Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 03:23, курсовая работа
Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера.
Введение 3
1 Теоретические основы конфликтов в коллективе 5
1.1 Возникновение конфликтов в трудовых коллективах 5
1.2 Типы конфликтов в организациях и их последствия 9
1.4 Стратегии и методы разрешения конфликтов в организациях 14
2 Выбор руководителем стратегии управления конфликтом 25
2.1 Анализ работы по управлению конфликтами на предприятии 25
2.2 Управление конфликтами в трудовом коллективе 32
2.3 Пути разрешения конфликтов в трудовом коллективе 39
Заключение 41
Список использованных источников 44
Приложение 47
Руководитель
может избрать тактику ухода
от конфликта, сглаживания его, компромиссного
решения, принуждения или неприятия чужой
позиции. Основной способ применения рационально-интуитивного
подхода к управлению конфликтом состоит
в том, чтобы рассматривать любую конфликтную
ситуацию как проблему или потенциальную
проблему, которая ждет своего решения.
Затем подбирается подходящий метод решения
проблем, пользуясь арсеналом возможных
стратегических мер контроля конфликтных
ситуаций. У руководителя есть возможность
предвидеть начало конфликтной ситуации,
вовремя вмешаться в процесс протекания
конфликта, внести свои коррективы и вывести
конфликтную ситуацию к оптимальному
для себя разрешению [33 с. 145].
2
ВЫБОР РУКОВОДИТЕЛЕМ
СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ
КОНФЛИКТОМ
2.1
Анализ работы по управлению
конфликтами на предприятии
Анализ работы по управлению конфликтами является первым этапом по определению вида конфликта в трудовом коллективе ООО ЧОП «Шериф».
В первую очередь автор выяснил, ведется ли фиксация конфликтов на предприятии в каких-либо документах. После того, как обнаружилось, что как таковой фиксации в документах не имеется, анализ проводился путем включенного наблюдении автора в естественные условия.
В процессе деятельности ЧОП «Шериф» ежедневно возникает большое количество разногласий, которые перерастают в конфликты. По длительности протекания возникают кратковременные, а иногда и затяжные конфликты, связанные с высокими нравственно-психологическими травмами.
Охарактеризуем
персонал охранного предприятия
по поведению в конфликтных
Генеральный директор предприятия и его сотрудники стараются следовать некоторым условиям по предотвращению конфликтных ситуаций. Это происходит следующим образом. В первую очередь - это создание условий, которые препятствуют возникновению и развитию конфликтных ситуаций. Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют.
Следующим условием предотвращения конфликтов является забота о справедливости. Директор не наказывает не виновных, прежде чем, что-то предпринять, очень хорошо продумывает, какие последствия вытекут из его решений. Но это не всегда получается, иногда сгоряча или не подумав, страдают незаслуженно сотрудники, хотя виноват сам руководитель.
Отношения в коллективе складываются при помощи уступок, происходит учет не только своих интересов, но и интересов других сотрудников предприятия. Готовность уступить смягчает напряженную обстановку. А если на оппонента оказывается давление – это всегда вызывает сопротивление с его стороны.
Также используют принцип ясности и доброжелательности. Это позволяет избежать ошибочного приписывания своему противнику враждебной позиции, а также нейтрализовать или смягчить обстановку.
Сотрудники ЧОП «Шериф» учатся управлять своими реакциями, сдерживать негативные эмоции при возникающих разногласиях, но это не всегда получается.
Сотрудники уменьшают негативные эмоции противоположной стороны следующими приемами: готовностью идти на сближение позиций; положительная оценка некоторых действий другой стороны; критичное отношение к самому себе и уравновешивание поведения.
После этого выбирается оптимальная стратегия разрешения конфликтной ситуации.
Как показал первичный анализ по управлению конфликтами в ООО ЧОП «Шериф», директор стремится решить возникающие конфликты с помощью компромисса, и часто достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов выглядит положительно. Но наблюдение показало, что в коллективе существуют недомолвки между директором и подчиненными. Коллектив предприятия считает, что директор принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся.
