Управление малым бизнесом в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение технологии управления персоналом, разработка технологии управления персоналом на примере организации малого бизнеса – ООО «Сибмебель».

Содержание

Введение
Глава 1Теоретические основы управления персоналом в организации малого бизнеса.
1. Понятие и значение управления персоналом в деятельности предприятия.
Особенности управления персоналом малого предприятия.
2. Функции управления персоналом на малом предприятии
3. Взаимоотношения руководителя малого предприятия с персоналом
Глава 2Аналитическая основа совершенствования системы управления персоналом малого предприятия.
1. Характеристика ООО «Сибмебель»
2. Анализ существующей структуры управления
3. Анализ действующей кадровой службы
Глава 3Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия.
1. Разработка плана работы с персоналом предприятия
2. Предложения по совершенствованию управления персоналом
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

мой курсач по уп.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

           Первая беседа – консультация, просмотр трудовой книжки проходит с офис-менеджером; если по квалификации (документально) кандидат устраивает фирму (отсутствие замечаний по трудовой дисциплине), то он направляется на участок для беседы с его руководителем и при положительном отзыве направляется на приём к генеральному директору, где объясняются правила внутреннего распорядка, система оплаты, льгот и др.

     В фирме всех работников принимает лично генеральный директор; что говорит об изначальном отношении к подбору кадров в фирме.

     При положительном решении вопроса  о приёме на работу работник проходит инструктаж на рабочем месте, производится ознакомление нового работника с должностной инструкцией. Обучение происходит прямо на рабочем месте в непосредственно рабочее время, т.е. фактически работник  не проходит обучение перед тем, как приступить к выполнению своих прямых обязанностей. Обучение осуществляется методом «проб и ошибок». Работнику сложно адаптироваться, не зная основных процессов в организации, что сопряжено со стрессами и повышенной тревожностью на начальных этапах работы. Процесс обучения проходит под контролем генерального директора, что способствует передаче опыта, основных профессиональных навыков, методов работы с клиентами, туроператорами. 

     
    1.  Анализ  действующей кадровой службы.
 

     Функция делопроизводителя в ООО «Интурс» возложена на офис-менеджера. Ведутся дела:

     - Приказы по личному составу;

     - Личные дело на каждого работника;

     В личное дело работника включается: заявление, личная карточка, анкета и дополнение к ней, свидетельства о рождении детей до 14 лет, необходимые для расчета заработной платы, трудовая книжка, копии документов об образовании, трудовой договор, копия приказа о приеме на работу.

     Решения о приеме на работу, увольнении, предоставлении внеочередного отпуска принимается непосредственно руководителем. Приказы и договоры составляются офис-менеджером и передаются директору на подпись.

     Набор представляет собой создание определенного  резерва на планируемые должности, как из внешних, так и из внутренних источников. Организация использует внешние и внутренние источники для приема на работу. Внешние источники – это и кадровые агентства, и центры занятости, также предприятие помещает объявления в СМИ о своих потребностях в специалистах. Или организация предлагает людям, уже работающим на предприятии порекомендовать своих близких и знакомых. Такой способ является не только дешевым, но и дает возможность работникам поучаствовать в решении проблем фирмы. Внутренними источниками являются люди, уже работающие на определенных должностях, но имеющие большие способности, чем могут проявить в данный момент. Продвижение по службе сильно мотивирует работника, а организации не приходится обучать нового специалиста многим нюансам работы в организации. Риск при внутренней кадровой политике может заключаться в том, что в организацию не поступают новые люди со свежими взглядами и идеями и это может привести к застою.

     По  причине отсутствия кадровой службы обучение персонала проводится непосредственно  на рабочем месте. Менеджер может предупредить отсутствие профессиональных умений только на собеседовании, хотя даже наличие свидетельств о дополнительной подготовке не всегда может свидетельствовать о практических навыках соискателя. К сожалению,  это приводит к тому, что очень большое значение имеют рекомендации с предыдущих мест работы, то есть субъективные показатели. Аттестация на предприятии проводится только по личной инициативе руководителя. Оценка трудовой деятельности работников происходит по результатам их работы.

