Управление конфликтом как функция руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать проблемы межличностных коммуникаций в организации.
Достижение цели возможно решением следующих основных задач:
Понять причины возникновения конфликтов в организации;
Определить их возможные последствия;
Выявить способы управления конфликтами.

Содержание

Введение 3
1. Природа конфликта 4
1.1. Понятие конфликта 4
1.2. Основные типы конфликтов в организации 7
1.3. Источники конфликтов в организации 14
2. Профилактика, управление и разрешение конфликтов 26
2.1. Профилактика 26
2.2. Управление и разрешение конфликтов 28
3.2.1. Противодействие возникновению конфликта 29
3.2.2. Как должен реагировать руководитель 31
3.2.3. Структурные методы разрешения конфликта 33
3.2.4. Межличностные стили разрешения конфликтов 36
Заключение 39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая орг-ное поведение готовая.doc

— 220.50 Кб (Скачать)

    Приведенная ситуация типична для групп, функционирующих в условиях ролевой и функциональной неопределенности. Когда все делают все, когда нет четкого распределения обязанностей и ответственности, когда нет четких и всеми принятых критериев выполнения работы, на первый план выступают социально-психологические законы групповой динамики. Особенно сильно они проявляются при нарушениях внутренней коммуникационной сети и недостаточности ресурсов. В данной ситуации руководитель подразделения (кафедры) пытался организовать работу по командным принципам, пытаясь за счет энтузиазма и командного духа преодолеть дефицит ресурсов. Недостаточность ресурсов заставляла каждого из сотрудников работать с ощущением сильной перегрузки. При этом слабая информированность о том, что делают остальные, создавала впечатление, что другие работают меньше. Растущая неудовлетворенность и угроза развала коллектива сделали неизбежным появление «козла отпущения». На эту роль обычно выбирается человек, наиболее отличающийся от остальных по характеристикам, имеющим в группе ценностный смысл. В данном случае сначала это были уровень интеллекта и эрудиции, а затем тактичность, деликатность и доброжелательность Друг к другу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профилактика, управление и разрешение конфликтов
    1. . Профилактика

    Заголовок этого раздела, на первый взгляд, противоречит утверждению о неизбежности конфликтов и их позитивной роли в развитии организации. Однако нельзя забывать, что любой конфликт связан с дополнительными издержками. Развитие конфликтной ситуации вовлекает все большее число участников, внимание вовлеченных сторон отвлекается от решения основных задач, создается напряженная эмоциональная атмосфера, затрудняется деловое взаимодействие, непродуктивно расходуется время. Поэтому профилактика конфликтов — вопрос не праздный.

    Есть  действительно неизбежные конфликты, связанные с процессом развития, и есть конфликты необязательные, которые порождаются неточностями в действиях руководителя, ошибками в формировании организационной структуры, неадекватным распределением полномочий и ответственности.

    Конечно, конфликты, вызванные ошибками и  неточностями, нежелательны. Но и у них есть позитивная функция: они сигнализируют о неблагополучии, показывают необходимость что-то изменить. Тем не менее, их могло бы не быть.

    Перед каждым руководителем, принимающим то или иное управленческое решение, возникает проблема интересов людей, которых это решение затрагивает в той или иной степени. Опытные и хорошо подготовленные руководители отдают себе в этом отчет и пытаются предвидеть «конфликтогенный заряд» принимаемого решения.

    Для нормальной работы организации, для  успешной реализации принятого решения необходимо предвидеть возможные конфликты. Их можно либо предупредить, либо - если они неизбежны - заранее предусмотреть пути и способы их разрешения.

    Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации.

Чаще  всего эти причины коренятся:

  • в недостатках организации трудовой деятельности,
  • в управленческих ошибках (неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, нечеткая постановка задач и т. п.);
  • в существовании неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе (противоречия между старыми работниками и новичками, передовыми и отстающими, наличие «трудных» личностей в коллективе и т.д.).

    Следует отметить, что существует закон работы с кадрами — так называемый «эффект самоорганизации», который гласит: сильный руководитель подбирает сильных подчиненных и, наоборот, слабый руководитель подбирает слабых подчиненных. Отсюда следует, что сильный руководитель со временем улучшает, а слабый — ухудшает кадровый состав своей организации, что снижает эффективность ее работы и увеличивает вероятность конфликтов (4, стр. 105). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. . Управление и разрешение конфликтов

      Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные (5, стр. 225).

    Руководителям не стоит считать причиной конфликтных ситуаций простое различие в характерах. Конечно, это различие может явиться причиной конфликта в каком-то конкретном случае, но оно - лишь один из факторов, которые могут вызвать конфликт. Руководитель должен начать с анализа фактических причин, а затем использовать соответствующую методику. Уменьшить возможность конфликта можно, применяя методики разрешения конфликта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2.1. Противодействие возникновению конфликта

      Приведенный ниже перечень правил дает ориентиры  для линии поведения, которая  противодействует возникновению серьезных конфликтов.

Основные  правила (6, стр. 124):

  1. Признавать друг друга.
  2. Слушать, не перебивая.
  3. Демонстрировать понимание роли другого.
  4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при этом чувствует.
  5. Четко формулировать предмет обсуждения.
  6. Устанавливать общие точки зрения.
  7. Выяснить, что вас разъединяет.
  8. После этого снова описать содержание конфликта.
  9. Искать общее решение.
  10. Принять общее “коммюнике”.