Директор
чувствует возникшую
Таким
образом, анализ показал, что директор
отлично справляется с
Для проведения вида конфликта на анализируемом предприятии проведем исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отрицательных эмоций в общении между членами коллектива.
На
втором этапе был применен метод
тестирования, в рамках которого применялись
две методики: диагностики
Исследование проводилось на
одном из объектов: Администрация
Устиновского района ЧОП «
Возрастной состав членов коллектива: от 35 до 50 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Должность: охранники.
Для исследования были применены следующие методы: метод наблюдения (включенное наблюдение в естественных условиях), а также метод тестирования. В рамках метода тестирования были применены две методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению.
В нашей стране тест адаптирован Гришиной Н. В. Для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
2. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе (Практическая психодиагностика, методики и тесты).
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе напряженный.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Результаты диагностики по методике Томаса
№ испытуемого | Соперничество | Сотрудничество | Компромисс | Избегание | Приспособление |
1 | 0 | 5 | 8 | 8 | 9 |
2 | 1 | 7 | 8 | 9 | 5 |
3 | 5 | 1 | 7 | 11 | 6 |
4 | 4 | 6 | 6 | 10 | 4 |
5 | 1 | 7 | 4 | 10 | 8 |
6 | 2 | 6 | 9 | 9 | 8 |
7 | 5 | 7 | 5 | 8 | 5 |
8 | 5 | 1 | 9 | 10 | 5 |
9 | 1 | 6 | 6 | 10 | 7 |
10 | 2 | 4 | 8 | 11 | 5 |
11 | 4 | 6 | 5 | 12 | 3 |
12 | 3 | 10 | 4 | 8 | 5 |
13 | 6 | 7 | 8 | 6 | 3 |
14 | 4 | 6 | 4 | 6 | 10 |
Полученные данные позволили предположить, что использование тактики избегания может быть вызвано потребностью в признании, стремлением соответствовать одобряемому авторитетом образцу поведения. В связи с этим респондентам был предложен тест Д. Марлоу и Д. Крауна «диагностики самооценки мотивации одобрения» (приложение 1).
Результаты этого теста (таблица 2.2) свидетельствуют о довольно высокой потребности в одобрении у большинства респондентов.
Таблица 2.2 - Результаты диагностики по методике Марлоу и Крауна
№ испытуемого | Мотивация одобрения (баллы) |
1 | 10 |
2 | 14 |
3 | 13 |
4 | 14 |
5 | 16 |
6 | 18 |
7 | 9 |
8 | 14 |
9 | 13 |
10 | 15 |
11 | 16 |
12 | 9 |
13 | 9 |
14 | 8 |
Полученные
данные позволили выдвинуть
Для
подтверждения одной из гипотез
вычисляем коэффициент
Таблица 2.3 - Анализ ранговой корреляции по Спирмену стратегии избегания и стремления к одобрению
№ п/п | стратегия избегания,баллы | Стремление к одобрению, баллы | Ранги по стратегии избегания | Ранги по стремлению к одобрению | Разность рангов,d | d2 |
1 | 8 | 10 | 4 | 5 | 1 | 1 |
2 | 9 | 14 | 6,5 | 9 | 2,5 | 6,25 |
3 | 11 | 13 | 12,5 | 6,5 | -6 | 36 |
4 | 10 | 14 | 9,5 | 9 | -0,5 | 0,25 |
5 | 10 | 16 | 9,5 | 12,5 | 3 | 9 |
6 | 9 | 18 | 6,5 | 14 | 7,5 | 56,25 |
7 | 8 | 9 | 4 | 3 | -1 | 1 |
8 | 10 | 14 | 9,5 | 9 | -0,5 | 0,25 |
9 | 10 | 13 | 9,5 | 6,5 | -3 | 9 |
10 | 11 | 15 | 12,5 | 11 | -1,5 | 2,25 |
11 | 12 | 16 | 14 | 12,5 | -1,5 | 2,25 |
12 | 8 | 9 | 4 | 3 | -1 | 1 |
13 | 6 | 9 | 1,5 | 3 | -1,5 | 2,25 |
14 | 6 | 8 | 1,5 | 1 | -0,5 | 0,25 |