Управление конфликтами и стрессами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы было следующее: изучить понятия «конфликт» и «стресс»; понять, какими же методами можно предотвратить конфликтные и стрессовые ситуации в организации; узнать, можно ли вообще управлять руководитель конфликтами. Ведь менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 – 4
Глава 1. Возникновение и природа конфликта………………………….5 – 16
1.1. Сущность конфликта, его понятие.
1.2. Типы конфликтов. Причины конфликтов.
Глава 2. Роль организации в снижении стресса………………………..17 – 18
Глава 3. Управление конфликтами и стрессами………………………..19 – 32
3.1. Структурные методы разрешения конфликта.
3.2. Межличностные стили разрешения конфликтов.
3.3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации.
3.4. Организационные программы борьбы со стрессом.
Глава 4. Разрешение конфликтов и стрессов в торговой фирме ТОО «Агрос»……………………………………………………………………34 – 41
Заключение………………………………………………………………..42 – 43
Список литературы …………………………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Университет Путей  Сообщения

Поволжский  филиал МИИТ 

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Менеджмент» на тему:

«Управление конфликтами и стрессами в  организации». 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент

II курса Кузьмина А.И.

Шифр  № 0830-п/ДНЭ-1280

Проверил: доц. Скоробогатова Т.А. 
 
 

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3 – 4

Глава 1. Возникновение  и природа конфликта………………………….5 – 16

    1. Сущность конфликта, его понятие.
    2. Типы конфликтов. Причины конфликтов.

Глава 2. Роль организации в снижении стресса………………………..17 – 18

Глава 3. Управление конфликтами и стрессами………………………..19 – 32

           3.1. Структурные методы разрешения  конфликта.

           3.2. Межличностные стили разрешения  конфликтов.

          3.3. Организационный подход к управлению конфликтами в кризисной ситуации.

           3.4. Организационные программы борьбы  со стрессом.

Глава 4. Разрешение конфликтов и стрессов в торговой фирме ТОО «Агрос»……………………………………………………………………34 – 41

Заключение………………………………………………………………..42 – 43  

Список литературы  …………………………………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Управленческое взаимодействие осуществляется в организации на различных уровнях, и на каждом из них имеют место конфликты. Конфликты рассматриваются сегодня как источник индивидуального и организационного развития, так как в ходе разрешения конфликта рождается новая ситуация. Парадокс заключается в том, что по наличию конфликта судят о зрелости индивида, группы и организации. Конфликт – это жизненно важное семя, из которого вырастает успех. Конфликты на работе знакомы слишком многим. Организации с идеальными взаимоотношениями между сотрудниками, департаментами и собственниками встречаются в жизни так же часто, как и все идеалы.

    Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Именно поэтому данная тема так актуальна в наше время.

     Целью данной курсовой работы было следующее: изучить понятия «конфликт» и «стресс»; понять, какими же методами можно предотвратить конфликтные и стрессовые ситуации в организации; узнать, можно ли вообще управлять руководитель конфликтами. Ведь менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется все деструктивное. Это трудная задача. Но сегодня мы располагаем знаниями и опытом, позволяющими приблизить эту цель. Не использовать эти возможности, проходить мимо них или не принимать их в расчет — значит, потерять квалификацию руководителя, управляющего.

     Предметом данной курсовой работы является управление конфликтами и стрессами в организации. Объектом исследования стала торговая фирма ТОО «Агрос».

     Чтобы эффективно управлять конфликтами и стрессами в организации, необходимо знать, какие бывают стрессы и конфликты, как они возникают и протекают, как можно устранить конфликтные и стрессовые ситуации.

 

                             Глава 1. Возникновение и природа конфликта.

    1. Сущность конфликта, его понятие.

   Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

   Помимо конфликта, ученые выделяют  следующие виды коммуникационной  конфронтации: 1) отсутствие согласия; 2) противоречия интересов; 3) соревнования; 4) конкуренция; 5) соперничество; 6) враждебность; 7) коллизии норм морального или правового характера.1

   Различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента – и конфликт может начаться.