     К плюсам кадровой службы предприятия можно отнести:

  • Высокая скорость оформления документации, за счет простоты устройства кадровой службы.
  • Отсутствие административных барьеров.
  • Близкое сотрудничество руководства и персонала. Коллектив лично знает своего руководителя.
  • Низкие расходы предпринимателя на данную сферу.

     Основные  минусы кадровой политики предприятия:

  • Социальная незащищенность персонала.
  • Высокая вероятность ошибок по причине сосредоточения всех обязанностей в одних руках не специалиста кадрового профиля.
  • Необъективность подбора персонала в следствие невозможности применения специальных методик (тестирований, аттестаций и прочего). Немалую роль играют личные симпатии руководства.
  • Отсутствие обучения и курсов повышения квалификации.

     Однако, несмотря на некоторый сумбур в кадровой политике, коллектив на предприятии сохраняет устойчивость и неизменный состав на протяжении нескольких лет.

 

      Глава 3

     Совершенствование методов управления персоналом малого предприятия 

     
  1. Разработка  плана работы с персоналом предприятия
 

     Концепцию как долгосрочной, так и текущей  кадровой политики можно реализовать  с помощью кадрового планирования, которое позволяет согласовывать  и уравновешивать интересы работодателей  и работников.

     Целью кадрового планирования является обеспечение  работников рабочими местами в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями, так и с требованиями производства.

     Кадровое  планирование на предприятии необходимо для определения:

     1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где необходимо    принять

     на  работу;

     2. Можно ли провести сокращение  персонала;

     3. Как лучше решить вопросы повышения  квалификации работников;

     4. Какие потребуются затраты на  указанные выше мероприятия.

     Для разработки оперативного плана были собраны исходные данные, а именно о:

  1. Постоянном составе персонала (ФИО, место жительства, возрасте, времени поступления на работу);
  2. Структуре персонала (квалификация, пол, возраст);
  3. Текучесть кадров;
  4. Потери времени (простои, болезнь);
  5. Продолжительность рабочего дня;
  6. Заработная плата рабочих и служащих.

     Для решения указанных целей была разработана следующая структура. С её помощью осуществляется целый  ряд мероприятий, объединяющийся в  оперативный план работы с персоналом. 

       
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Рассмотрим план работы с персоналом на 2007 год. Конечно, в течение года в него могут вноситься изменения, необходимые для наилучшего функционирования предприятия. 

     План  работы с персоналом ООО «Сибмебель»

№ п/п Мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель
1 Определить  потребность в персонале Январь 2007 г. Администрация
2 Составить, утвердить  список резерва на замещение должностей I кв. 2007 г Администрация
3 Провести технический  инструктаж рабочего персонала II – III кв. 2007 г. Руководители  подразделений
4 Проведение  вводного, периодического,  внеочередного  инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности I – IV кв. 2007 г. Служба безопасности, ответственный по технике безопасности
5 Обеспечение рабочего персонала спецодеждой В течение года Старший менеджер, руководители подразделений
6 Пересмотреть  должностные инструкции I квартал Администрация, руководители подразделений
7 Провести аттестация ИТР II – III кв. 2007 Администрация
8 Связаться с  учреждениями повышения квалификации, подготовить программу семинаров и тренингов для персонала предприятия В течение года Администрация
9 Подготовить и  провести «День работника торговли»  с выездом на природу Июль 2007 г. Администрация
 

           Как видно из плана  основной груз ответственности за  проведения кадровой политики предприятия ложится на администрацию. Именно от слаженности действий административных сил зависит, насколько успешно будет функционировать предприятие. Неформальное коллективное мероприятие – День работника торговли позволит, во-первых, усилить мотивацию работников, почувствовать каждого себя частью единой команды – коллектива,  во-вторых, сотрудники подразделений, незнакомые лично получат возможность познакомиться, что улучшит психологический климат в организации.