    “Признавать друг друга” — это означает видеть в другом человека “со страдающей душой”, с понятными желаниями  и представлениями о собственном Я. Он не меньше и не больше, чем Вы. Понимать друг друга — значит использовать одинаковый масштаб. Дайте партнеру почувствовать, что вы его внимательно слушаете. Вы интересуетесь его представлениями и не скрываете этого. Скажите ему, например: “Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать Вашу оценку этого дела”. Обратите внимание и на его чувства: “И в результате Вы почувствовали себя несчастным”. Вы увидите, как напряженность будет снижаться по мере того. как собеседник станет высказывать свои мысли и чувства.

      “Понимать роль другого”. Скажите: “На Вашем  месте я...” И пригласите его  оказаться в вашей роли. Выразите его представления и мысли  своими словами:

      “Если я правильно понял. Вы недовольны тем, что...” Увидите, как оттает ваш партнер. Возьмите листок бумаги и сформулируйте вместе с ним, о чем, собственно, идет речь. Вместе зафиксируйте, что вас объединяет, а что разделяет. Задача — преодолеть раздел. В этом состоит сохраняющийся конфликт. Теперь попросите партнера дать свои предложения. Каждое предложение — и его, и ваше — надо записать. Вместе выберите лучшие предложения. Из них — самое лучшее, и именно оно должно стать решением.

      Это реальный путь. Он не легок. Нужен опыт. Так как тот же процесс может  разворачиваться и в неслужебной обстановке, попрактикуйтесь дома, в семье. Темой может быть совместный выезд за город. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2.2. Как должен реагировать руководитель

    Еще до разговора с сотрудником ему  надо дать понять, что конфликт —  это не что-то такое, что обязательно затрагивает честь и достоинство его участников, конфликт — это часть жизни и его вполне возможно разрешить. Сотрудник должен ощущать вашу готовность помочь. Это поможет ему сделать первый шаг Может быть, начать стоит так: “У меня сложилось впечатление, что Вас что-то угнетает. Если я могу Вам помочь, я с удовольствием это сделаю. Пожалуйста, обращайтесь ко мне в любое время”. В процессе дальнейшего разговора необходимо обратить внимание на ряд моментов(7, стр. 301):

  • надо показать сотруднику, что он вам интересен, что к его проблемам вы относитесь серьезно;
  • просигнализируйте ему, что его проблема не выйдет из помещения, в котором происходит беседа;
  • покажите, что его проблема рассматривается не как его “вина”?
  • дайте сотруднику выговориться, не перебивайте его, даже если он говорит долго и возникают паузы. Перебить — значит продемонстрировать нетерпение и неуважение;
  • задавайте вопросы, которые помогут ему четче увидеть его же проблему. Бывает, что то, что предстает серьезной проблемой, на самом деле таковой не является. Настоящая проблема лежит глубже; вместе с сотрудником ответьте на вопрос: насколько велика проблема? Часто проблемы воспринимаются гораздо глубже, чем они того заслуживают. Если сотрудник обсуждает с шефом свою личную проблему, в момент разговора он легко раним. Он остро реагирует на любые нападки на себя или на “свою” проблему. Если его хотят убедить в том, что его проблема не так уж велика, он будет считать себя уязвленным и Станет глух к любой помощи. Реальную оценку остроты проблемы можно сопровождать вопросами, укреплять рациональный подход. Но попытки выносить суждения о проблеме или намеки на то, как легко вы сами справляетесь с подобными “мелочами”, неуместны. Если сотрудник воспринимает что-то как проблему, к этому и надо относиться как к проблеме.

      Цель  любого подобного разговора —  оказание помощи для развития “самопомощи”. Сотрудник должен быть в состоянии, опираясь на вашу поддержку, самостоятельно справиться со своей проблемой. Ни в коем случае нельзя брать на себя его проблему и возвращать ему готовое решение. Это означало бы: “Ты слишком глуп и даже не можешь решить собственные проблемы. Я покажу тебе, как это делается!”

      Так сотрудник ничему не научится и всегда будет тушеваться в борьбе с трудностями. Если в его поведении доминантой будет ожидание помощи со стороны, он будет лишен возможности учиться. К тому же он оказывается в положении благодарящего, что существенно сужает диапазон его поведения. Вынужденный выражать благодарность, он вряд ли сможет сказать, что его гнетет новый конфликт, или что старый еще дает о себе знать, или что предложенное решение оказалось неверным и ситуация обострилась еще больше. Этот сотрудник уже не может даже сказать, что что-то, относящееся к работе, делается не так, как нужно, если это “что-то” решено шефом.

      Каждый  конфликт выявляет силы конфликтующих  сторон, которые до этого были, возможно, неизвестны. Если шеф сам хочет  его решить, он лишает сотрудника возможностей роста. 

 

       2.2.3 Структурные методы разрешения конфликта

  • РАЗЪЯСНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликт, - разъяснение того, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также четко определены политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет все эти вопросы не для себя, а с тем, чтобы его подчиненные хорошо поняли, чего ждут от них и в какой ситуации.
  • КООРДИНАРНЫЕ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Еще один метод управления конфликтной ситуацией - это применение координационного механизма. Один из самых распространенных механизмов - цепь команд. Как еще давно отмечал Вебер и представители административной школы, установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

      В управлении конфликтной ситуацией  очень полезны средства интеграции, такие как управленческая иерархия,  использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные  группы, целевые группы и межотдельские совещания. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого. Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями - отделом сбыта и производственным отделом - сумели разрешить проблему, создав промежуточную службу, координирующую объем заказов и продаж. Эта служба осуществляла связь между отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования к сбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

Информация о работе Управление конфликтом как функция руководства