Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 16:33, курсовая работа
Конфликты — одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликт (от лат. «confluctus»)означает столкновение сторон, мнений, сил. История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Возникающие государственности тоже можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.
Введение
1. Природа и сущность конфликта
2. Межгрупповые конфликты в организациях
3. Виды конфликтов и причина их возникновения
4. Управление конфликтами в организациях
Заключение
Список литературы
2) Сглаживание:
Этот стиль характеризуется поведением. которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". "Сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта. Можно погасить стремление к конфликту у другого человека, повторяя: "Это не имеет большого значения. Подумай о том хорошо, что проявилось здесь сегодня". В результате может наступить мир, гармония и тепло, но проблема останется. Больше не существует возможности для проявления эмоций, но они живут внутри и накапливаются. Становится очевидным общее беспокойство, растет вероятность того, что в конечном счете произойдет взрыв.
3) Принуждение:
В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными. Недостаток этого стиля заключается в том. что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
4) Компромисс:
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.
5) Решение проблемы
Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматривается как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Эмоции можно устранить лишь путем прямых диалогов с лицом, отличный от вашего взгляд. Глубокий анализ и разрешение конфликта возможны, только для этого требуется зрелость и искусство работы с людьми... Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.
Из исследований известно, что высокоэффективные компании в конфликтных ситуациях пользовались стилем решения проблем больше, чем малоэффективные компании. В этих высокоэффективных организациях руководители открыто обсуждали свои расхождения во взглядах, не подчеркивая разногласий, но и не делая вида, что их вовсе не существует.
Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений.
2. После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
4. Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
5. Во время общения
создайте положительное отношение друг
к другу, проявляя симпатию и выслушивая
мнение другой стороны, а также сводя к
минимуму проявление гнева и угроз.
Заключение
Для грамотного управления любой конфликтной ситуацией необходима правильная диагностика причин, породивших конфликт. Чем точнее мы выясним природу зарождения противоречий, тем быстрее и эффективнее их устраним. Причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с определяющими факторами - информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.
Конфликт можно рассматривать в широком смысле как процесс, состоящий из нескольких этапов. На первом этапе складывается конфликтная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Противоречие, пока еще не перешедшее в конфликт, - конфликтная ситуация. Это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами. Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации -- возникновение предмета конфликта. Предмет конфликта - это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Конфликтная
ситуация может обостриться под воздействием
инцидента, представляющего собой следующую
фазу конфликта.
1. Потенциальные причины
конфликта в организациях - совместно
используемые ресурсы, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия
в восприятиях и ценностях, различия
в стиле поведения и биографиях людей,
а также плохие коммуникации.
2. К потенциальным
отрицательным последствиям конфликта
относятся: снижение производительности,
неудовлетворенность, снижение морального
состояния, высокая текучесть кадров,
ухудшение социального взаимодействия.
3. При эффективном
вмешательстве конфликт может иметь положительные
последствия, например, более углубленная
работа над поиском решений, разнообразие
мнений и улучшение сотрудничества в будущем.
4. Структурные методы
решения конфликта связаны с эффективной
интеграцией структуры управления
организацией.
5. Существует несколько
межличностных стилей разрешения конфликта:
уклонение, сглаживание, компромисс,
принуждение и решение проблем. Решение
проблем - стиль, предпочитаемый в ситуациях
которые требуют разнообразия мнений
и данных, характеризуется открытым признанием
разницы во взглядах и столкновением этих
взглядов для того, чтобы найти
решение, приемлемое для всех сторон.
Наиболее эффективные организации чаще
применяют стиль решения проблем
в разрешении конфликта.
Список
литературы
1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: Проспект, 2006.
2. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. М.: Юнити, 2005г.
3. Михайлова О.Б. Управление конфликтами // Кадровый менеджмент. 2007, №4.
4. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: Бизнес-школа, 2005.
5. Сартан Г. Природа конфликта // Кадровое дело 2007, №11.
6. Травин Н.В. Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 2005.
7. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: Инфра-М, 2005.
8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента/пер. с англ. - М.: Дело, 2004.
9. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л., Управление персоналом, М.: ЮНИТИ, 2007.
10. Дж.М.Иванцевич, А.А.Лобанов. Человеческие ресурсы
11. Конфликтология Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008.
12. Основы менеджмента: Учебное пособие 1 Под ред. А.А.Радугина. М., 2006.
1З. Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. М., 2008.
14. Фролов С.С. Социология организаций. -- М., 2009.
15. Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» - М.: Экономика, 2007.
16. Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» - М.: изд-во МГУ, 2009.
12. Иосефович, Н., «Ты - босс!: Как стать толковым руководителем» - М.: Вече, 2005.
18. «Социальное управление: словарь-справочник» - М.: изд-во МГУ, 2007.
19. Бабосов Е.М. «Социология:
Энциклопедический словарь. От классики
до современности»
2009.