 

    1. Предложения по совершенствованию управления персоналом
 

     При разработке рекомендаций по совершенствованию  управления персоналом обязательно  нужно помнить, что коллектив  предприятия – это особая структура, в которой возникает комплекс проблем. Следовательно, и вносить позитивные изменения необходимо комплексно.

     Названия  должностей должны давать повод для  гордости работникам, их занимающим. При  этом необходимо помнить, что в России сложные иностранные наименования могут произвести неблагоприятное впечатление на поставщиков, клиентов и сотрудников.

     Если  руководитель готовит своего потенциального помощника или заместителя, то для  создания здоровой конкуренции можно  выбрать несколько человек. Но при  этом не должно быть фаворитов. Для  проверки способностей каждого, следует уехать, оставив их, по очереди на посту руководителя, дав слово по возвращении поддержать и одобрить все, что бы они не сделали. При этом возвращаться лучше всего внезапно.

     В организации должна быть гибкая система  отпусков для всего персонала, а не только для руководителя. При добросовестном и преданном отношении к работе и фирме никто не позволит себе задерживаться надолго. Обязательно надо делать исключения для отпусков по уважительным причинам.

     В фирме есть менеджерский состав, занимающийся сбытом продукции. Для наиболее эффективной работы менеджеров по продажам нужно помнить:

  • 20 % работников всегда обеспечивают 80 % продаж;
  • система вознаграждения работников отдела реализации должна включать шкалу возрастающих выплат по достижении больших объемов продаж в процентах; в случаях зарабатывания кем-либо из менеджеров больших денег, не следует менять шкалу. Практика изменения к худшему хорошо знакома российским работникам и доверие к фирме может быть потеряно;
  • лучшие (или все) торговые менеджеры должны получить небольшую долю в прибылях, чтобы чувствовать личную ответственность за работу и приобрести образ мышления совладельца фирмы;
  •         не следует повышать в должности лучших менеджеров, ибо: хороший продавец – это состояние души, и смена деятельности сделает его ненужным балластом для фирмы и заставит его постоянно испытывать чувство глубокого морального неудовлетворения от своей работы.

     Желательно  ликвидировать совместительство, если это причиняет вред фирме.

     В отношении привилегий целесообразно следовать ориентации на всех работников организации: сокращении специального дорого канцелярского оборудования для начальства; запрещение музыки на рабочем месте, кроме тех мест, где не требуется умственных усилий; снижение количества звуковых сигналов в офисе, включая телефон; честность в любых отношениях, отказ от приятельских и фамильярных отношений внутри фирмы между начальником и подчиненным (во избежание несправедливости к хорошим, но не симпатичным руководителю работникам); отказ от постоянного привлечения новых сотрудников; отказ от условностей во всех областях деятельности, отягчающих ее и внутрифирменное общение в организации.

     Создание  и поддержание в оптимальном  состоянии системы обратной связи  в коллективе позволит преодолеть любые  негативные моменты в жизнедеятельности фирмы через информацию от сотрудников. В этой связи можно установить некую форму «почты» для сотрудников

       Изучение практической деятельности  малых предприятий позволяет нам выделить общие характеристики эффективной системы стимулирования труда и участия в прибылях:

  • непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого работника;
  • заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
  • отсутствие верхнего предела для премий, основанных на участии в прибылях;
  • соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успехе фирмы и разумным жизненным расходам;
  • принцип материального стимулирования распространяется на всех работников фирм и носит постоянный характер;
  • не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы; лучше не премировать вообще никого;
  • плохие работники не могут быть премированы ни в каком случае и никаким образом; никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если работник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен;
  • в фирме не должно быть никаких секретных или излишних накладных расходов, отрицательно влияющих на премиальную систему.

Информация о работе Управление малым бизнесом в России