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.

   Возможность конфликтов заложена в существе самой человеческой жизни.

Причины конфликтов коренятся в аномалиях  общественной жизни и несовершенстве самого человека. Среди причин, порождающих конфликты, следует назвать, прежде всего, социально-экономические, политические и нравственные. Они являются питательной средой для возникновения различного рода конфликтов. На возникновение конфликтов оказывают влияние психофизические и биологические особенности людей.

    Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Об этом ежедневно пишут газеты, передает радио, транслирует телевидение. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течении нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

   Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

   Бывает так, что в одних случаях разрешение конфликтов проходит весьма корректно и профессионально грамотно, а в других, что бывает чаще, - непрофессионально, безграмотно с плохими исходами чаще для всех участников конфликта, где нет победителей, а есть только побежденные.

   Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. Часть конфликтов являются надуманными, искусственно раздутыми, созданными для прикрытия профессиональной некомпетентности некоторыми лицами и вредны в коммерческой деятельности. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Другие же конфликты, являясь неизбежным спутником жизни любого коллектива, могут быть весьма полезны и служат импульсом для развития коммерческой деятельности в лучшую сторону

(выявление  разнообразных точек зрения, дает  дополнительную информацию, помогает  выявить большее число альтернатив или проблем и т.д.)

   Движущей силой в конфликте является любопытство или стремление человека или победить, или сохранить, или улучшить свое положение, безопасность, устойчивость в коллективе или надежда на достижение поставленной в явном или не явном виде цели.

      Как поступить в той или иной ситуации, часто бывает не ясно.

   Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.

   Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющих их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.

   Общность всех конфликтов независимо от их природы заключается в столкновении интересов, стремлений, целей, путей их достижения, отсутствии согласия двух или более сторон – участников конфликта. Сложность конфликтов обусловливается разумными действиями отдельных лиц и коллективов с разными интересами. 

    1. Типы  конфликтов. Причины  конфликтов.

Типы  конфликтов.

   Организацию как совместную деятельность людей по достижению ими целей можно рассматривать как сети взаимозависимых организационных единиц, эффективное управление понимать как умелое управление данной взаимозависимостью. Отношения между организационными единицами оказывают основное влияние на взаимодействие указанных единиц.

   Можно различать следующие четыре типа отношений в каждой форме взаимодействия групп в организации:

        1. Отношения силы и зависимости. Люди, работающие в организации, до определенной степени оказывают влияние на поведение друг друга, пытаясь усилить, расширить собственные возможности и способности в этой области, а также усилить собственные позиции.

        2. Отношения при ведении переговоров. При принятии решений о распределении недостаточных, ограниченных ресурсов работники часто оказываются зависимыми друг от друга в процессе получения собственной доли.

        3. Деловые ("инструментальные") отношения. В современном связанном производстве работники оказываются в положении "средств производства" друг для друга. Такое закономерное положение каждой из групп работников организации обусловлено, прежде всего, технологическими связями. Речь идет о том, что организация производства на собственном участке объективно опирается на результаты работы других участков и групп. В этой связи взаимозависимость групп в совместной работе на общие для организации цели определяет, с одной стороны, мотивы для снятия разногласий, а с другой, форму обмена результатами деятельности групп внутри организации.

        4. Социо-эмоциональные отношения, которые проявляются в отдельные периоды в форме симпатий и антипатий (чаще - лица к группе и к организации).

   Указанные типы отношений имеют соответствующие тенденции и центральные проблемы. Принадлежность конкретных разногласий к конкретной природе (центральной или поведенческой) определяют вид вмешательства в конфликт.

   Имеется в виду внешнее для конфликтующих сторон воздействие, направленное на конструктивное снятие разногласий. При этом предполагается, что само разрешение конфликта неэффективно с позиции целей организации (либо по критерию времени его разрешения - явное несоответствие целям организации).

   Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто отмечается исследователями в организации:

Первый - между работодателями и служащими (внутриличностный). Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать - как несовместимые.

   Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель по качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия.

Информация о работе Управление конфликтами и стрессами в организации