сырье и материалы.
В результате анализа оргструктуры завода (глава2, раздел 2.2) и изучения должностных инструкций подразделений завода было выявлено, что хотя конкретного структурного подразделения маркетинга нет работа в этом направлении осуществляется.
Чтобы анализировать деятельность ОАО "Гурьевский металлургический завод" в области маркетинга, остановимся на состоянии металлургической промышленности и ее перспективах.
В последнее пятилетие потребление черных металлов в России имеет устойчивую тенденцию к снижению, что связано со снижением инвестиционной активности в промышленности и строительстве, сокращением экспорта машин и оборудования в страны СНГ и дальнее зарубежье, а также недостаточной платежеспособностью потребителей.
По сравнению с 1991г. валовый национальный продукт (ВВП) России снизился в 1995 г. на 34,5%, объем продукции промышленности - на 46%, объем капитальных вложений - на 65%. За этот же период потребление стальной металлопродукции (готового проката черных металлов, изделий дальнейшего пере дела, стальных труб, метизов) сократилось на внутреннем рынке с 54 до 18,6 млн. т, или на 65,6% (табл.3.1).
Наиболее
значительным было сокращение потребления
металлопродукции в машиностроении (на
70%), в таких отраслях как
Таблица № 3.1. | |||||
Потребление металлопродукции в России | |||||
Отрасли экономики | 1991г. | 1992г. | 1993г. | 1994г. | 1995г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Машиностроение | 22,0 | 22,1 | 16,5 | 9,5 | 8,3 |
Сроительство | 13,4 | 10,5 | 9,1 | 6,3 | 6,2 |
Прочие отрасли | 12,6 | 9,0 | 6,6 | 4,3 | 4,1 |
ИТОГО | 54,0 | 41,6 | 32,2 | 21 | 18,6 |